«1. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ 1. ознакомление студентов с методами и приемами полевого исследования почв и почвенного покрова; 2. углубление . »
1. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1. ознакомление студентов с методами и приемами полевого исследования почв и
2. углубление понимания теоретических вопросов географии почв и почвоведения,
излагаемых в лекционном курсе;
3. реализация знаний, полученных на лабораторных занятиях.
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. ознакомление с основными почвами, широко распространенными в пределах территории учебной практики;
2. выявление воздействий каждого фактора почвообразования на морфологические особенности почв;
3. определение характера зависимости морфологических признаков от среды формирования почв.
4. усвоение приемов особого, комплексно-географического метода полевого исследования как способа выявления взаимосвязи между почвой и другими компонентами ландшафта: почвообразующими породами, макро-, мезо- и микрорельефом, условиями увлажнения, характером растительности;
5. овладение методикой полевого описания факторов почвообразования (рельефа, почвообразующих пород, растительности) в объеме, необходимом для дальнейшего сравнительно-географического анализа;
6. усвоение правил выбора мест для расположения почвенных разрезов и приемов их заложения;
7. овладение методикой полного полевого морфологического описания почвенных разрезов;
8. научиться основным методам полевой диагностики почв на примере почв района практики;
9. выявить роль хозяйственной деятельности человека в изменении почв и почвенного покрова;
10. приобрести навыки четкого документирования результатов полевых наблюдений (заполнение бланков описаний почвенных разрезов, записи в дневниках, схематические зарисовки и т. п.);
11. получить навыки камеральной обработки, собранных в поле материалов.
3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП УНИВЕРСИТЕТА
Учебная практика является обязательным видом учебной работы студентов.
Учебная практика проводится во втором семестре.
Для успешного прохождения учебной практики студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении географических дисциплин, предусматривающих лекционные и практические занятия. Учебная практика является логическим завершением изучения соответствующих дисциплин: География с основами почвоведения, Землеведение и др..
Обучающийся в результате прохождения практики должен освоить следующие компетенции:
способностью использовать теоретические знания на практике (ОПК-9);
способностью применять на практике методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических, геофизических, геохимических исследований (ПК-6);
способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления общения (ПКВ результате прохождения учебной практики по географии почв обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
— географические закономерности распределения почв в природе;
— роль глобальных факторов в региональном почвообразовании;
— морфологические, физико-химические свойства распространенных типов почв.
— работать с полевым оборудованием;
— закладывать почвенные разрезы;
— проводить морфологическое описание почв;
— отбирать почвенные образцы;
— определять типы почв на основе диагностических признаков;
— анализировать и обобщать полевые данные.
– методами полевого исследования почв;
– основными понятиями дисциплины.
Прохождение учебной практики по географии почв является необходимой основой для изучения следующих дисциплин: Физическая география материков и океанов, Физическая география и ландшафты России, Ландшафтоведение и Почвы Сахалинской области.
4. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика по геологии проводиться после экзаменационной сессии 4 семестра 2 курса. Общая трудоемкость учебной практики по географии почв составляет 1,5 зачетные единицы, 1 неделя. Местом проведения практики являются окрестности города Южно-Сахалинска.
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
Во время прохождения учебной практики со студентами проводятся организационные мероприятия, которые строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии, диспута и т.п.). Осуществляется обучение правилам написания отчета по практике. Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем руководителя учебной практики.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Перед самостоятельной работой студент обязан:
1. пройти инструктаж технике безопасности (вводный), и в последующем строго соблюдать правила техники безопасности;
2. ознакомиться с научной литературой по соответствующей тематике.
3. Изучение физико-географических условий района проведения учебной практики. Выявление основных факторов почвообразования в районе проведения практики: своеобразие материнских горных пород; рельеф и геоморфология ландшафта; климатические особенности; растительный покров; антропогенный фактор и оформление результатов в таблицу 1.
Таблица 1 – Почвообразующие факторы и почвообразующие процессы
Почвенный покров в полевых условиях изучается в основном двумя методами.
Для составления общей характеристики почв используется метод почвенного профилирования. Для подробного описания почв составляют почвенные карты.
Метод почвенного профилирования позволяет выявить связь определённых почв с растительностью и основными элементами рельефа. Недостаток метода заключается в том, что он не даёт представления о пространственном распространении почв на территории. Для характеристики пространственного распространения почв проводят почвенное картирование, составляют почвенную карту. Основная задача почвенного картирования – выявление границ природных комплексов и определение состава и строения их почв. Работа по почвенному картированию заключается в установлении границ распространения отдельных видов и разновидностей почв, выявленных при изучении почвенных разрезов, а также в составлении почвенной карты путем нанесения этих границ на топографическую основу. Составить почвенную карту значительно сложнее, чем почвенный профиль. Поэтому такие работы в период проведения полевой практики не осуществляются.
Основой полевых почвенных исследований на учебной практике является метод почвенного профилирования. В широком смысле – цель почвенного профилирования достигается путём выполнения следующих видов работ: выбор места для почвенного разреза; выполнение разреза; описание морфологических признаков почвы; описание факторов почвообразования; отбор почвенных проб и выполнение масштабного монолита; межпунктные описания; вычерчивание гипсометрического профиля и написание отчёта.
4. Выбор места для почвенного разреза. Выбор места для заложения почвенного разреза – это ответственный момент исследований, так как ошибочный выбор может привести к неправильным определениям почвы и неверным выводам.
Поэтому, выбирая место расположения разреза на местности важно учитывать следующие требования:
1. Типичность – расположение разреза на ровном месте, характерном для данного природного комплекса. Необходимо избегать небольшие бугры, низины, стремиться к тому, чтобы мощность почв, их выраженность не отклонялись от типичной для данной территории картины в зависимости от случайного влияния микрорельефа. Следует избегать расположения ключевых разрезов на границах природных комплексов, так как это смажет типичные их показатели. При характеристике склонов в горных условиях важно разрезы заложить в средней их части. Нельзя выполнять разрезы в оврагах, местах выполнения земляных или строительных работ, вблизи животноводческих построек, хранилищ нефтепродуктов, удобрений и т.п., то есть там, где почва может быть нарушена или изменены её свойства в силу тех или иных причин.
2. Безвредность – выполнение разреза не должно наносить вреда окружающей среде, не мешать выполнению народно-хозяйственных работ, не портить посевов сельскохозяйственных, технических и других культур, не вредить охраняемым представителям флоры и т.п. Направление профиля выбирается с учётом особенностей рельефа территории: профиль должен пересекать все типичные формы и элементы рельефа изучаемого района. При этом он не обязательно должен быть прямолинейным. Оптимальный размер участка для заложения профиля может быть шириной около 250 м и длиной 1,5 км. Этой территории будет достаточно для заложения комплексного профиля и проведения схематической почвенной съемки.
Техника заложения почвенного разреза. Почвенные разрезы бывают трёх типов: основные (полные), поверочные (полуямы) и поверхностные (прикопки).
Разрезы закладывают в наиболее типичном месте территории, почвенный покров которого надо охарактеризовать. Если в пределах природного комплекса встречаются участки, отличающиеся факторами почвообразования (с разной растительной ассоциацией, различными почвообразующими породами и уровнями грунтовых вод), то разрезы следует заложить в пределах наиболее типичной части, большей по площади в данном комплексе. На остальной части закладываются прикопки.
Характеризуя пойму таежно-лесной зоны, разрез надо заложить в центральной пойме, а прикопки — в притеррасной и прирусловой частях поймы. Если на водоразделе встречается и лес, и луг, то разрез следует заложить под лесом, а на лугу сделать прикопку, так как для таежно-лесной зоны наиболее типичной растительной ассоциацией является древесная. Необходимо правильно заложить почвенный разрез (шурф), от этого зависит удачное взятие требуемых почвенных образцов. Почвенный шурф в плане имеет прямоугольные очертания размером 0,8 х 1,8 м или 1 х 2 м.
Глубина шурфа обычно около 2 м, но может быть и меньшей в зависимости от мощности профиля конкретной почвы. Шурф следует располагать таким образом, чтобы его короткая передняя стенка, по которой должны описывать почву, была наиболее освещенной. Перед началом работ намечают очертания шурфа. Затем аккуратно срезают дерн и складывают на расстоянии 2-3 м от шурфа. Шурф роют с отвесными стенками до глубины около 0,8-1,0 м. При этом почвенную массу выбрасывают лишь вдоль одной из продольных стенок шурфа. Ни в коем случае нельзя выбрасывать землю перед передней короткой стенкой шурфа, так как здесь должна быть площадка для определения биомассы травянистой растительности.
После достижения указанной глубины делают ступеньку — уступ около 40 см, далее шурф углубляют еще на 50-60 см и делают следующую ступеньку. Обычно в шурфе бывает две-три ступеньки. Почвенную массу выбрасывают вдоль противоположной, длинной стороны шурфа. Учитывая, что бригада состоит из четырех-пяти студентов, каждому следует копать не дольше 5-10 мин, а затем меняться. При работе надо следить за тем, чтобы на ладонях не появились водяные мозоли.
По окончания заложения разреза необходимо лицевую стенку зачистить ножом, для того, что бы были хорошо видны почвенно-генетические горизонты. К верхней бровке зачищенной стенки булавкой прикрепляют измерительную ленту, которую растягивают вниз для определения мощности отдельных горизонтов.
Свежий разрез тщательно рассматривают, выделяют генетические горизонты и ножом намечают их границы и каждый горизонт описывают. Описание почвенного профиля и его зарисовку, заносят в полевой дневник. 23 При выкопке разреза почвенная масса размещается над боковыми сторонами разреза, по одну сторону верхние, наиболее плодородные слои, по другую – нижние, менее плодородные.
В процессе полевой практики рекомендуются следующие аналитические определения:
1) гранулометрического (механического) состава почвы без приборов по методу Ф.Я. Гаврилюка;
3) структурности почвы, сложения, корневой системы и ходов землероев, новообразований и включений;
4) полевой влажности почвы;
5) величины рН водной вытяжки.
5. Определение гранулометрического (механического) состава почв без приборов. Без приборов, на ощупь можно определить механический (гранулометрический) состав почвы, при этом следует знать, что этот метод является ориентировочным. Для определения механического состава почв на ощупь необходимо щепотку почвы тщательно растирать пальцами на ладони. У песчаных почв полностью отсутствуют глинистые частицы. Супесчаные почвы растираются легко. При этом обнаруживается незначительное количество мягкого пылеватоглинистого материала. Глинистые почвы растираются с трудом, и после растирания появляется значительное количество пылевато-глинистых частиц. Определение гранулометрического состава почвы на ощупь можно дополнить методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвенного материала смачивается водой до консистенции густой вязкой массы. Затем эта масса скатывается в шарик диаметром 1-2 см. Далее шарик раскатывается в шнур, который затем сгибается в кольцо. Если почва глинистая, шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается. Шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается. Из супесчаной почвы можно получить только непрочный, легко рассыпающийся шарик, шнур из которого приготовить нельзя
6. Определение цвета почвы. Окраска (цвет) – один из важных морфологических признаков почвы. Она зависит от состава почвообразующих пород и типа почвообразования отличается разнообразием. В почвах можно встретить все цвета и оттенки, от черного до белого, за исключением ярких зеленых и синих.
Следует отметить, что и эти цвета иногда можно наблюдать в свежих разрезах болотных почв. По своей окраске многие почвенные типы получили названия «черноземы», «красноземы», «сероземы» и т.д. Окраска верхнего горизонта почвы обусловлена преимущественно гумусовыми веществами. Интенсивность окраски, как правило, зависит от содержания почвенного перегноя. Красновато-ржавый цвет указывает на присутствие значительного количества различных форм оксида железа (III), образующего самостоятельные минералы или находящегося в своеобразном хемосорбированном состоянии на поверхности тонкодисперсных глинистых минералов. Сизые тона свидетельствуют о наличии оксида железа (II). Черные пятна и прослойки на красновато-буром фоне связаны с гидроксидами марганца. Белесая окраска обычно зависит от относительного накопления тонкозернистых кварцевых зерен, освобожденных от тонких глинистых пленок. Белый цвет обусловливается скоплением карбонатов и сульфатов. В нижних горизонтах почвенного профиля цвет в основном определяется окраской почвообразующих пород, их составом и степенью выветривания. Для внетропических территорий особенно характерны различные оттенки коричнево-бурого цвета благодаря окраске четвертичных отложений наиболее распространенной группы почвообразующих пород в северном полушарии.
Окраска почвы сильно изменяется от степени влажности и источника освещения, поэтому определение цвета производят по образцам, находящимся в воздушно-сухом состоянии, при рассеянном дневном освещении.
7. Определение структурности почвы, сложения, корневой системы и ходов землероев, новообразований и включений. Структурность почвы является одним из основных ее морфологических признаков. Под структурностью почвы подразумеваются способность ее распадаться на отдельности, имеющие определенную величину и форму. Эти отдельности называются структурными элементами почвы. Структурность почвы зависит как от состава почвообразующих пород, так и от типа почвообразования. Бедные глинистыми частицами почвы являются бесструктурными, в глинистых же почвах структурность выражена отчетливо. Поскольку структура почвы зависит от характера почвообразования, отдельным типам почвы соответствует определенная структура. Структурная отдельность имеет некоторое сходство с кристаллами. Поэтому структурные отдельности подразделяются на следующие три основных типа:
1. Кубовидный тип, у которого отдельность имеет примерно одинаковые размеры по всем трем измерениям. Отдельности этого типа обычно представлены неправильными многогранниками или изометрическими комочками.
2. Призмовидный тип, характеризующийся вытянутостью по вертикальной оси.
3. Плитовидный тип, отличающийся сплюснутостью по вертикальной оси.
Для различных типов почвы характерна определенная структура. Так, зернистая структура типична для чернозема, ореховатая — для серых лесных почв, пластинчатая и листоватая — для подзолистых. Для солонцеватых почв и солонцов характерны столбчатая, грубопризматическая и глыбистая структуры. Сложение почвы. Под этим термином понимают внешнее выражение порозности и плотности почвы. Характер плотности почвы может быть определен только в поле по сопротивлению, которое бывает при вдавливании ножа в почву. Выделяют сложение почвы: рыхлое (нож входит легко), уплотненное (нож входит с некоторым усилием), плотное (нож входит с трудом). Характер порозности почвы определяют по величине пор и ширине межструктурных трещин. Обычно встречается сложение следующих видов: мелкозернистое (диаметр пор менее 1 мм), пористое (с более крупными порами), тонкотрещиноватое (с шириной трещин менее 3 мм) и трещиноватое (с шириной трещин более 3 мм). Корневая система и ходы землероев. При описании почвы необходимо отметить, на какую глубину проникают корни различных растений. Например, корни трав сосредоточены преимущественно в верхней (окрашенной) части профиля, в то время как корни деревьев проникают на значительную глубину. Поэтому можно сделать вывод, что корни деревьев существенного участия в образовании гумуса не принимают. 3емлерои интенсивно перемешивают почвенную массу. Ходы роющих животных часто в таком большом количестве пересекают почву, что создают даже специальные почвенные разновидности (например, кротовинный чернозем). Новообразования. При формировании почвы возникают разнообразные химические соединения. Некоторые из них распределяются сравнительно равномерно по почвенной массе, другие встречаются в виде разного рода скоплений. Морфологически хорошо оформленные, четко обособленные от почвенной массы химические соединения, возникшие в процессе гипергенеза и почвообразования, носят название новообразований.
Возникновение новообразований осуществляется в результате самых различных процессов — кристаллизации из раствора, выпадения в виде геля из коллоидных растворов, перекристаллизации гелей, обменных и метасоматических процессов и т.д.
Однако поскольку особенности почвенного раствора водной среды, необходимой для возникновения новообразований, формируются в значительной мере в результате деятельности биологических факторов, то и новобразования в известной мере являются функцией (правда прямой, а опосредованной) биогенной деятельности.
Определенные новообразования возникают в строго определенных условиях.
Поэтому в процессе образования различных типов почв формируются им соответствующие новообразования. Они являются чрезвычайно тонкими индикатора свидетельствующими о тех условиях, при которых происходило формирование почвы. Изучение новообразований позволяет понять не только процессы, совершающиеся в современных почвах, но и по сохранившимся (реликтовым) новообразованиям можно судить о древних процессах почвообразования. В настоящее время изучение новообразований представляет собой особое направление в почвоведении и учении о гипергенезе. Морфологически новообразования разнообразны — пленки, сплошные горизонты, землистые массы, корочки, изолированные кристаллы и их сростки, друзы, щетки, конкреции самых различных форм и размеров, пропластки и целые плиты. Не менее разнообразен химический и минералогичекий состав новообразований. Среди почвенных и гипергенных новообразований есть представители почти всех классов минералов: самородные элементы, сульфиды, галоидные соединен оксиды, нитраты, карбонаты, сульфаты, фосфаты, силикат некоторые другие группы химических соединений. При почвообразовании в условиях степной зоны почти исчезают железомарганцевые новообразования и железистые силикаты (характерные для лесной и лесостепной зон), но широко представлены карбонатные новообразования и в значительном количестве появляются гипсовые — микрокристаллические друзочки и конкреции. В условиях сухих степей умеренного климата к карбонатным и гипсовым новообразованиям добавляются водорастворимые (хлориды и сульфаты), образующие тонкие налеты и скопления. В пустынных условиях гипсовые и хлоридно-сульфатные новообразования являются преобладающими. Там, где близки грунтовые воды, они образуют сростки и друзы кристаллов, крупные конкреции, пласты. Включения представляют собой четко выделяющиеся элементы почвенной массы, генетически не связанные с процессом почвообразования. К включениям относятся валуны и галька, входящие в состав почвообразующих пород, но практически не затронутые процессом почвообразования; органические остатки раковины и кости животных; археологические остатки — различные следы культурной деятельности человека. В процессе почвообразования включения являются инертными телами, однако дают возможность судить о генезисе почвообразующих пород (валуны, органические остатки) и о возрасте почв (археологические остатки).
8. Определение полевой влажности почвы позволяет установить общее количество воды (во всех ее формах), содержащееся в почве в момент взятия пробы.
1. На технических весах определяют массу металлического бюкса с крышкой.
2. Бюкс вдавливают в почву. Почву подрезают ножом, бюкс вынимают и содержащуюся в нем почву подравнивают вровень с краями бюкса. На бюкс надевают крышку (она должна очень плотно прилегать к цилиндру). В таком виде взятый образец можно транспортировать с места его взятия в лабораторию. Время транспортировки должно быть как можно меньше, не превышать 1-2 часов. Образец, отобранный таким образом, может быть использован не только для определения полевой влажности, но и для определения объемной массы почвы.
3. Определяют массу бюкса с почвой и помещают в термостат (крышка снимается). В термостате образец выдерживают около 2 часов при температуре 105С, затем охлаждают в эксикаторе. Эксикатор представляет собой специальный сосуд, на дне которого находятся вещества, сильно поглощающие воду (концентрированная серная кислота, хлористый кальций и др.). Сосуд имеет массивную крышку, притертые края которого смазаны вазелином во избежание попадания внутрь эксикатора паров воды с воздухом извне. Таким образом, внутри эксикатора находится полностью обезвоженная атмосфера, в которой навеска может охлаждаться без опасности насыщения гигроскопической влагой.
4. Определяют массу охлажденного бюкса и вновь ставят в термостат на 2 часа, затем охлаждают и определяют массу. Если разница первой и второй массы не превышает 0,5 %, то работа на этом прекращается. В случае большего расхождения операция повторяется.
9. Обобщение собранного полевого материала, уточнение данных полевых дневников, подбор необходимой литературы для написания теоретических вопросов.
– Проведение обработки картографического материала.
– Проведение при необходимости физико-химических анализов (полевой влажности почв, объемного веса почв, плотности грунта, кислотности почв и т.д.).
– Вычерчивание почвенно-географического профиля со схемами почвенных разрезов.
– Проведение работы с почвенными мазками.
– Составление бланков описания почвенных разрезов.
– Обработка фото материалов.
– Анализ полевых и экспериментальных данных.
Для записи обработанного материала используется бланк описания почвенного разреза.
А. Бланк описания почвенного разреза Почвенный разрез № _______________ 20 г.
Геоморфология, рельеф __________________________________________________
Положение разреза относительно рельефа и экспозиция, абсолютная высота _______________________________________________________________________
Глубина почвенно-грунтовых вод, их характер _______________________________________________________________________
Растительность (тип растительности, видовой состав, угодия, культурное состояние)______________________________________________________________
Материнская и подстилающая порода, ее особенности _______________________________________________________________________
Глубина появления грунтовой воды _______________________________________
Глубина и характер «вскипания»__________________________________________
Признаки заболоченности, засоленности и другие характерные особенности _______________________________________________________________________
8. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
По итогам учебной практики студенты составляют и сдают отчет по практике, включающий в себя следующие разделы:
Введение. Время проведения практики по отдельным маршрутам. Состав бригады с указанием авторов разделов отчета, и «что видели, чему научились».
1. Природные условия регионов исследований
1.1. Геологическое строение и история формирования поверхности. Влияние коренных пород на почвообразование. Основные этапы геологической истории.
Чередование в разное время трансгрессий и регрессий моря. Характер различных геологических пород. Иллюстрации – геологическая карта Сахалинской области.
1.2. Почвообразующие породы. Влияние различных почвообразующих пород на характер почвообразования. Основные почвообразующие породы Сахалинской области и их география. Характер почвообразующих пород по каждому маршруту Иллюстрации – карта почвообразующих пород Сахалинской области.
1.3. Геоморфологическое строение территории. Влияние рельефа на характер почвообразования. Основные формы рельефа Сахалинской области и их распространение. Характер рельефа по каждому маршруту. Иллюстрации – гипсометрическая карта Сахалинской области.
1.4. Климат. Влияние климата на характер почвообразования. Основные климатические параметры области. Иллюстрации климатическая карта Сахалинской области.
1.5. Растительность. Влияние растительности на характер почвообразования.
Основные формы растительности области и их распространение. Характер растительности на каждой точке исследования по каждому маршруту. Иллюстрации – карта растительности Сахалинской области области.
2. Почвы и почвенный покров
2.1. Основные почвы и их свойства. Характеристика основных свойств наиболее распространенных почв области. Иллюстрации – почвенная карта Сахалинской области.
2.2. Почвенный покров. Основные закономерности пространственного распределения почв области. Районы распространения основных почв. Иллюстрации — карта почвенного районирования Сахалинской области.
3. Описание почв по маршрутам исследования
3.1. Маршрут № … 3.1.1. Морфологические особенности изученных почв. Приводятся полевые описания условий почвообразования и морфологии почв. По каждому генетическому профилю проводится анализ изменения морфологических параметров по различным горизонтам почвы. Иллюстрации – рисунки или фотографии почвенных профилей.
3.1.2. Сравнительная характеристика морфологических признаков почв.
Производится сравнительная характеристика морфологии всех описанных в маршруте почв, при этом делаются предположения о причинах изменения тех или иных морфологических параметров. Иллюстрации – рисунки комплексных профилей.
Заключение. Сравнительная характеристика почв описанных по всем маршрутам.
Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета. Результаты аттестации оформляются ведомостью и проставляются в зачетные книжки студентов.
Зачет по практике приравнивается к зачету по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие незачет, считаются студентами, имеющими академическую задолженность, на последующий курс не переводятся и при необходимости направляются на практику повторно.
Студенты, в случае повторного не прохождения или повторного получения «не удовлетворительно» представляются к отчислению из университета как имеющие академическую задолженность.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
а) основная литература
1. Ивлев А.М. Почвы Сахалина. – М.: Изд-во «Наука», 1965. – 116 с.
2. Ивлев А.М. Особенности генезиса и биогеохимия почв Сахалина. – М.: Издво «Наука», 1977. – 144 с.
3. Ивлев А.М. Агрохимическая характеристика почв Сахалинской области. /В кН.: Агрохимическая характеристика почв СССР. – М.: Изд-во «Наука», 1971.
4. Ивлев А.М. К вопросу о почвенном районировании Сахалина. – Сообщ. СФ АН СССР. – 1956. – Вып. № 3.
5. Толмачев А.И. Геоботаническое районирование острова Сахалина. – М.-Л.:
Изд-во АН СССР, 1955.
6. Хоменко З.Н. Справочник по физической географии Сахалинской области. – Южно-Сахалинск: Сакалинское кн. из-во,2003. – 112 с.
7. Литенко Н.Л., Дуничев В.М., Богомолова Е.К. Комплексная физикогеографическая практика по изучению и охране ландшафтов южного Сахалина. – Южно-Сахалинск, 2007. – 76 с.
8. Атлас Сахалинской области. Ресурсы и экономика. Почвы. – ЮжноСахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1994. – Карта № 12.
9.Сахалинская область. Географический очерк. Земельные и почвенные ресурсы. (Приложение к «Атласу Сахалинской области. Ресурсы и экономика»). – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1994. – 240 с.
10. Доклады о состоянии окружающей среды в Сахалинской области (в динамике по годам с 2000 по 2013 гг.). Раздел по состоянию и использованию земель.
б) дополнительная литература
1. Геннадиев А.Н., Глазовская М.А. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2005. – 461с.
2. Геннадиев А.Н. Основы почвоведения и география почв. – Методуказания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 50с.
3. Глазовская М.А. Общее почвоведение и география почв. – М.: Высш.шк., 1981. – 400 с.
4. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
5. Практикум по общему почвоведению /Под. ред. А.Н. Геннадиева. – М.:
изд-во Моск. ун-та, 1992. – 66 с.
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Бур. Лопаты саперные большие и малые. Лупы. Линейки. Мешочки тканевые образцов. Метр клеенчатый и рулетка. Нож почвенный. Напильники. Планшет для карты и аэроснимков. Рюкзак. Бумага оберточная. Дневник для полевого описания почв. Карандаши простые и цветные. Фотоаппарат. Аптечка походная.
Цель учебной практики по географии почв:
1. ознакомление студентов с методами и приемами полевого исследования почв и почвенного покрова;
2. углубление понимания теоретических вопросов географии почв и почвоведения, излагаемых в лекционном курсе;
3. реализация знаний, полученных на лабораторных занятиях.
В результате прохождения учебной практики по географии почв обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
— географические закономерности распределения почв в природе;
— роль глобальных факторов в региональном почвообразовании;
— морфологические, физико-химические свойства распространенных типов почв.
— работать с полевым оборудованием;
— закладывать почвенные разрезы;
— проводить морфологическое описание почв;
— отбирать почвенные образцы;
— определять типы почв на основе диагностических признаков;
Источник