Участки для выращивания леса
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”
В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:
» 7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение — субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.
Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение — субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.».
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2020 г. N 1509
Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.
3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 — 10 1 , 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно — правообладатели, земельные участки).
6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.
7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
9. Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.
10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.
13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;
б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;
г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;
д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;
е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;
ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
19. Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.
22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.
24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.
Обзор документа
Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.
Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.
Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.
О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.
Источник
Пустить корни: кто и как сможет заработать на частном лесе
В конце сентября состоялось событие, которое осталось незамеченным широкой общественностью и которое в перспективе почти наверняка изменит жизнь многих граждан, проживающих на селе в лесной зоне. В этот день вышло Постановление правительства № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», дающее зеленый свет частному лесовладению. Те, кто с детства мечтал о собственном лесе, чтобы заботиться о нем всю жизнь и затем передать детям, с этого дня получили такую возможность.
А что, раньше было нельзя? Нет, раньше такой возможности не было ни у частных лиц, ни у лесопромышленных или сельскохозяйственных компаний. Лес в России всегда принадлежал только государству. Правда, под лесом здесь понимается именно лес на землях государственного лесного фонда. Однако лесу не прикажешь расти только на землях лесфонда. Часто можно видеть, как лес отвоевывает себе заброшенные сельскохозяйственные угодья в Центральной России или на Северо-Западе и прекрасно там себя чувствует.
По оценкам экспертов, по всей стране на такие леса приходится около 60 млн гектаров. Эти почвы зачастую малопригодны для ведения сельского хозяйства, но при этом они обладают наиболее благоприятными условиями для выращивания леса. В отличие от земель лесного фонда, земли сельхозназначения могут принадлежать не только государству, но и физическим и юридическим лицам. А с конца сентября у них появился еще один неоспоримый плюс — теперь закон позволяет вести на них не только сельское хозяйство, но и выращивать и заготавливать лес.
Кто и как сможет заработать на частном лесе в полях
Начнем с простой арифметики. Даже если из 60 млн гектаров около 10 млн вернуть в сельскохозяйственный оборот, как это планирует сделать Минсельхоз, то под частное лесовладение остается еще 50 млн гектаров. На них в долгосрочной перспективе можно ежегодно выращивать до 300 млн кубометров древесины. Между тем сейчас все предприятия лесного комплекса России в год заготавливают около 200 млн кубометров. Так что рост объемов обеспечен. А если учесть то, что в сельских районах страны, где процветает безработица, может появиться до 100 тыс. новых рабочих мест, то выгода для экономики очевидна.
Более того, новый источник доступного сырья сейчас как никогда нужен российским лесопромышленникам. Наш лесной комплекс со времен Советского Союза ориентировался на заготовку древесины в диких первозданных лесах, так называемых малонарушенных лесных территориях. Это сродни добыче полезных ископаемых, когда к ранее неосвоенному «месторождению бревен» строится одноразовая дорога, вывозится ликвидная древесина, после чего дорога забрасывается, а предприятие переходит к новому «месторождению». Такая модель, наверное, могла бы еще существовать долго, если бы не одно но: «месторождения» истощились и доступный лес в России кончился.
Освоение оставшихся первозданных лесов требует огромных инвестиций, а мировой рынок лесоматериалов требует выполнения стандартов добровольных систем лесной сертификации, которые предписывают эти первозданные леса сохранять. К примеру, в стандарте одной из ведущих систем — добровольной лесной сертификации Лесного попечительского совета (FSC) — прописано требование по сбережению малонарушенных лесов, так как они играют большую роль в сохранении биологического разнообразия и регулировании климата.
Так что для долгосрочного обеспечения сырьем своих предприятий лесному бизнесу как раз стоит присмотреться к лесам на заброшенных сельхозземлях. Они могут стать новым богатым и доступным «месторождением», а точнее — лесным огородом, способным обеспечивать предприятия постоянным «урожаем» древесины. Если посмотреть, где именно находятся зарастающие лесом поля, то мы увидим, что это в первую очередь близкие к населенным пунктам территории. В том числе к тем, где есть центры переработки древесины и относительно разветвленная сеть дорог. Вкупе с благоприятными климатическими и почвенными условиями такие леса начинают выглядеть очень привлекательными в глазах инвесторов.
Но долговременные (деревья растут медленно!) инвестиции требуют гарантий того, что лес, в который вложены деньги, останется в пользовании у компаний на долгие годы. Желательно не менее чем на 80-120 лет — так называемый оборот рубки. В то же время срок лесной аренды в России — от 5 до 49 лет. К тому же нет никакой гарантии, что на новый срок аренда будет заключена с предыдущим арендатором, даже если он заботливо ухаживал за лесом. Текущая ситуация с арендой леса сравнима с арендой квартиры, когда арендодатель берет с арендатора регулярную плату, заставляет сделать ремонт, а затем сдает квартиру другому арендатору.
Понятно, что при отсутствии гарантий лесной бизнес не будет вкладывать деньги в правильное лесное хозяйство и выращивать лес в течение многих десятилетий. Вот почему крупные лесопромышленники в России уже давно поднимают вопрос о частной собственности на леса, которая существует во многих других странах. Однако быстрое введение частной собственности на все леса может повлечь многочисленные проблемы и социальные конфликты на селе, ведь пока лес в массовом сознании нашего человека — это общее достояние, и никто не может запретить тебе его посещать.
Вот тут на помощь лесному бизнесу как раз и приходят леса на сельхозземлях. Их можно выращивать с нуля, или выбрать уже хорошо заросший лесом участок и сразу проводить рубки ухода в молодняках или средневозрастных насаждениях. Право частной собственности позволит владельцу делать долгосрочные вложения в участок, самостоятельно планировать лесохозяйственные мероприятия (лесовосстановление, уходы, финальную рубку) и рассчитывать на прибыль. Такие частные леса на сельхозземлях могли бы стать прообразом частной собственности на леса по всей России, своеобразным экспериментом для отработки подходов к новой модели.
Проигравших нет
Новая инициатива выгодна и для экономики страны, и для экологии. Разберемся поподробнее в том, почему наиболее заметную роль в привлечении общественного внимания к проблеме лесов на сельхозземлях сыграли именно природоохранные организации, ведь WWF России и другие экологи боролись за будущее бесхозных лесов на сельхозземлях с 2013 года.
Новые сырьевые базы нужны не только бизнесу, но и экологам — чтобы отвести топор, нависший над стремительно исчезающими первозданными лесами, где живут многие редкие виды животных и растений. Лесной огород в поле как альтернативный источник сырья позволит сохранить экологически ценные участки леса, которые в противном случае будут уничтожены в результате «одноразового лесопользования».
Более того, новая инициатива поможет бороться с пожарами. Зарастание сельскохозяйственной земли лесом ранее расценивалось как ее нецелевое использование, наказывалось штрафом и даже изъятием земель. Эти участки предписывалось очищать от деревьев, что часто приводило к пожарам, так как собственники видели в огне самый простой и дешевый способ выполнить предписания. Теперь же владелец, наоборот, будет заинтересован в эффективной охране своего «узаконенного» леса от пожаров, который из обузы превратился в капитал.
Новый рынок — новые правила
Новое постановление создаст новый рынок и задаст новые правила игры в лесном секторе. Мне известна как минимум одна крупная лесопромышленная компания на северо-западе России, руководство которой открыто выражает свой интерес к ведению лесного хозяйства на сельхозземлях и заявляет о своих планах на эту деятельность.
Вероятно, в скором времени в стране может начаться скупка ранее невостребованных заброшенных сельхозземель. В итоге компании получат мозаику из участков леса разного возраста и породного состава. Это своеобразный пазл, каждый кусочек которого потребует принятия продуманных хозяйственных решений для того, чтобы сложить из них общую картину.
Если говорить об уже привычных для бизнеса лесах — на землях государственного лесного фонда — то там возможности самостоятельного принятия решений у арендаторов леса нет. Все решения регламентируются предписаниями органов управления лесами, и зачастую эти требования никак не связаны с экономикой предприятия. Принятие «Особенностей» в корне меняет подход к управлению лесом — правда, только на сельхозземлях. Фактически государство передало право принятия решений правообладателям таких земельных участков.
Это большие возможности. С ними приходит и ответственность — ответственность владельца за свой лес по его охране от пожаров, защите от болезней и вредителей, которые могут нанести ущерб и соседним лесам. Кроме того, работникам лесопромышленных предприятий и частным владельцам потребуются совершенно новые компетенции по планированию и ведению лесного хозяйства. Можно надеяться, что это создаст спрос на подготовку квалифицированных специалистов, что в свою очередь поможет возродить профессиональное лесное образование. В целом и опытным игрокам лесного рынка, и новоиспеченным лесовладельцам будет чем заняться.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Источник