Меню

Удобрение полей с воздуха

Помощники с воздуха

Евгений Шартуков

Агрохимические препараты — один из главных инструментов в сельском хозяйстве, позволяющий добиться высокого урожая сельхозкультур за счет уничтожения опасных вредителей и заболеваний. Однако повсеместное внесение подобных веществ и их попадание в почву являются небезопасными для окружающей среды и здоровья людей.

Постепенно все большее количество специалистов обращает внимание на негативные последствия использования пестицидов, и в мире все активнее внедряются биологические методы выращивания сельскохозяйственных культур. Применение беспилотных летательных аппаратов в аграрном секторе также поможет изменить ситуацию к лучшему. Подробнее о преимуществах использования данных устройств рассказал Евгений Шартуков, ведущий специалист по БПЛА компании «Альта-Планта».

— В чем заключается разница обработки культур от вредителей и болезней с помощью коптеров?

— Авиация работает по площадям и ее не интересуют объекты менее 1000 га, поскольку идет существенный расход топлива на единицу территории. Кроме того, самолеты не могут работать при сложном рельефе, так как им нужно маневрировать на больших скоростях. Так, если в низине находится какая-нибудь долина с кустарниками или деревьями, этот летательный аппарат не сможет ее эффективно опрыскать, потому что у него не получится достаточно низко опуститься или зависнуть. В отличие от самолетов, БПЛА отмечают каждое дерево, знают его координаты и опрыскивают конкретное растение. Безусловно, существует обработка с помощью вертолетов, но ее стоимость еще дороже.

— Как услуга находит подрядчика?

— На данный момент тендеров по опрыскиванию я практически не видел, то есть это в большей степени бизнес B2B. Тем не менее государство размещает тендеры, посвященные борьбе с борщевиком. Данная проблема достаточно глобальна, и под нее закупаются в том числе БПЛА.

— Позволяют ли коптеры использовать меньше агрохимикатов, чем традиционная авиация?

— Безусловно, они дают такую возможность. Для самолета существует просто поле, количество объектов для обработки на котором не важно, при этом между каждым деревом имеется определенное расстояние. Данные машины при работе обеспечивают концентрацию агрохимии, необходимую для уничтожения всех вредителей непосредственно на этом протяжении. Например, объектом является квадрат 100×100 м, где расположено 200 деревьев. Самолет обработает эту зону полностью, в то время как беспилотный летательный аппарат будет останавливаться над каждым растением, опрыскивать именно его, после чего перелетать к другому объекту, то есть пестициды не попадут на почву. Более того, в самолет приходится загружать больший объем препаратов с расчетом на то, что много прольется мимо деревьев.

— Сколько лишних агрохимикатов попадает на почву в этом случае?

— Думаю, точно больше половины, если учитывать площади, которые обрабатывают самолет и БПЛА. Последнему для опрыскивания одного дерева требуется примерно на 60–70% меньше пестицидов.

— Каковы последствия от перелива на землю средств защиты растений?

— Загрязнение почв пестицидами — очень большая экологическая проблема, которая таит много рисков. Масштабное, особенно избыточное и неправильное, использование этих веществ в сельском хозяйстве является причиной деградации естественной микрофлоры почвы. Наиболее стойкими считаются хлорорганические пестициды. Их вредное воздействие сохраняется в течение десятков лет, а накопление сверх нормативных значений приводит к развитию болезней у людей и животных. Более того, излишки препаратов способны перемещаться с нисходящим гравитационным потоком и оказываться в грунтовых водах, поэтому при внесении с помощью авиации данные вещества распространяются на огромные расстояния. В результате многие биоциды и их метаболиты можно найти на территориях, где подобные средства никогда не использовались, в частности в Антарктиде.

— Насколько дешевле обрабатывать поле с помощью БПЛА?

— За день один аппарат способен качественно опрыскать примерно 150–200 деревьев, или около 70 га полевых культур. Как я уже отметил, авиация не работает с маленькими объемами, поэтому небольшим хозяйствам придется либо обрабатывать угодья ручным способом, либо мириться с тем, что посевы уничтожаются вредителями или болезнями. В такой ситуации коптер — практически единственный способ механизировать процесс. Более того, в отличие от самолетов, БПЛА можно эксплуатировать в темное время суток и при достаточно сильном ветре, поскольку во время работы данные устройства находятся в относительной близости от растения и препараты не сносятся потоками воздуха. При этом самолеты разбрызгивают средства с высоты 10–15 м, поэтому при сильном ветре часть агрохимии сдувается с полей.

Читайте также:  Когда срезать листья клубники после сбора урожая нужно

— На чем тогда держится бизнес сельхозавиации, если коптеры по многим параметрам превосходят обычные машины?

— Самолеты по-прежнему эффективны в случае обработки больших полей и при наличии значительных объемов. Для использования с этой целью БПЛА необходимо несколько компьютеров и бригада подготовленных специалистов в поле, что может приводить к определенным логистическим трудностям.

— Каким же образом определить, какой вариант будет оптимальным?

— В эталонных условиях, когда нужно, например, обработать 1000 га, расположенных на относительно ровной местности, использование самолета будет результативнее. Однако в нашей стране подавляющее большинство сельскохозяйственных угодий небольшие, порядка 100 га в среднем, и обычно разбросаны по разным районам, за исключением юга России. В такой ситуации применение коптера будет эффективнее.

— Каким образом летательные аппараты готовятся к полету?

— Для хорошего результата в начале следует сделать точную карту полей, где будут указаны координаты каждого объекта. Для решения этой задачи можно применять небольшие бытовые коптеры. Созданная специалистами карта остается аграриям, и они могут ее использовать для реализации других своих работ, связанных, например, с коррекцией посадок. Следующим этапом является загрузка в грузовой коптер этого документа, причем в нем указывается, какое количество химических реагентов нужно разбрызгать на каждый куст или дерево. В отношении полей складывается немного иная ситуация. Поскольку растения в посевах располагаются довольно близко друг к другу, коптер, как и самолет, разбрызгивает препараты сплошным методом, однако обработка осуществляется на более низкой высоте, за счет чего и достигается экономия средств защиты.

— Какова вторая по важности задача, решение которой можно доверить БПЛА?

— Безусловно, к ней относится внесение удобрений, причем осуществлять данную операцию можно на больших полях. Особенно эффективно использование коптеров будет в тех районах, где сельскохозяйственной технике сложно проехать, либо ее передвижение приведет к значительной потере урожая. Какую бы низкую нагрузку на почву не оказывали современные аграрные машины, уплотнение грунта или повреждение ростков все равно наблюдаются. В итоге БПЛА позволяют получить до 20% прибавки урожая, обычно закладываемых в качестве потерь при работе сельскохозяйственной техники, и дополнительную прибыль, которую можно направить на развитие компании.

— Какие еще преимущества коптеров можете отметить?

— Тракторы и прочая самоходная техника обычно работают на тяжелом топливе, и выхлопные газы попадают в атмосферу, где осаждаются и потом возвращаются с осадками, тем самым попадая в почву. С учетом состояния отечественного парка аграрных машин можно предположить, что объемы выделяемых агрегатами веществ очень большие. Кроме того, в технике многие подвижные части обрабатываются смазочными материалами, которые в той или иной степени также попадают на почву. Беспилотные летательные аппараты позволяют избежать подобных явлений.

— Каков ваш прогноз по развитию сферы коптеров в нашей стране?

— В России ее становлению мешает низкая стоимость рабочей силы, ведь пока существуют подобные предложения, использование БПЛА нельзя назвать очень выгодным. Так, многим предприятиям проще найти сотрудников для сезонных работ с помощью ручного труда, чем применять современные технологии. К сожалению, так устроено мышление большинства: старое — лучше. Кроме того, такие люди задаются вопросом: зачем что-то менять, если прибыль не очевидна?

Читайте также:  Метод отбора проб почвы по диагонали

— Каким образом формируется стоимость услуг по уничтожению вредителей и внесению удобрений с помощью БПЛА?

— Цены зависят от обрабатываемого объекта. Так, в случае работы с полем в расчет берется его площадь, с кустарниками и деревьями — их количество. Этап, на котором вносятся денежные средства, как правило, определяется договоренностями. При использовании же самоходной техники и тракторов складывается иная ситуация: сельхозпроизводителю приходится заранее закупать не только удобрения и средства защиты, но и горюче-смазочные материалы, топливо, а также находить дополнительных сотрудников при необходимости. Оплата производится по факту выполненных работ.

— Много ли в России компаний, которые предлагают услуги БПЛА для крупных сельхозпроизводителей?

— Я знаю три подобных предприятия, на долю которых приходится порядка 10% от общего рынка по внесению средств защиты растений. Остальной объем занят аграрными машинами и ручным опрыскиванием. Кроме того, существуют в небольшом количестве частные компании, предоставляющие услуги авиации, в том числе вертолетов. Использование последних машин — дорогое удовольствие, в основном над полями летают самолеты АН-2. Кстати, сейчас они не производятся в достаточном количестве. В целом на рынке БПЛА предлагается два типа сотрудничества: специализированная компания оказывает услугу по обработке объектов либо продает необходимое оборудование, а аграрий пользуется им самостоятельно.

— Как долго нужно обучать сотрудника работать с коптером?

— Для получения необходимого минимума знаний, позволяющего безопасно выполнять обработку сельскохозяйственных угодий с помощью БПЛА, технически подкованному специалисту требуется 2–3 дня. Обучение в этой сфере не сложнее разборки двигателя трактора. Помимо этого, сотрудник должен уметь обращаться со смартфоном.

— Какие еще примеры использования инноваций в мировом АПК, показывающих хорошие результаты, можете привести?

— Думаю, самое эффективное сельское хозяйство в стране, где по идее ничего не должно расти, — в Израиле. Такое явление наблюдается потому, что местные аграрии постоянно используют инновационные решения и последние разработки в отрасли. Кроме того, в этом государстве рабочая сила дорогая, поэтому сельхозпроизводителям проще и дешевле приобрести новую технику или оборудование, чем нанять дополнительных сотрудников, пускай даже временно.

— Таким образом, будущее аграрной отрасли за инновациями?

— Безусловно. Население планеты постепенно растет, вследствие чего увеличивается потребность в продовольствии. При этом увеличиваются запросы людей: все большему количеству хочется потреблять вкусные и качественные продукты. Для удовлетворения потребностей необходимо максимально автоматизировать аграрный сектор, в том числе за счет инновационных и современных технологий, к числу которых относится обработка сельскохозяйственных культур с помощью БПЛА.

Источник

Авиационная обработка озимых посевов

Защита сельскохозяйственных культур от негативного воздействия сорных растений, насекомых-вредителей и болезнетворной микрофлоры является важной составляющей современных агротехнологий. Осуществляется она путем применения химических препаратов общего и специального действия (инсектициды, гербициды, фунгиициды), что небезопасно для окружающей среды и человека. В то же время, в связи с ростом ущерба от опасных вредителей и большой засоренностью полей получить высокие урожаи без использования химических средств защиты растений сегодня практически невозможно.

С каждым годом увеличивается содержание токсичных веществ на территории сельскохозяйственных угодий. Происходит постепенное накопление их остатков в почве и грунтовых водах, что может создать опасную экологическую ситуацию, потому вопрос ограничения использования ядохимикатов очень актуален сегодня. Пытаясь успешно решить эту проблему, земледельцы ищут альтернативные варианты обработки посевов, одним из которых является применение ультрамалообъемного опрыскивания с использованием авиационной техники.

Читайте также:  Когда надо раскидывать навоз осенью или весной

Традиционно обработка посевов рабочими растворами активных веществ проводится наземным способом. С этой целью применяется спецтехника для опрыскивания растений: разнообразные опрыскиватели, в т. ч. самоходные, и распылители различных конструкций. Существенный недостаток этого способа состоит в большой зависимости от погодных условий, которые, в свою очередь, влияют на состояние подъездных путей и определяют степень возможности (или невозможности) перемещения сельскохозяйственной техники в поле. Проведенные несвоевременно работы по защите посевов гораздо менее эффективны: теряется значительная часть урожая и, в результате, хозяйства терпят убытки.

В случае необходимости одновременной обработки значительных площадей, занятых под сельскохозяйственные культуры, в сжатые сроки, даже в оптимальных климатических условиях наземной техники может оказаться недостаточно. При выполнении же химработ авиационным способом, достигаются более высокие показатели производительности (около 700 га/день, по сравнению с 70 га/день для трактора), что позволяет почти в 10 раз быстрее справиться с этой задачей. К тому же, норма расхода рабочего раствора при обработке посевов с привлечением сверхлегкой авиации (СЛА) сокращается до 7 – 15 л/га. К примеру, легкомоторный самолет «Бекас» за один час работы способен обработать посевы на площади 150 га. При этом на каждый гектар он использует около 0,3 л топлива, а расход препарата составляет не более 7 л/га.

Учитывая вышеприведенные данные, авиационный способ обработки посевов озимой пшеницы, а также других зерновых колосовых культур и риса является в современном земледелии более рациональным и технологичным по сравнению с наземным способом. Еще одно преимущество привлечения авиации – это сбережение до 6 – 8% будущего урожая за счет отсутствия колеи, необходимой для передвижения техники в поле, что способствует сохранению растений.

С целью осуществления ранневесенних подкормок озимых посевов используются традиционные самолеты (Ан-2) и вертолеты. Внесение азотсодержащих удобрений на ранних этапах развития зерновых очень важно для увеличения и улучшения их урожайности. Мероприятие осуществляется по мерзлоталой почве, когда другая техника не может быть задействована, поэтому авиационный способ остается единственно приемлемым и позволяет обеспечить хорошее развитие посевов.

Опрыскивание культур авиационным способом проводится в ранние утренние часы (от восхода солнца до 9 – 10 часов включительно), при малом ветре и вечером, в течение 2-х – 3-х часов до заката. Обработка с использованием самолета осуществляется на высоте 5 м над посевами.

Чтобы провести качественную авиахимобработку, необходимо соблюдать некоторые правила.

Во-первых, очень важна правильная настройка опрыскивателя, которая должна соответствовать рабочей норме расхода препарата с учетом дисперсности капель.

Во-вторых, следует строго придерживаться ограничений в работе на случай, если скорость ветра превышает 4 м/с (для традиционной авиатехники) и 3 м/с (для легкомоторных самолетов и сверхлегкой авиации).

В-третьих, необходимо соблюдать температурный режим во время проведения опрыскивания посевов защитными средствами: температура воздуха должна быть не более +22 ° С при использовании гербицидных препаратов и не выше +24 ° С при работе с растворами инсектицидов и фунгицидов.

В-четвертых, для правильного, целенаправленного действия препаратов необходимо проводить работы на заданной высоте и с определенной скоростью.

Как показывает мировой опыт, благодаря использованию малой и тяжелой авиации в сельскохозяйственных работах, удается повысить урожайность культур на 15 – 35%, сохранив качество продукции за счет своевременно принятых мер по обеспечению посевов необходимыми питательными элементами, а также оказанию защитных мер растениям с помощью легкомоторных самолетов.

Источник

Adblock
detector