Меню

Уборка урожая у чувашей

Земледелие наших предков

Цель: показать рациональное использование природных ресурсов и сельского хозяйства чувашского населения на территории села Лашман (Малое — Девлезеркино)

Задачи :

Скачать:

Вложение Размер
zemledelie_nashih_predkov.ppt 1.92 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Земледелие наших предков Ученица 8 класса Аканеева Анастасия Руководитель учитель биологии Казанцев Б.А. МОУ Девлезеркинская СОШ филиал Мало-Девлезеркинская ООШ муниципального района Челно-Вершинский Самарской области 2010г

Цель: показать рациональное использование природных ресурсов и сельского хозяйства чувашского населения на территории села Лашман (Малое — Девлезеркино) Задачи : 1. Изучить способы возделывания сельскохозяйственных культур с помощью соответствующей литературы и интернет ресурсов 2. Формирование представления о родном крае, фактах истории чувашского народа. 3. Становление экологически грамотного мировоззрения. 4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, умению бережному отношению к природе

Самым главным делом в жизни чувашей было земледелие. Простые люди называли себя «хура халăх» , дословно «черный люд», черный цвет — цвет святой плодородной земли. И понятие родины для чувашей связывалось, прежде всего, с понятием земли: тăван çĕр-шыв дословно — «родная земля-вода». По представлениям наших предков, земля — живое существо. Она была святостью, и к ней относились как к матери — земля-матушка. День рождения земли — великий праздник, его поминают, совершая жертвоприношение (чÿк).

Земледелие Половина поля засеяна, другая лишь вспахана, чтобы не заросла сорняками На отдохнувшем поле уже созрел хлеб. Позднее, с распространением озимой ржи, стала применяться трехпольная система. Пришедшие на Волгу болгарские племена уже обладали высокой культурой земледелия. Они высевали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя двупольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали, а другую часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».

Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».

На своих полях чуваши выращивали зерновые хлебные, крупяные, бобовые, масличные и прядильные культуры. пшеница ячмень просо овес рожь горох чечевица лен конопля полба гречиха

Для обработки земли чуваши, как и остальные народы Поволжья, использовали следующие орудия труда: В акапуç запрягалось от 4 до 8 лошадей, чтобы они могли удержать и тянуть такое тяжелое орудие, в передней части акапуç устанавливались два колеса. Во время работы на акапуç требовалось самое меньшее 3 человека. Один управлял лошадьми, другой, наиболее сильный, держал плуг, третий, обычно мальчик-подросток, очищал отвал от налипшей земли.

Весенние обряды Сначала по традиции все мылись в бане и одевали чистую одежду. Выходили в поле с музыкой и торжественными песнями, приносили жертвенную пищу — кашу, лепешки, пиво, яйца. Молились богам и духам земли, просили благополучия, здоровья, возможности хорошо поработать. Вечером устраивали праздник в доме. В первый день перед пахотой шею лошадей и лемех плуга смазывали маслом. Лошадям могли дать ломоть посоленного хлеба, а на лемех положить ложку каши. Во время следования в поле следили, чтобы никто не переходил дорогу. Приехав, орудия труда спускали на землю, обязательно подстелив ткань или старую одежду. Это делалось, чтобы не оскорбить землю-матушку, не создать ей лишнюю тяжесть. Пропахав несколько оборотов, возвращались домой. На следующий день работали в полную силу .

Работа летом Летом, во время роста посевов, чуваши пропалывали сорняки не только в своих огородах, но и на полях. Особенно часто пололи просо и ячмень.

Уборка урожая Основным орудием уборки урожая был серп . Работали весь день до заката солнца. Как край солнца касался земли, работу тут же прекращали. И так каждый день, пока не заканчивали уборку всех своих полей. Жатва тяжелый труд, по 10 и более часов люди находились на солнцепеке в полусогнутом положении. Впервые дети выходили на жатву с 8—9 лет.

Жатву полагалось начинать в «благополучный» день, назначенный стариками. Ими же выбирался простой, открытый человек, с «легкой рукой». Он шел в поле, срезал несколько стеблей, бросал через голову и обращался к божествам, просил силы и легкости в работе, возможности убрать весь хлеб в хорошую погоду. Затем срезал несколько снопов и возвращался домой. На следующий день выходили всей семьей, вставали в ряд перед полем. Старший в семье произносил необходимую молитву, и приступали к работе

Сжатые колосья собирали в снопы и связывали ржаными стеблями. Готовые снопы, в виде пирамидки, укладывали или ставили на землю. Вечером их собирали в копны, чтобы ночная сырость не подмочила зерно.

При молотьбе зерно выбивали из колосьев, для этого снопы расстилали и били по ним специальными палками-цепами. Снопы переворачивали и снова били.

Сушка снопов Сушили снопы в овинах обычно по ночам. Эту работу выполняли старики, им помогали подростки. Считалось, что у овина есть свой дух. И перед тем, как разжечь огонь, старики клали в овин кусочки хлеба, обращались к его духу и матери огня, просили сберечь снопы от искры и пламени и дать возможность удачно обмолотить весь урожай. К жерди привязывали мочало для определения направления ветра.

В древности предки чувашей, как и многие другие народы, мололи зерно, то есть превращали его в крупу или муку на ручных мельницах . Размол урожая

Самый последний сноп делали самым большим, чтобы на следующий год урожай был еще лучше. Несколько колосьев оставляли несжатыми и завязывали их в пучок. Потом все садились на снопы лицом к солнцу, расстилали скатерть, раскладывали хлеб, сыр, ставили пиво. Молились, благодарили божества за удачную жатву, просили урожая и благополучия на следующий год. Затем кусочек посоленного хлеба и сыра закапывали в землю.

Водяная и ветряная мельница Более производительными были водяные мельницы. Их устанавливали на запрудах рек. Осенью мельницы разбирали, а весной после схода льда снова устанавливали. Позднее получили распространение ветряные мельницы, появились конные и паровые мельницы. Верхнюю часть ветряных мельниц вместе с крыльями можно было поворачивать по направлению ветра.

« Любите нашу землю, край ста тысяч песен, край жемчужины. Славьте Родную чувашскую землю своими умными, праведными делами, умножайте его богатство. Спешите на помощь нашим рекам, речкам, озёрам, высыхающим по вине неразумных людей; защищайте леса ― лёгкие городов и сёл; разводите парки, сажайте аллеи на радость всем, главное — любите землю и никогда не обижайте ее. Долг каждого ― беречь и охранять природу»

Источник

Земледелие чувашей

Основу традиционного хозяйства чувашей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством. Пашенным земледелием в середине I тысячелетия н.э. первыми в Среднем Поволжье начали заниматься именьковские племена и племена городецкой культуры (древняя мордва). Известно, что волжские булгары-чуваши перекочевали в места, где население уже владело пашенным земледелием. До этого приазовские болгары занимались таборным кочеванием, основу их хозяйства составляло скотоводство. Но и пашенное земледелие им было известно. Крестьяне Волжской Булгарии пахали простейшим бесподошвенным ралом, его вытеснило затем рало с полозом. Из последнего в XI-XII вв. было построено пахотное орудие нового типа – тяжелый плуг, переворачивающий верхний пласт дерна, корней, кустарников и взрыхляющий почву. Акапуç (агабусь) у чувашей, сабан у татар являются модификацией этого орудия. Деревянный плуг, акапуç, имел колесный передок, лемех, односторонний отвал. В него впрягали 3-4 лошади, а обслуживали 3 человека: один пахал, второй погонял лошадей, третий по ходу работы чистил отвал от налипающей земли, корней, дерна. Для обработки старопахотных земель использовали более легкое орудие – соху, двузубую с перекладной полицей. На территории Волжской Булгарии соха (чув. суха, сухапуç) распространилась не позднее конца XII – начала XIII вв. К концу XIX в. соха у чувашей почти полностью вытесняет старый плуг – агабусь и продолжает служить в приусадебном хозяйстве даже в XXI веке. Другим пахотным орудием была косуля (чалăш). Она имеет сходство как с сохой, так и агабусь. Обычным способом использования земли является трехпольный севооборот. Земля делилась на три участка: на одном сеяли озимые культуры, на втором – яровой хлеб, третье находилось под паром. На следующий год бывшее озимое поле отводилось под яровые культуры, яровое поле – под пар, а бывшее паровое, где в течение сезона пасли скот, засевалось озимыми. Яровое поле начинали пахать в конце апреля. Первыми из яровых высевали овес (сĕлĕ) и горох (пăрçа), затем ячмень (урпа), полбу (пăри), пшеницу (тулă), чечевицу (ясмăк), последней высевали гречиху (хура тулă). Население чувашского Поволжья в середине II тыс. н.э. возделывало полбу, ячмень, просо (вир), овес, озимую рожь, горох, чечевицу, лен (йĕтĕн) и коноплю (кантăр). Блюдами из полбы и проса чуваши совершали обряды. Эти культуры были освоены предками чувашей еще в азиатский период их истории. Огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На чащобах и лесных полянках высевали репу. После перевозки на ток снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора – два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения. Наиболее древними способами молотьбы были хлестание и выбивание зерен палками. Из способов отбива-ния до начала XX в. сохранился обмолот льна. Основным способом молотьбы было отбивание зерна цепами (тăпач, çапуççи). Дубец (молотило) прикрепляли цепью с помощью путца (чĕн), изготовленного из сыромятного ремня.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

Источник

Обработка земли и сев у древних чувашей
презентация к уроку по краеведению (7 класс)

Презентация кратко представляет земледельческие обряды древних чувашей.

Скачать:

Вложение Размер
obrabotka_zemli_i_sev.ppt 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обработка земли. Сев.

Пахота и сев у чувашей называется одним словом – АКА.

Перед пахотой и севом проводили обряды. 1. Старики внимательно следили за землей и определяли – когда можно пахать.

2. Затем проводили обряд акум . Мылись в бане, одевали чистую одежду. Выходили в поле с музыкой и песнями. Приносили жертвенную пищу- кашу, лепешки, пиво, яйца. Молились богам.

В первый день лошади смазывали шею и лемех плуга маслом. Лошадям давали ломоть подсоленного хлеба. На лемех клали ложку каши. Следили, чтобы никто не переходил дорогу. Орудия труда клали на постеленную на землю ткань. Пропахав несколько оборотов, возвращались домой. На следующий день пахали в полную силу.

Пахали целый день. После пахоты бороновали. Детей учили пахать с 7-10 лет. Если мужчин не хватало – пахали женщины.

СЕВ. Перед севом также мылись и одевали чистую одежду. Безгрешный человек (мог быть ребенок) в шапку клал 3 горсти семян, куриное яйцо и шел в поле. Там, обращаясь к духам земли, рассыпал семена и бросал яйцо.

На следующий день поле засевали, разбрасывая зерно из пурака с мягким, тряпичным дном.

После окончания сева: Проводили обряд ака патти – выходили всей семьей в поле, приносили кашу, хлеб, пиво и обязательно вареные яйца по количеству членов семьи. Молились божествам о хорошем урожае. Яйцо и кусок хлеба зарывали на пашне.

Обряд обновления земли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поисковой работы «Прекрасна древняя земля. » на тему: «Дольмены».

Мы живём в Краснодарском крае, месте, где находятся уникальные сооружения древности — дольмены. Об их предназначении до сих пор спорят учёные всего мира.

Внеклассное мероприятие по чувашскому языку и литературе «Как мы знаем древнюю и современную Чувашию?»

Внеклассное мероприятие по чувашскому языку и литературе «Как мы знаем древнюю и современную Чувашию?»

Древнейшие предки чувашей в Центральной Азии

Презентация представляет историю взаимодействия прототюрков и индоиранцев на территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э.

Обряды рождения у древних чувашей

Презентация представляет обряды рождения у древних чувашей.

Духи и живые существа светлого мира в представлении древних чувашей

Презентация показывает — как представляли себе древние чуваши духов и живых существ светлого (земного) мира.

Открытый урок по учебной практике. Тема 5.5 » Обработка рабочего халата». Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.

Тема 5.5. «Обработка рабочего халата»Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.

Источник

Традиционное хозяйство (земледелие и животноводство) чувашей

Основу традиционного хозяйства чувашей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством.

Археологические данные свидетельствуют, что население лесной зоны Восточной Европы земледелием начало заниматься до нашей эры, в эпоху бронзы. В то время бытовало ручное подсечно-огневое земледелие. Этот способ расчищения полей у чувашей применялся как подсека с ограниченным применением огня.

Традиция удобрения почвы навозом на северных лесных почвах проявлялась сильнее, чем на юге. В степной зоне вплоть до конца XIX — начала ХХ вв. навоз применялся редко, его сваливали в овраги Зерновые культуры убирали серпом (дурла), покупным или изготовленным местным кузнецом. По форме серпы были: а) в виде правильной полуокружности; б) сплющенные у основания, полукруглые («английский» серп).

Некоторые яровые (например, просо) теребили руками (пололи). Горох, чечевицу, гречиху косили. Коса-горбуша (дава) была древним о сказанием в Поволжье. С конца XVIII в. у чувашей все более начинает употребляться воспринятая от русских коса-стоика (литовк ).у орудием в Поволжье.

Сжатый хлеб вязали в снопы (келте). Перевясла (келте дыххи) как для ржи, так и для яровых делали из ржаной соломы. Существовало несколько способов укладки снопов. Их раскладывали Зигзагом (карта), городьбой (второй сноп колосьями на комель первого, третий на второй и т. д.), гусиным рядом (хур карти) или в пяток (тем) из 4-5 снопов. Для подсушки хлеб ставился в «майра пуд» — четыре снопа комлем вниз, чуть наклонно, пятый сверху, комлем вверх. Ржаные снопы затем в поле перекладывали в небольшие ‘копны (демел), вмещавшие один или половину воза. Яровые собирались в зарод (сурат, тарахла демел): снопы ставили комлем вниз, прислоняя колосьями друг к другу, в 4-6 рядов, объемом в один воз.

После перевозки на ток (йетем) снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора-два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения. Капан складывали высотой до 4-5 метров, подавая снопы снизу специальными деревянными вилами.

Обряды и обычаи.во время жатвы. Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями — это зажин (дурла хывни), дожинки (дурла дыхни, аиа вайне деклени). Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. Этот человек должен был помыться в бане, надеть чистую одежду, помолиться и отправиться вместе с другими членами семьи в поле начинать жатву. Первые сжатые колосья затыкали за пояс, чтобы при жатве ие болела спина и работа спорилась. В первый день связывали сорок снопов. Перед отправлением в поле, началом жатвы и по ее завершении читали молитвы, например: «Загон, дай мне мочи шестьдесят лошадиных сил, дай шестьдесят батманов (1 батман равен 4 пудам) хлеба, рукам и пояснице дай легкости, покоя».

С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. Оставшиеся колосья скручивали и завязывали узлом с петлей по ходу солнца, затем вместе с кусками хлеба, сыра и солью закапывали в землю. Последний оставшийся несжатым пучок срезал старший в семье, собрав серпы. Он связывал этим пучком все серпы до следующего года. Обычай вязания серпов символизировал преемственность и непрерывиость труда. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой год был хороший урожай.

Огороды, хотя и велись исстари, не были большими. Часто огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На лесных полянках высевали репу. Огороды располагались позади усадьбы, вдоль оврагов. Выращивали капусту (купаста), лук (сухан), огурцы (хаяр), сеяли корнеплоды — свеклу (кашман), морковь (кишер), репу (

арак), редьку (Йус кашман), Разводили также табак, хмель (хамла), немного мака, В южных районах хмель не разводили. В приволжских селениях сеяли тыкву (каван). С середины ХIХ в. стали возделывать картофель (g.ерулыи).

Фруктовые деревья и ягодные кусты разводили в небольших количествах — зто яблоня-(ymayqqm), вишня (чие), смородина (хурлахан), малина (хамла сырли), крыжовник. Болъшие сады имелись только у богатых крестьян.

Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, ыб: «Если перепелка кричит 8-9 раз подряд, хлеб уродится. Если сова кричит, хлеб будет плохой. Если журавль прилетит еще при снеге, уродится просо. Если дикий гусь высоко летит, яровые будут рослые, низко — низкие. Если во время рыбной ловли больше попадаются окуни, то будут хорошими пшеница„ячмень, рожь, полба».

Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах: козы и овцы — в 11-VII тыс. о н. э. в Передней Азии, лошадь — в IV тыс. до н. э. на юге Восточной Европы и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, позже возникло доение скота (с IV 1 тыс. до н. э.).

В Волжской Болгарии скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелие, обеспечивало население тягловым скотом, мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря.

Чуваши унаследовали, от своих предков — волжских болгар — давние традиции и навыки ухода за живностью. Они разводили лошадей, коров, овец, коз, менее — свиней.

Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.

Крупный и мелкий скот кормился днем на общинных пастби- . щах (выгонах), на паровом поле, в зарослях ку р (кету) пасли наемные пастухи (кетусе). В больших деревнях было несколько стад. Для дневного водопоя (тапар), если не было рек или озер, на речках возводили запруды. Принадлежностями пас-; туха являлись рожок (шахлич), сделанныи из рога, и длинная плеть (пуша), к концу которой привязывался пучок конского волоса для щелкань,я.

Зимой скот содержался в скотном загоне (карта), на ночь его, закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном, помещении (скотной избе). Из-за недостатка и плохого качества корма, а сенокосные угодья по причине малоземелья постоянно сокращались, скот у чувашей становился низкопородным и мелким. Основным кормом стала солома. Годовой удой от одной коровы составлял в среднем всего 600-900 л, а живой вес коровы200-280 кг.

В середине XVIII в. зажиточные хозяйства имели до 15 лошадей, часть из них держали специально для выезда. Коров с быком было 10-15 голов, овец — 20-30. Крестьяне со средним достатком содержали 2-4 лошади, одну-две коровы, десяток овец;у маломощных имелся минимум живности, а то и вовсе не было лошади.

Будучи показателем материального достатка и престижа, домашние животные играли большую роль в жизни, проявляясь в ее различных сферах. Они входили в состав приданого, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось в ритуальных трапезах, особенно в жертвоприношениях духам и божествам.

Домашний скот получил отражение в клятвенных обещаниях. Протянув руку над домашним животным, хозяин в случае ложной клятвы рисковал потерять его. Особенно веским залогом в этих случаях выступала лошадь.

Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек. Кур держали главным образом для получения яиц и пополнения бюджета (этн деньги шли на покупку’предметов к женскому наряду). Курятина использовалась в поминальной трапезе и в качестве угощения за труд. Курица являлась атрибутом при новогодних гаданиях. В крестьянском хозяйстве петух заменял часы, по его ‘пению определяли время суток. Петуха или курицу приносили в жертву при рождении или смерти человека. Петуху приписывалась способность отгонять злых духов.

Гуси и утки, хотя и занимали в животноводстве более скромное место, тем не менее в хозяйстве ‘были нужны как источник для получения пуха и пера, мяса и жира. Гуси использовались и в ритуальных целях, а гусиный жир — как лекарственный препарат (для натирания). Цельносваренный гусь был особым украшением стола на свадьбе или в осеннем обряде моления чуклеме в честь нового урожая. В день калам кун — весеннем обряде моления духам предков — пришедшего в дом первым в этот день человека сажали на подушку, в руки давали яйцо. Считалось, если гость будет сидеть на подушке спокойно, то будет приплод цыплят и гусят.

Пчеловодство (хурт-хамар есе). Сбором меда (пыл) люди занимались издревле. Путешественники, посещавшие Волжскую Болгарию, отмечали широкое распространение на территории края бортничества — сбора меда диких лесных пчел. Бортничество не было простым собирательством. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обустраивал дупло. Пчеловодство прошло три стадии развития: дикое (илн осртевое), коладнэе и рамочное Окладные ульи (велле) появились не позднее XVI в. Их выдалбливали из обрубка дерева высотой 1,2 м диаметром около м Внутри крест-накрест устанавливали

планки для закрепления сотов. Колоды устанавливали в вертикальном положении на подпорках или подвешивали на деревьях.

Источник

Читайте также:  Кофе после заваривания как удобрение
Adblock
detector