Незаслуженно забытые комбайны СССР
Зерноуборочные комбайны – тема хоть и далекая от многих, но основные массовые модели известны. Даже если и не по точному названию, то хотя бы по внешним признакам. Пожалуй, в СССР именные «НИВУ», «ДОН» и «КОЛОС» вам могли назвать даже в детском саду. Тем обиднее, что другие комбайны, которые тоже выпускались серийно, остались где-то в стороне. Восстановим справедливость?
Первый советский самоходный зерноуборочный комбайн был разработан в Казани и назывался в духе своего времени — «Сталинец-4». Правда, после развенчания культа личности Сталина, название было сокращено до С-4, но на качествах комбайна это никак не сказалось. Машина начала выпускаться в 1947 году и представляла собой открытую всем ветрам конструкцию с прицепным (!) копнителем. С-4 производился сразу на нескольких заводах – в одной Туле их было выпущено 29,5 тысяч. Модель получила несколько наград на выставках, активно поставлялась за рубеж и окончательно покинула конвейер только в 1958 году.
В 1956 году в Таганроге был собран первый образец самоходного комбайна СК-3, который уже в 1958 году стали производить три профильных завода: Таганрогский комбайновый завод, «Ростсельмаш» и Красноярский завод комбайнов. Кабины у машины по-прежнему не было, а к улучшениям работы комбайнера стоит отнести появление гидроусилителя руля и перемещение двигателя на середину корпуса. Кроме колесного, производились еще и несколько гусеничных и полугусеничных вариантов. А на момент снятия с производства в 1964 году СК-3 разошелся тиражом в 169 000 единиц.
Еще один редко упоминаемый комбайн – СКД-5 «Сибиряк». Машина была создана в 1969 году в Красноярске на основе выпускаемого там же СК-4. Первый вариант машины также не имел закрытой кабины и визуально отличался лишь бункером иной формы – основная модернизация была внутри. В 1972 году появился опытный СКД-5М «Сибиряк», который внешне уже был совсем другой машиной – с вместительным бункером и большой кабиной. Несмотря на древнюю основу, благодаря ряду серьезных модернизаций СКД-5 «Сибиряк» продержался на конвейере аж до 1981 года!
В 1981 году в Красноярске произвели смену поколений, запустив в серию СКД-6 «Сибиряк». Это была довольно интересная машина,объединившая в себе все положительные качества выпускаемых комбайнов. Во многом унифицированный с «Нивой», «Сибиряк» имел более просторную кабину и несколько иную начинку и также производился в разных модификациях. Увы, век этой переходной модели оказался не долог – уже в 1984 на его место пришел «Енисей-1200».
Действительной редкостью для своего времени был КЗС-3, который был создан в Таганроге в 1993 году… уже после развала Союза. Пожалуй, это последний комбайн, разработка которого началась еще в СССР, но в серию он пошел уже в России. Несмотря на то, что машина создавалась с большой степенью унификации с выпускаемыми аналогами, в конструкцию был внедрен ряд передовых решений. Расположение бункера в середине, а двигателя в задней части улучшило развесовку и снизило уровень шума в кабине. Кстати, она перекочевала в центр и перестала выступать за общие габариты. К сожалению, 90-е не способствовали процветанию перспективных проектов, и выпуск КЗС-3 ограничился в районе 1000 ед.
Напоследок все же пройдемся и по «ТОПам».
СК-4 получил в свое время известность не только в СССР, но и за рубежом, зарекомендовав себя надежной и высокопроизводительной машиной.
СК-5 «Нива» предлагался во множестве модификаций и выпускался без малого полвека – его последняя версия «Нива-Эффект» перестала сходить с конвейера всего три года назад.
СК-6 «Колос» — первый и, пожалуй, последний комбайн в СССР, в котором во главу угла было поставлено дизайнерское решение с двумя бункерами, разделенными кабиной.
ЕНИСЕЙ-1200 – являясь аналогом вездесущей «Нивы», щеголял большой остекленной кабиной и выглядел не хуже европейских образцов.
ДОН-1500 – флагман комбайнов СССР. Ориентируясь на John Deere, ростовские конструкторы смогли создать свой комбайн, который по некоторым решениям превосходил даже более современную европейскую технику.
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на заводе «Коммунар» (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на заводе «Ростсельмаш» начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.
Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956—58 — модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на заводе «Ростсельмаш» и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.
Вот какие были самые массовые варианты:
1. СК-3
В свое время стал настоящим прорывом.
Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.
2. СК-4
Получил всемирное признание.
Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели – СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.
3. СКД-6 «Сибиряк»
Отличная была машина.
Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.
4. Енисей 1200
Надежный и выносливый уборщик.
Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.
5. Дон-1500
Этот комбайн помнит каждый.
Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.
6. КСГ-Ф-70
Машина для работы в тяжелых условиях.
Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.
7. СК-5 «Нива»
Самый масштабный выпуск.
Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.
Источник
«Сталинец» и «Коммунар» — первые советские комбайны, какими они были
Появление зерноуборочных машин — огромный рывок в сфере земледелия. Там где раньше трудились сотни крестьян, стал работать один комбайн.
В конце 20-х годов прошлого века советское руководство поставило перед промышленностью задачу создать и наладить массовое производство зерноуборочных машин. При Сталине решения выполнялись быстро, первые серийные комбайны «Коммунар» и «Сталинец» сошли с конвейера в 1930 и 1931 году соответственно.
К концу 1937 года Саратовский завод комбайностроения «Саркомбайн» произвёл 39 тыс. зерноуборочных машин «Коммунар». Такой агрегат заменял собой две сотни крестьян с ручными орудиями труда, за час машина убирала более 2 га посевной площади. Рабочий захват комбайна «Коммунар» составлял 4,6 метра, управляли машиной 3 человека.
В отличие от Саратова, Ростовский завод «Ростсельмаш» не гнался за количественными рекордами. Они старались делать комбайны более мощными, универсальными. Ростовский «Сталинец» уже в первые годы выпускался в двух модификациях. Комбайн «Сталинец» мог убирать не только зерновые, но и кукурузу и подсолнечник. Ростовский «Сталинец» был шире своего Саратовского коллеги, он имел рабочий захват 6,1 метр.
Все первые комбайны были прицепные. По полю их буксировали трактором. Но для работы всех механизмов зерноуборочной машины также требовались двигатели. Комбайн «Коммунар» оснащался бензиновым мотором ГАЗ мощностью 28 л. с. Его Ростовский брат комплектовался керосиновыми тракторными двигателями ХТЗ и СТЗ мощностью 30 л. с.
Конечно, первые версии комбайнов были далеки от идеала и современных машин. Но их массовое поступление в совхозы уже в первые годы принесло ощутимый результат. Время уборки урожая значительно сократилось, в разы снизился риск потери зерновых из-за плохих погодных условий, ранней осени. Производство с/х продукции в стране пошло в гору.
Спасибо за прочтение. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал Путешествие во времени
Источник
Назад в СССР №4 Сила в хлебе: 10 советских зерноуборочных комбайнов, которые кормили всю страну.
Видео: Сергей Торопков
Доброго времени суток мои дорогие друзья! Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд – вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.
1. «Сталинец-4»
Появился. В 1946 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте сельскохозяйственного машиностроения ученые разработали конструкцию первого советского самоходного комбайна — С-4 («Сталинец-4»). Правительство высоко оценило эту машину. Конструкторы в 1946 году получили Сталинскую премию I степени, через год комбайн начали делать массово.
С-4 перемещаются по полю самостоятельно, без трактора. На площадке водителя — рулевое управление, педаль, муфты сцепления ходовой части, рычаг переключения скоростей, педали тормозов левого и правого колес. Двигатель ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях — 2 гектара в час. Рабочая скорость — от 2 до 8 километров в час. Вес — около 3,5 тонны.
«Сталинец-4» — это слияние двух комбайнов: «Сталинец-1» и «Коммунар». Причем из каждой сельхозмашины было взято лучшее. Усовершенствования внесли комбайнеры. По их предложениям технику электрифицировали — для работы ночью. Предусмотрели и разгрузку бункера на ходу. Изменения внесены и в первую очистку, улучшена работа стрясной доски.
Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й — «Сталинец-4М».
видео: Автомобили СССР из кинофильмов
Источник
Назад в СССР №7 Сила в хлебе: 10 советских зерноуборочных комбайнов, которые кормили всю страну. Часть 2
видео: densis 77 Песня о хлебе — Александр Чёрный (гр. Корпоратив)
Доброго времени суток мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами снова отправимся в прошлое далёкое и близкое и вспомним какие ещё комбайны убирали поля в колхозах и совхозах Советского Союза.
Как можно, без теплоты вспоминать наши комбайны? В них было, есть и останется какая-то стать. Монументальность, спокойствие. Иногда кажется, что НИВА признак благосостояния страны. Если в поле работают комбайны, значит все хорошо. (Иван Зенкевич)
Я с ним полностью согласна, и наш такой небольшой обзор хочу начать с самого любимого комбайна «Нива», как уже и было сказано выше, я обожаю этот комбайн всем сердцем и душой, это комбайн моего детства, именно такие комбайны были у нас в деревне.
Самый популярный, самый масштабный выпуск. Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.
видео: Иван Зенкевич PRO автомобили Комбайн НИВА СК-5М | Сельхозтехника и сельское хозяйство СССР | Советский автопром
Функционально-техническая оснастка комбайна «Нива» СК-5 позволяет заготавливать злаковые культуры со скоростью до 5 кг зерен в секунду. Долгое время этот агрегат использовался для уборки льна. По сей день считается одним из наиболее удачных изобретений компании «Ростсельмаш».
Основными недостатками этой сельхозмашины эксперты считают недолговечность ходовых ремней: их приходится часто менять на новые детали, что отражается не только на эксплуатации и обслуживании, но и на бюджете.
Этот комбайн помнит каждый.
Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза.
Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.
видео: алексей борунов Рекламный фильм кобайна ДОН 1500 Год 1986
Надежный и выносливый уборщик. Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства.
Те, кто рос в сельской местности, прекрасно помнят: самым распространённым комбайном в СССР был СК-5 «Нива» ростовского завода «Ростсельмаш». Но это на европейской части страны. «По ту сторону» Уральских гор наиболее массовой зерноуборочной сельхозмашиной суждено было стать комбайну «Енисей-1200». Выпускаемый с 1981 года, он разрабатывался с учётом опыта эксплуатации «Нивы», и не только не уступал, но и во многом превосходил своего именитого «одноклассника». За рекордный 1986 год на Красноярском заводе комбайнов было выпущено 16535 «Енисеев»! Многие из них продолжают исправно трудиться на полях и сегодня.
видео: SergSerg из USSR Зерноуборочный комбайн Енисей-1200 ( СССР 1987 год )
9 Рисоуборочный комбайн СКР-7 «Кубань»
видео: photokrasnodar ФОТО Уборка риса в Краснодаре
Печальная история. Этот комбайн ведь и в серию идти не должен был — в 1989 году КубНИИТиМ рекомендовал прекратить работу над СКР-7 и КТР-10РВ и выпустить опытную партию Дон-1500Р (на гусеницах) и Дон-2600ВД (на колёсах). Но Союз накрылся и кубанские рисоводы остались с тем, с чем остались.
СКР-7 Кубань разрабатывался под Краснодарский комбайновый завод. Завод только создавался, поэтому была задача максимально унифицировать комбайн. При одном централизованном управлении это было выгодно. Задний мост и, поначалу, весь гусеничный ход изготавливался в Биробиджане. Многое было взято от Дон-1500.
Развесовка колесного и гусеничного комбайна сильно отличаются. Комбайн должен быть маневренным, вертким. Поэтому у колесного комбайна управляемые колеса маленькие, чтобы не мешали основным узлам и обеспечивали необходимую маневренность комбайна. Основной вес машины перенесен на переднюю, ведущую ось. Для гусеничного комбайна наоборот, очень важна равномерная нагрузка на гусеницу по всей опорной плоскости. А у комбайна и так впереди висит довольно тяжелая жатка.
На СКР-7 Бункер поставили сразу после кабины. А двигатель сместили назад. Вдоль бункера пустили узенький мостик. Теперь можно было пройти сверху в любую точку комбайна, не слезая на землю. Когда уборка в грязи по колено, очень помогает.
В результате, сильно снизили шум в кабине. Заметьте, это было в 1986г. А Россельмаш к этому пришел только в 2002г. И получили неплохую развесовку, следствием которой стала отличная проходимость комбайна.
Первые модели самоходного комбайна прошли испытания и были запущены в крупносерийное производство в 1977-1978 гг. Разработчиком и главным производителем модели стал белорусский завод «Гомсельмаш», возглавляющий ряд известных производителей сельхозтехники на постсоветском пространстве.
Удачная компоновка узлов определила неплохие возможности для модернизации, которая проводилась в 80-е и 90-е годы. Производство кормоуборочных комбайнов КСК-100 к настоящему времени остановлено, поскольку появились более современные и производительные образцы техники.
Несмотря на прекращение промышленного выпуска модели, работающим агрегатам доступен широкий ассортимент запчастей. Это поддерживает эффективное функционирование хозяйств, оснащенных разновидностями советской и белорусской техники.
видео: SergSerg из USSR Кормоуборочный комбайн КСК-100 ( СССР 1986 год )
Вот такие они любимые комбайны Советского Союза, настоящие труженики, жаль, что время так быстро летит, и какие-то ещё не смотря на возраст ещё в строю, благодаря хорошему уходу хозяев, а какие-то давно гниют на свалках или вообще сгинули с лица земли, а это очень печально, для меня техника вся как живая, она так же чувствует, и плачет и смеётся, бурчит, ворчит, мёрзнет и потеет, ломается когда вредничает, можете смеяться, но вот я такая, а комбайны я уже говорила что обожаю, когда ездила к бабушке с дедушкой и у нас в селе в начале был МТС и там было много тракторов и комбайнов, и каждый вечер они уходили на ночные смены и так было красиво когда они шли друг за другом свет фар, я была маленькой но влюбилась в эти большие машины на всю жизнь, ну я вам уже об этом говорила, но всё хорошее заканчивается и прошло время распался Союз, совхоз ещё какое-то время держался на плаву, но пришел новый председатель совхоза, и первым делом начал себе строить огромный дом, вы скажите ну это хорошо значит хозяйственный, да не тут то было дорогие мои, с его приходом начала разваливаться совхоз, закрылись мастерские, гаражи и самое то что, на МТС не осталось ни одного ни трактора ни комбайна, ничего, вы можете такое представить, а так же были закрыты свинарники, коровники и сейчас про село без слёз даже говорить не могу, полный абзац вообщем селу пришел, даже больницу ито закрыли, спрашивается куда делась вся техника, куда?
Поэтому когда смотришь ещё на живую технику СССР, как например с комбайном «Кубань», не знаю как вам, но меня распирает гордость и уважение к людям которые сохранили, восстановили технику любят её и работают на этих тракторах и комбайнах, молодцы.
Ну и как же без хорошего, душевного фильма про село. Сегодня у нас замечательный фильм «СТЕПНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ», 1986 года.
видео: RVISION: Советские фильмы Степная эскадрилья (1986) Полная версия
Если вам понравилась статья, поделитесь ей в соцсетях, как поделилась ей я. Спасибо, что дочитали, досмотрели до конца, заходите чаще, мы рады всем хорошим людям. Впереди ещё много интересного. Присылайте свои темы, которые вы бы хотели увидеть на нашем канале, обсудим, рассмотрим, напишем, конечно в рамках приличия, только без политики, пошлости, ругани, злобы, у нас очень дружелюбный, познавательный канал и плохие вещи здесь просто недопустимы. А в следующем выпуске мы вам расскажем ещё что-нибудь очень интересное.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ ДРУЖНУЮ КОМАНДУ!
Источник