Меню

Удобрения для почвы конспект

Тема урока: «Удобрения»

Разделы: Химия

Питание – это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития.

Почва является основным источником обеспечения с/х культур питательными веществами. Запасы питательных веществ во много раз превышают потребность в них растений. Однако большая их часть представлена недоступными для растений соединениями. Валовое содержание питательных веществ в пахотном слое различных почв неодинаково. Содержание питательных веществ от общей массы почвы представлено в таблице № 1 Приложения.

Удобрения – это неорганические и органические вещества, применяемые в с/х и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений абсолютно необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. При полном отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержаться в растениях в значительных количествах и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения. Удобрения можно классифицировать по разным основаниям: по происхождению, по способу добычи, по содержанию питательных элементов. В общем виде классификация удобрений представлена в схеме № 1 Приложения.

Минеральные удобрения содержат основные элементы питания (азот, фосфор, калий) и важные для жизнедеятельности микроэлементы (медь, бор, марганец и др.). Минеральные удобрения подразделяются на прямые и косвенные. Примером косвенного удобрения может служить карбонат кальция, который снижает кислотность почвы и улучшает её структуру. Прямые удобрения делятся на простые и комплексные. Простые удобрения содержат только один питательный элемент, а комплексные несколько. В свою очередь, комплексные удобрения подразделяют по составу на двойные и тройные; по способу производства: на сложные, комбинированные и смешанные. К сложным удобрениям относятся калиевая селитра, аммофос, диаммофос. К комбинированным относятся нитрофос, нитрофоска, нитроаммофос. Смешанные получают путём смешивания простых удобрений. К числу недостатков комплексных удобрений относится то, что пропорции в содержании NPK и могут колебаться в больших пределах. Поэтому при внесении, например, необходимого количества азота, других питательных элементов вноситься больше или меньше положенного. Основные минеральные удобрения, их получение и применение представлены в таблице № 2 Приложения.

К органическим удобрениям относятся перегной, торф, навоз, птичий помёт (гуано), различные компосты, органические отходы городского хозяйства (сточные воды, осадки сточных вод, городской мусор), сапропель, зелёное удобрение. Они содержат важнейшие элементы питания, в основном в органической форме, и большое количество микроорганизмов. Препараты, содержащие полезные для растений бактерии, относятся к бактериальным удобрениям, Они способны улучшать питание с/х культур и не содержат питательных веществ.

От правильности минерального питания растений зависит высокий уровень фотосинтеза. Каждый элемент при этом выполняет определённую физиологическую роль. Знать физиологическую роль необходимых для растений элементов, механизм их поглощения и передвижения в растении очень важно для того, чтобы правильно применять удобрения.

Почва содержит разнообразные питательные вещества, необходимые растениям. Причём разные растения испытывают неодинаковую потребность в них. На растениях определённым образом сказывается недостаток питательных элементов. Например, фосфорное голодание приводит к появлению синевато-зелёной окраске листьев, а при недостатке азота у растений листья становятся бледно-зелёными.

Читайте также:  Цион удобрения для клубники применение

Некоторые растения, обладающие высокой чувствительностью к недостатку минеральных элементов, могут служить индикаторами, показывающими, бедна почва теми или иными питательными веществами. Так, на нехватку азота укажут капуста, яблоня, слива, а на нехватку бора – свекла. Более подробное описание изложенной зависимости представлено в таблице № 3 Приложения.

Каждое внесение любых химических продуктов в природную среду должно быть строго продуманно, опираться на подлинную научную основу. Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

Высокое обогащение воды и растений питательными элементами приводит к излишнему росту водорослей и растений, что ведёт к загрязнению водоёмов, накоплению нитратов в растениях, отравлению животных и человека. В конечном итоге неправильное применение удобрений ведёт к уменьшению плодородного слоя почвы, что чревато экологической катастрофой.

Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

Иначе говоря, только лишь при соблюдении всех правил внесения органических и минеральных удобрений возможен положительный результат, который приведёт к созданию благоприятных условий роста растений и улучшению структуры почвы.

Источник

Агрономия удобрения классификация
план-конспект урока

Агрономия удобрения классификация

Скачать:

Вложение Размер
agronomiya_udobreniya_klassifikatsiya.docx 19.83 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по биологическим основам агрономии

Тема: Удобрение и их классификация

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель: формирование знаний об удобрениях и их правильном применении.

образовательная : раскрыть понятия «удобрение»; познакомить с классификацией загрязнений удобрений; сформировать знания о влиянии удобрений на естественные почвообразования;

воспитательная : раскрыть роль и место экологического образования и экологического воспитания в общей системе образования специалиста ландшафтного дизайна.

развивающая: развить логическое мышление, установить причинно-следственные связи.

Материально-техническая база: иллюстрации, схемы, таблицы.

  1. Организационный момент 7 мин
  1. Сообщение новых знаний 40 мин

Удобрения — вещества, применяемые для улучшения питания растений, свойств почвы, повышения урожаев.

Их эффект обусловлен тем, что данные вещества предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.

Причины по которым необходимо начать работы по внесению удобрений:

  • Неблагоприятные факторы среды;
  • Почвенное истощение;
  • Постоянное уплотнение почв;
  • Накопление токсических веществ;
  • Перегрев почвы, растений (наличие построек, рядом с растительными объектами);
  • Плохая или медленная динамика растений: плохой рост растений, отсутствие завязей);
  • Дополнительная корректировка растений (обрезка).

Выбор удобрений может зависеть от сезона года, типа почвы, климатических условий, вида произрастающих растений, вида работ (подготовка цветника, клумбы, газона и прочее).

Удобрения можно классифицировать по следующим признакам:

  • по происхождению (минеральные и органические);
  • по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твёрдые);
  • по растворимости( водорастворимые, полурастворимые, труднорастворимые);
  • по способу действия (прямого и косвенного);
  • по способу их внесения в почву: основное, припосевное, подкормочное, внутрипочвенное, поверхностное.

Минеральные удобрения вносятся для пополнения запаса питательных веществ в почве, таких как фосфор (P), калий (К), азот (N). Если эти удобрения вносятся отдельно, их называют простыми (аммиачная селитра (N), суперфосфат (P), хлористый калий (K)).

При внесении могут использоваться смеси удобрений, но это значительно усложняет подготовку к внесению и ухудшает качество их распределения по полю. Поэтому широкое распространение получили сложные удобрения (нитрофоски (фосфор, азот и калий) и аммофос (фосфор и азот)).

Микроудобрения (удобрения содержащие бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.). При использовании микроудобрений большое значение имеет точное установление доз, так как не только недостаток, но и их избыток вреден для растений. Правильное применение микроудобрений предохраняет растения от некоторых заболеваний (пробковая пятнистость яблок, розеточная болезнь и др.), влияет на их рост и развитие, на завязывание плодов (усиливает процессы оплодотворения, плодообразования), урожайность и качество плодов.

В качестве микроудобрений используют чистые химические соли. Кроме того, промышленность выпускает простые и комплексные удобрения, включающие ряд отдельных микроэлементов: суперфосфат с бором, марганцем; аммофос с цинком и др.

В практике растениеводства давно установлена возможность введения в растения ряда элементов минерального питания непосредственно через листья. Такое некорневое питание действует быстрее, чем соответственное удобрение, внесенное в почву, хотя и менее продолжительно. Лучшим способом снабжения плодовых деревьев микроэлементами является опрыскивание их растворами соответствующих солей. Такое опрыскивание лучше всего проводить вечером, в пасмурную погоду, чтобы раствор не высох до того, как впитается листьями.

Наиболее распространённые виды органических удобрений — биогумус, перегной, торф, навоз, птичий помёт, компост, сапропель, комплексные органические удобрения.

Кроме того, выделяют такие категории, как:

  • органо-минеральные удобрения
  • микроудобрения
  • бактериальные удобрения
  • удобрения длительного действия.
  • почвообразующие (гумусообразующие)

Удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах, называются местными (навоз, компост, торф, зола), на химических предприятиях — промышленными.

  1. Закрепление изученного материала (15 мин.)

Дать определение терминам : удобрение, виды удобрений.

Ответить на вопросы : К каким видам относятся удобрения: навоз, азотные удобрения, биогумус, микроудобрения?

В чем состоят особенности выбора удобрений для подкормки растений?

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
  2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
  3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
  4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
  5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).

Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно — зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Adblock
detector