Улучшение малопродуктивных земель путем использования плодородного слоя почвы
I. Общие положения
1. Настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
2. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
4. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
— разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
— прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
— ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
— складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
— ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
— проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
6. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
7. Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:
— осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
— проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
— работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
— работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
— планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;
— химическую мелиорацию токсичных пород;
— приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
— нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
— ликвидацию послеусадочных явлений;
— засыпку нагорных и водоотводных канав;
— ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
— очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
— устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;
— приобретение и посадку саженцев;
— подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;
— восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);
— деятельность рабочих комиссий по приемке — передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);
— другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
8. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально-плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.
9. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
При проведении военных учений, геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и других работ, не связанных с изъятием земель, сроки рекультивации определяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.
10. Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.
Источник
Улучшение малопродуктивных земель путем использования плодородного слоя почвы
ЗК РФ Статья 13. Содержание охраны земель
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13 ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Источник
Содержание охраны земель
Под понятием охраны земель подразумевается определенная, установленная на уровне государства система организационных, правовых и экономических мероприятий, направленных на рациональное пользование участками, предотвращение вредного воздействия на них.
Понятие охраны земель
Под понятием охраны земель подразумевается определенная, установленная на уровне государства система организационных, правовых и экономических мероприятий, направленных на рациональное пользование участками, предотвращение вредного воздействия на них и, как следствие, изъятие из сельскохозяйственного оборота.
Данный процесс должен осуществляться с применением комплексного подхода к угодьям, которые признаются сложными природными образованиями. При этом понятия цели и содержания охраны земель обязательно учитывают региональные и законные особенности того или иного участка земли.
Мероприятия по охране земель
Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:
- мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
- мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
- мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
- мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
- мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
- проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
- мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.
Реализация каждого из таких мероприятий тщательным образом проверяется уполномоченными на это органами государственной власти.
Программы, предназначенные для охраны земель
На законодательном уровне предусмотрена разработка различных программ, направленных на охрану земель. Всего выделяется несколько видом программ:
- программы государственного уровня;
- программы регионального уровня;
- местные программы охраны земель.
Каждая такая программа должна включать в себя определенные задачи и мероприятия, учитывающие все нюансы хозяйственной деятельности того или иного региона страны.
Относительно недавно в стране завершилась одна из самых успешных правовых программ, направленная на сохранение плодородного слоя почвы и на его восстановление. В качестве целей данной программы были выделены:
- сохранение земель;
- рациональное использование земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
- создание всех необходимых условий для поддержания и повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
- повышение качества и плодородности почв.
Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований
На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.
Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:
- требованиям, установленным экологическим законодательством;
- требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
- прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.
Улучшение малопродуктивных земель путем использования плодородного слоя почвы
Если при проведении разнообразных строительных работ или работ, основная цель которых заключается в добыче полезных ископаемых, происходит нарушение плодородного слоя почвы на определенном участке земли, плодородный слой должен быть обязательно снят, чтобы использоваться для улучшения малопродуктивных земель.
Использование плодородного слоя почвы допускается только при соблюдении данного правила, установленного на уровне государственного законодательства.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
Под данным понятием подразумевается предельная концентрация вредного вещества в окружающей среде и почве, постоянный контакт с которым никак не отразится ни на здоровье самого контактирующего человека, ни на здоровье его потомства.
Данный норматив для окружающей среды устанавливается на уровне государственного законодательства специально уполномоченными на это учреждениями федеральной власти. Сейчас при установке норматива предельно допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве учитываются:
- люди;
- растения;
- животные;
- грибы;
- микроорганизмы;
- различные природные сообщества.
В рамках регулирования предельной концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве, в частности, разработаны специальные нормативы добавления минеральных удобрений.
Чтобы проверить соответствие почвы установленным на законодательном уровне требованиям, специально уполномоченными на эти действие организациями осуществляются следующие виды обследования:
- геоботанические;
- агрохимические;
- почвенные.
Консервация земель
Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:
- Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
- Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
- Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.
Охрана земель, расположенных в населенных пунктах Крайнего Севера
Всего в законодательстве выделяется несколько категорий земель, расположенных в населенных пунктах Крайнего Севера, где осуществляется охрана:
- оленьи пастбища;
- отгонные пастбища;
- сезонные пастбища.
Охрана земель в таких населенных пунктах осуществляется в соответствии с актами федерального законодательства, составленными на их основе актами субъектов государства.
Экономическое стимулирование охраны земель
Чтобы повысить заинтересованность пользователей, арендаторов, владельцев и собственников участок в сохранении и, при необходимости, восстановлении плодородности используемых ими почв от различных негативных воздействий, возникающих в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, на законодательном уровне предусмотрено экономическое стимулирование.
Подобное стимулирование, направленное на уменьшение деградированных земель, проходит в определенном порядке, предусмотренном законодательством о бюджете, а также законодательными актами о налогах и сборах государства.
Источник