Удобрения егэ биология теория
конспект «Агротехника» https://bio-faq.ru/bio/bio649.html
С сайта Биошкола Дмитрия Позднякова
Агротехника
Работа с саженцами
Растения лучше пересаживать вместе с комом земли, чтобы сохранить мелкие корни и корневые волоски.
Заглубление при посадке (помещение стебля в почву) применяют для образования дополнительных придаточных корней.
Прищипывание кончика корня (пикировка) вызывает усиленный рост боковых и придаточных корней.
Прищипывание верхушечной почки вызывает усиленный рост боковых побегов.
Удаление листьев растений при пересадке позволяет уменьшить испарение воды.
Удаление боковых побегов (пасынкование) позволяет направить больше питательных веществ на рост плодов.
Обработка почвы
Удаление часто растущих растений (прореживание) позволяет предоставить достаточно света, воды и минеральных солей оставшимся растениям.
Удаление сорняков (прополка) уменьшает конкуренцию для культурных растений.
Рыхление почвы
• улучшает поступление воздуха к корням
• уменьшает испарение воды из почвы (разрушаются капилляры в верхнем слое почвы, по которым испаряется вода)
• уничтожение сорняков
Окучивание (картофель) = рыхление + увеличение количества столонов и придаточных корней.
Вспашка = рыхление + заделывание внутрь почвы пожнивных остатков
Сохранение плодородия почвы
Азотные удобрения увеличивают количество зеленой массы растения.
Калийные удобрения увеличивают стойкость растений к инфекциям.
Фосфорные удобрения нужны для цветения и плодоношения.
Севооборот – чередование культур на одном поле. Позволяет
• равномерно потреблять из почвы различные микроэлементы
• не накапливать в почве вредителей одного определенного растения
Пар – это год севооборота, когда на поле ничего не выращивается, но проводятся все виды агротехнической обработки. Позволяет накопить в почве влагу и эффективно бороться с вредителями.
Вегетативное размножение
Черенкование – размножение частями растения. Стеблевыми черенками размножают ягодные кустарники.
Размножение отводками – укоренение части материнского растения без его отделения.
Прививка – размножение плодовых деревьев путем сращивания привоя и подвоя.
• подвой – дикое растение, у которого эксплуатируется корневая система и нижняя часть стебля
• привой – почка или черенок культурного растения, которое имеет хорошее качество плодов, но не приживается в данном климате при посадке непосредственно в грунт.
Источник
В разделе ЕГЭ по биологии Вы найдете разбор типовых заданий, тесты и теоретический материал. Уверены, что пользуясь нашим разделом Вы успешно сдадите экзамен в 2022 году!
ЕГЭ по Биологии состоит из двух частей и 28 заданий.
Первая часть содержит 21 задание, а именно:
- по одному заданию на:
- дополнение недостающей информации в схеме
- дополнение недостающей информации в таблице
- анализ информации, представленной в графической или табличной форме
- два задания на решение биологических задач по цитологии и генетике
- три задания на установление последовательности систематических таксонов
- шесть заданий на установление соответствия с рисунком или без него
- семь заданий с множественным выбором с рисунком или без него
Вторая часть содержит 7 заданий с развернутым ответом.
В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 21 | 29 | Краткий ответ |
2 часть | 7 | 20 | Развернутый ответ |
Итого | 28 | 59 |
Распределение тематик заданий
«Биология как наука. Методы научного познания»
В данном блоке проверяется знание материала о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
«Клетка как биологическая система»
В данный раздел входят задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
«Организм как биологическая система»
В данном разделе проверяется усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляется уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
«Система и многообразие органического мира»
Проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
«Организм человека и его здоровье»
Данный блок направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
«Эволюция живой природы»
Сюда включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
«Экосистемы и присущие им закономерности»
Этот блок содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии
Источник
Задание 22. Применение знаний на практике. ЕГЭ 2022 по биологии
Задачи для практики
Задача 1
Чем различаются пути заражения человека печёночным сосальщиком и бычьим цепнем?
Решение
- заражение печёночным сосальщиком происходит при питье воды из открытых водоемов или при употреблении в пищу немытых овощей и зелени;
- заражение бычьим цепнем происходит при употреблении непроваренного (непрожаренного) финнозного мяса
Задача 2
Как оказать первую помощь при химическом ожоге кислотой? Почему?
Решение
- при химическом ожоге кислотой поражённый участок кожи необходимо обработать слабым раствором пищевой соды;
- пищевая сода нейтрализует кислоту
Задача 3
Почему для здоровья человека вреден гипервитаминоз? Ответ поясните.
Решение
- при гипервитаминозе организм человека получает избыточное количество витаминов;
- это приводит к нарушению обмена веществ и заболеваниям
Задача 4
Время задержки дыхания человеком будет выше до физической нагрузки или после? Почему?
Решение
- до физической нагрузки;
- после физической нагрузки насыщенность крови кислородом меньше, следовательно, насыщение крови кислородом (начало дыхания) потребуется раньше
Задача 5
Почему на следующий день после значительной физической нагрузки болят мышцы, но со временем боль проходит? Ответ поясните.
Решение
- У нетренированного недостаточно развита дыхательная система и не способна адекватно снабдить мышцы кислородом
- Организм вынужден переходить на гликолиз, при этом выделяется молочная кислота
- Молочная кислота раздражает нервные окончания и вызывает боль
- через время молочная кислота окисляется до углекислого газа и воды
Задача 6
Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Между генами А и В перекрест (кроссинговер) происходит с частотой 6,4 %, между В и С — 2,6 %. Определите взаимное расположение генов А, В и С, если расстояние между А и С — 9 % (кроссинговер). Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Что принято считать за единицу расстояния между генами?
Решение
- взаимное расположение генов А, В и С: АВС;
- За единицу расстояния между генами принимается 1% кроссинговера (морганида).
Задача 7
Почему при резких, сильных звуках не рекомендуется держать рот закрытым? Ответ поясните.
Решение
- в среднем ухе находится слуховая труба, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой;
- когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны
Задача 8
При исследовании у ребёнка обнаружен синдром Дауна. Объясните, какой метод использовался для установления причины заболевания и с каким видом мутации связано это заболевание?
Решение
- причину заболевания установили с помощью цитогенетического метода;
- заболевание синдром Дауна (трисомия по 21-й паре) вызвано геномной мутацией — некратным изменением числа хромосом (гетероплоидия/анеуплоидия)
Задача 9
Свет, необходимый растениям для фотосинтеза, улавливают листья. Каковы особенности листьев, обеспечивающие эффективное использование солнечного света? Ответ поясните.
Решение
- строение листьев — плоская форма, верхняя кожица образована прозрачными клетками;
- расположение листьев — листовая мозаика — расположение листьев в одной плоскости, что обеспечивает их наименьшее затенение друг друга
Задача 10
Большинство растений являются фототрофами, но некоторые переходят к миксотрофному питанию. Приведите примеры таких растений и объясните причину этого явления.
Решение
- это насекомоядные растения, например росянка (растёт на болотах) или пузырчатка (произрастает в прудах), непентес (растёт в тропических лесах);
- эти растения испытывают недостаток соединений азота, поэтому переходят к миксотрофному типу питания
Задача 11
У некоторых растений, например акации, берёзы и других, цветки собраны в соцветия. Каково биологическое значение этого явления? Ответ поясните.
Решение
- у насекомоопыляемых растений (акация) цветки, собранные в соцветия, более заметны для насекомых-опылителей; у ветроопыляемых (берёза) — легче опыляются ветром;
- растения, цветки которых собраны в соцветия, образуют больше плодов
Задача 12
В селекции используют неродственное скрещивание организмов. Как называется этот метод и каково его значение? Ответ поясните.
Решение
- неродственное скрещивание организмов называется аутбридинг;
- в результате аутбридинга повышается гетерозиготность гибридов и улучшается их продуктивность
Задача 13
Горные гуси никогда не садятся на воду, но при этом имеют плавательные перепонки. Объясните почему.
Решение
- плавательные перепонки горных гусей — это атавизм (сравнительно-анатомическое доказательство эволюции органического мира);
- этот пример иллюстрирует относительность приспособлений у живых организмов, т. е. приспособления, полезные в одной среде (одних условиях), оказываются бесполезными и даже вредными в других
Задача 14
Весной стволы деревьев белят раствором извести. С какой целью это делают? Ответ поясните.
Решение
- известь обладает дезинфицирующим свойством, уничтожает вредителей;
- белый цвет стволов защищает дерево от ожогов, так как отражает солнечные лучи
Задача 15
Статическая работа наиболее утомительна по сравнению с динамической. Почему при статической работе мышечное утомление наступает раньше, чем при динамической? Ответ поясните.
Решение
- при статической работе сокращаются одновременно многие скелетные мышцы, при динамической работе происходит поочерёдное сокращение разных групп мышц;
- причинами утомления могут быть процессы, происходящие в самих скелетных мышцах (накопление продуктов обмена, например молочной кислоты), или утомление нервных центров, которые управляют работой мышц
Задача 16
Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Анализ результатов нарушения сцепления между этими генами позволяет определить последовательность их расположения в хромосоме и составить генетические карты. Между генами А и В кроссинговер происходит с частотой 11%, между генами В и С — с частотой 7%. Определите расположение генов А, В и С, если между генами А и С кроссинговер происходит с частотой 4%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. В каких единицах измеряют расстояние между генами?
Решение
или
- расстояние между генами измеряют в процентах кроссинговера, или морганидах (1% кроссинговера равен 1 морганиде)
Задача 17
Какие агроприёмы необходимо соблюдать при выращивании картофеля с целью получения высокого урожая? Ответ поясните.
Решение
- окучивание, т.к. при этом будут образовываться придаточные корни, а следовательно, будут лучше образовываться клубни;
- севооборот, т.е. нельзя ежегодно высаживать картофель (или другие растения семейства Паслёновые) на одном и том же месте, т.к. это создаёт условия для развития вредителей — колорадских жуков
Задача 18
Какие удобрения внесёт в почву фермер при выращивании баклажанов и репчатого лука с целью повышения их урожайности? Ответ поясните.
Решение
- при выращивании баклажанов фермер внесёт в почву фосфорные удобрения, так как они способствуют обильному цветению и созреванию плодов;
- при выращивании репчатого лука необходимо в почву внести калийные удобрения, так как они способствуют развитию подземных видоизменённых побегов
Задача 19
Два животных вступают в драку. Как при этом у них изменяется свёртываемость крови? Ответ поясните.
Решение
- свёртывание крови защищает организм от кровотечения;
- в момент драки возрастает опасность повреждения, и в процессе эволюции выработалось приспособление, которое повышает свёртывание крови как защиту от возможного кровотечения
Необходимо зарегистрироваться
Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.
Источник