Меню

Тяжелые почвы мало света

§ 56. Растительные сообщества

В природе разные виды растений растут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя естественные заросли, скопления, группировки, называемые растительными сообществами, или фитоценозами (от греческих слов «фитон» — растение и «койнос» — общий).

Типы растительных сообществ

Все компоненты растительного сообщества приспособлены к особым условиям совместной жизни, сложившимся в этом сообществе.

Для каждого растительного сообщества характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура и другие условия, отличающиеся от условий жизни другого сообщества. Этим объясняется многообразие растительных сообществ и специфический видовой состав в каждом из них [197].

Так, еловые леса обычно растут на достаточно тяжелых, влагоемких суглинистых почвах. Хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом, и образует подстилку, влияющую на температурный режим, влажность и другие свойства почвы.

В еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жаркий день здесь прохладно. Травяной покров небогат видами, под густыми елями растут тенелюбивые кислица, седмичник, майник двулистный, черника, брусника, различные мхи.

Сосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут черника, костяника, грушанка круглолистная, буковица лекарственная, папоротник орляк, плаун булавовидный, а в особо сухих сосняках — вереск.

Растительные сообщества лиственных лесов, как правило, приурочены к почвам, богатым минеральными веществами. Их видовой состав разнообразен: из деревьев здесь растут дуб, липа, клен, вяз, рябина, береза; из кустарников чаще всего можно встретить орешник (лещину), жимолость лесную, бересклет. Травяной покров также богат видами: растут здесь чина, копытень, вороний глаз, сныть, несколько видов колокольчиков звездчатки, ветреницы, ландыш, медуница лекарственная, зеленчук желтый и многие другие растения [198], [199].

Обычно сухопутные растительные сообщества называют именем того вида, который в нем преобладает. Например, можно выделить следующие сообщества: еловый лес, березовый лес (роща), дубовый лес (дубрава), сосновый лес (бор), смешанный лес (лес, состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев) и т. д.

Типы растительности

Растительность — это совокупность растительных сообществ, существующих на определенной территории.

В зависимости от преобладания тех или иных видов и условий существования растительные сообщества объединяются в большие группы — типы растительности: леса, луга, болота, степи, тундры и т. д. Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым его можно отличить от других.

РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Ответьте на вопросы

1. Что называют растительным сообществом? 2. Какие растительные сообщества вы знаете? 3. В чем особенности сообществ дубового и соснового лесов? 4. Что такое растительность?

Задания для самостоятельной работы

Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

Флорой (в римской мифологии Флора — богиня цветов и весны) называют совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. Например, можно говорить о флоре России, флоре Мещеры, флоре Московской области и т. д. Флора нашей страны очень богата. Ее составляют почти 20 тыс. видов высших растений.

Читайте также:  Чем подкормить грибницу шампиньонов

Источник

Царство Растения — классификация, природные сообщества (Схема)

Классификация Царства Растения

Раньше к низшим растениям относились бактерии, грибы и лишайники, к высшим растениям — все остальные. На данный момент выделяют три отдельных Царства которые стоят особняком, но называются Растениями — это Царство Бактерий, Царство Грибы и Царство РАСТЕНИЯ. Царство Растения делятся на три основных подцарства: Настоящие Водоросли, Багрянки и Высшие Растения. Смотрите более подробную схему ниже.

Отделы царства Растений

Растительное сообщество (фитоценоз) — совокупность растений разных видов, обитающих на одной территории

Условия неживой природы

Тяжелые почвы, ма­ло света, высокая влажность

Теневыносливые -кислица, седмичник, черника, мхи

Легкие песчаные почвы, много света, мало питательных веществ

Сосна, мхи и ли­шайники

Вереск, сухолюби­вые травы

Богатые почвы с нормальным увлаж­нением

Береза, липа, клен, дуб и др.

Орешник, жимо­лость, травы — ко­пытень, чина, сныть и т.д.

Сухие почвы, бога­тые минеральными веществами

Злаки — ковыль, мятлики и др.

Ярусность в растительном сообществе — различия в высоте надземных органов растений или глубине проникновения корней (подземная ярусность)

Лиственный лес

Условия жизни растений

Первый (самые высокие растения)

От яруса к ярусу ос­вещенность уменьшает­ся, а влаж­ность по­вышается

Липа, береза, дуб и др.

Рябина, черемуха, осина.

Кустарники — орешник, жимолость, ши­повник

Кустарнички (черника), травы и папоротники

Мхи, лишайники, грибы

_______________

Источник информации:

1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

2. Биология.Растения.Бактерии.Грибы и лишайники /В.П.Викторов,А.И.Никишов. —М.:ВЛАДОС,2012.—256с.

Источник

Тест 6 класса ПОМООООГИТЕ. ПОЖАЛУЙСТА

Природные сообщества
А1. Совокупность всех видов живых организмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется
1) биоценозом
2) растительным сообществом
3) группировкой организмов
4) фитоценозом
А2. Совокупность растений, произрастающих на определённой территории и способных существовать совместно друг с другом, называется
1) природным сообществом
2) растительным сообществом
3) биоценозом
4) группировкой растений
А3. Совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории, называется
1) биоценозом
2) группировкой растений
3) фитоценозом
4) растительностью
А4. Разделение растительного сообщества на горизонтальные слои называется
1) ранжированием
2) ярусностью
3) делением на зоны
4) зональностью
А5. Вид сожительства организмов в сообществе, приносящий пользу обоим организмам, называется
1) симбиозом
2) взаимопомощью
3) кооперацией
4) взаимодействием
А6. Вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вред другому, называется
1) конкуренцией
2) симбиозом
3) паразитизмом
4) протокооперацией
А7. Смена растительных сообществ происходит под влиянием:
1) смены времен года;
2) изменения климата;
3) неодновременного развития растений;
4) деятельности человека.

Читайте также:  Какие лампы используют для выращивания растений дома

А8. Связь живых организмов с окружающей средой изучает наука:
1) география;
2) экология;
3) фенология;
4) биология.

А9. Сосна занимает верхний ярус, потому что:
1) любит тень;
2) влаголюбива;
3) любит свет;
4) устойчива к засухе.

А10. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:
1) заметны насекомым;
2) заметны людям;
3) украшают лес;
4) растут на плодородной земле.

А11. Ярусность – это:
1) сосуществование организмов разных видов;
2) использование одними растениями других в качестве опоры;
3) симбиотические взаимоотношения организмов;
4) расчлененность растительного сообщества на горизонтальные слои.

А12.Фитоценоз-это:
1)- природное сообщество
2)- растительное сообщество
3)- сельскохозяйственное поле
4)- растения тундры

А13. Многообразие растительных сообществ объясняется наличием:
1)- определенным составом почвы
2)- определенным условием обитания
3)- определенными видами растений
4) –разнообразие жизненных форм

А14.В еловом лесу:
1)- легкие песчаные почвы
2)-тяжелые почвы, мало света
3)- разнообразный, богатый травяной покров
4)- почвы кислые, заболоченные

А15.В сосновом лесу:
1)- легкие песчаные почвы, мало света
2)- тяжелые почвы, богатый растительный покров
3)- тяжелые почвы, мало света, бедный растительный покров
4)- светло. легкие песчаные почвы, разнообразный растительный покров

А16.В лиственном лесу растут:
1)- клен, вязь, рябина
2)- береза, кедр, орешник
3)- дуб, липа, лиственница
4)- липа, можжевельник, сосна
А17.Кислица, майник, черника, брусника растут:
1)- в сосновом лесу
2)- в дубовом лесу
3)- в еловом лесу
4)- в широколиственном лесу

А18. Копытень, сныть, медуница, ветреница растут:
1)- в сосновом лесу
2)- в дубовом лесу
3)- в еловом лесу
4)- в широколиственном лесу

А19. Совокупность растительных сообществ на определенной территории называется:
1)- растительность
2)- растительное сообщество
3)- лес
4)- луг

А20 . Найди тип растительности:
1)-сосновый бор
2)- еловый лес
3)- березовая роща
4)- луг

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Смена растительных сообществ может происходить в результате
1) изменения климата
2) сезонных изменений
3) хозяйственной деятельности человека
4) жизнедеятельности самих растений
5) солнечной радиации
6) магнитной бури
B2. Наиболее устойчивыми к загрязнению окружающей среды являются
1) ель
2) тополь
3) берёза
4) пихта
5) лишайники
6) лиственница
В3.На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру

Источник

Тест по биологии для 6 класса. Тема:» Растительные сообщества»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Растительные сообщества

А- природное сообщество

Б- растительное сообщество

В- сельскохозяйственное поле

Г- растения тундры

2. Многообразие растительных сообществ объясняется наличием:

А- определенным составом почвы

Б- определенным условием обитания

Читайте также:  Чем опасны кислые почвы

В- определенными видами растений

Г –разнообразие жизненных форм

А- легкие песчаные почвы

Б-тяжелые почвы, мало света

В- разнообразный, богатый травяной покров

Г- почвы кислые, заболоченные

4.В сосновом лесу:

А- легкие песчаные почвы, мало света

Б- тяжелые почвы, богатый растительный покров

В- тяжелые почвы, мало света, бедный растительный покров

Г- светло. легкие песчаные почвы, разнообразный растительный покров

5.В лиственном лесу растут:

А- клен, вязь, рябина

Б- береза, кедр, орешник

В- дуб, липа, лиственница

Г- липа, можжевельник, сосна

6.Кислица, майник, черника, брусника растут:

А- в сосновом лесу

Б- в дубовом лесу

В- в еловом лесу

Г- в широколиственном лесу

7. Копытень, сныть, медуница, ветреница растут:

А- в сосновом лесу

Б- в дубовом лесу

В- в еловом лесу

Г- в широколиственном лесу

8. Сосновый лес называют :

Г- смешанным лесом

9. Совокупность растительных сообществ на определенной территории называется:

Б- растительное сообщество

10 . Найди тип растительности:

В- березовая роща

Ответы: 1-б 2-б 3-б 4-г 5-а 6-в 7-г 8-б 9-а 10 г

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 90 человек из 41 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-520969

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector