Меню

Улучшение почвы 8 класс

Презентация по географии на тему»Почвы и урожай»(8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание: Параграф №20

Цели урока: -изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв; -рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком; — наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв; -познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

Проверка домашнего задания: Географический диктант.. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. (……………..) Тип почв, имеющий глеевой горизонт. (…………………. ) Почвы с мощным горизонтом гумуса. (……………….) Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (…………..) Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (………) Органическое вещество почвы. (………………..) Главное свойство почвы. (…………..)

Проверка домашнего задания: Географический диктант.. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые.) Тип почв, имеющий глеевой горизонт. (Тундрово-глеевые.) Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.) Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.) Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.) Органическое вещество почвы. (Гумус.) Главное свойство почвы. (Плодородие.)

Изучение нового материала. — Значение почв для жизни человека. Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.

Почва — это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить

Работа с учебником стр.125-126 Только ли количеством гумуса оценивается плодородие почв?

Используя текст учебника стр.126-127 Составить схему механический состав почв

Перечислите основные агротехнические мероприятия;

Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву.

Вывод: В разных климатических поясах для разных видов почв проводятся различные способы обработки. В засушливых районах борются за сохранение влаги в почве, а в избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это мероприятия по охране и рациональному использованию почв России.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.

Почва — это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.

Земельные ресурсы — это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Читайте также:  Урожай удобрение как применять

Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. Главным врагом почвы является эрозия.

Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.

Спасти почвы, повысить их плодородие возможно.

Первый путь — это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глуби ну, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.

Спасти почвы от эрозии — это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.

Мелиорация — это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.

Источник

Презентация Почва 8 класс

презентация разработана на основе учебника за курс 8 класса. Всё доступно и понятно. Дети её очень хорошо воспринимают. Для учителя очень хорошиё материал.

Содержимое разработки

Образование почв и их разнообразие

  • Свойства почв

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

Плодородие почвы , т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.

Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода.

Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Он явился основателем науки «почвоведение».

Василий Васильевич Докучаев

Процесс образования почвы идёт очень медленно, за

100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см.

Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка).

На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер.

Какие компоненты климата оказывают влияние на процесс образования почвы?

Какова скорость образования почвы?

Какую роль играют растения и животные в почвообразовании?

С чего начинается образование почвы?

Какие горные породы наиболее распространены на территории России?

Как влияет рельеф на процесс почвообразования?

Какое влияние оказывает уровень грунтовых вод на почвы?

Основные свойства почв

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки.

Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв.

Лучшей является зернистая , или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)

Механический состав почв

  • Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду
  • Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду

Структурные почвы (диаметр частиц до 10 мм): комковатые, зернистые

Бесструктурные (диаметр частиц до 0,05 мм): пылеватые

важна для развития растительности.

Она обеспечивает проницаемость воздуха, влаги, питательных веществ

Активно улучшает или ухудшает качество почвы.

Способствует накоплению органических веществ, улучшает физические свойства, тепловой и водный режим почвы.

Читайте также:  Высокие грядки сад медведевых

Вспомните какую роль играет в образовании почв каждый из указанных факторов.

Являются источником образования минеральной части почвы, влияющим на её механический состав.

Обеспечивает образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие.

Определяет распределение климатических почвообразующих элементов.

Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу.

Определяет мощность почвенного слоя.

Определяет водный режим и структуру почвы.

Густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие надземные части растений, которые перерабатываются микроорганизмами, червями, личинками и насекомыми. Здесь происходит образование гумуса. Гумусовый горизонт самый тёмный

Горизонт вымывания, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Этот горизонт очень осветлён. Здесь образуется подзолистый горизонт.

Горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы.

Слабо изменённая материнская порода, из которой образовалась почва

По строению почвенного профиля , т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.

  • Верхний горизонт (А 1), называемыйгумусовым, обычно густо пронизан корнями растений. В нем много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Именно здесь происходит накопление органического вещества. Гумусовый горизонт самый тёмный из всех, однако его цвет зависит от количества накопившегося тут гумуса.
  • В некоторых почвах, в условиях большого количества осадков, к низу от гумусового слоя образуется горизонт вымывания (А 2). Как правило это самый светлый горизонт, так как из него вынесена часть органических и минеральных соединений. Иногда вымываются все вещества, что придает данному горизонту цвет золы и соответствующее название —подзолистый.
  • Ниже лежит горизонтвмывания(В). В него попадает то. Что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но много мелких минеральных частиц, поэтому он более плотный и через него труднее всего просачивается вода. Этот горизонт играет роль своеобразного фильтра.
  • Ещё ниже лежит слабо изменённаяматеринская порода(С), которая и служит основой для образования твердой части почвы. Именно от состава материнской породы во многом зависят такие свойства почвы как механический состав и структура почвы.

Почвенная карта России

Азональные типы почв

  • В условиях скудного увлажнения вместе с почвенным раствором минеральные соединения подтягиваются к поверхности и при испарении влаги выпадают в осадок. Чем южнее, тем суше и тем интенсивнее идет этот процесс. Почвы обогащаются карбонатами, гипсом и легко растворимыми солями. Идет засоление почв.
  • В разных природных зонах на более или менее значительных участках почвы формируются при близком залегании грунтовых вод. Это чаще характерно для понижений рельефа. В областях скудного и недостаточного увлажнения, где грунтовые воды довольно сильно минерализованы, возникают солончаки. При близком залегании пресных грунтовых вод образуются торфяно-болотные почвы.
  • Так указанные здесь типы почв не приурочены к какой-то одной природной зоне, а могут встречаться в разных их называют азональными .

Каштановые и бурые полупустынные почвы

При движении к югу климат становится все суше и теплее, а растительный покров все более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, и значительная их часть в течение длительного теплого периода разлагается на про­стейшие минеральные соединения. Гумуса в почвах накапливается меньше. Здесь формируются каштановые , бурые почвы полупустынь и серо-бурые .

  • Содержание гумуса в почвах и их плодородие в области избыточного увлажнения возрастают к югу.
  • Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон. Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.
  • Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно. Здесь формируются самые богатые перегноем почвы — черноземы. Они обладают зернистой структурой. Это — лучшие почвы нашей страны.
Читайте также:  Чем хорош торф как удобрение

Серые лесные почвы

  • Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно сбрасывающих свою листву почвы серые лесные .
  • А в условиях резко континентального климата и многолетней мерзлоты под хвойными лесами формируются мерзлотно-таежные почвы .

  • В южной части тайги и особенно в смешанных хвойно-широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание происходит только весной, а летом промывание сменяется подтягиванием почвенных растворов к поверхности и испарением влаги. В этих условиях возрастает накопление гумуса, часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. Здесь образуются дерново-подзолистые почвы

1). Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги, попадающей на поверхность почвы, просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой все то, что может раствориться, в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны. » width=»640″

  • Более половины площади страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения (К1). Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги, попадающей на поверхность почвы, просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой все то, что может раствориться, в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения.
  • При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.

На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом в почве создается переувлажнение. Здесь образу­ются маломощные тундровые глеевые почвы. В них под верхним горизонтом находится зеленовато-сизый или голубовато-серый слой, иногда с ржавыми пятнами — глеевый горизонт, или глей. Он образуется при постоянном или длительном переувлажнении и недостатке кислорода в почве. В таких условиях соединения железа и марганца находятся в закисной форме. С этим связан цвет горизонта.

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

7. Как можно по почвенным горизонтам

определить возраст почвы?

1.Какой фактор почвообразования является главным?

2. Что такое плодородие почвы?

Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур

Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом

высокое содержание гумуса

3. А1 – это горизонт …

4.Какое из свойств почвы является главным?

5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см?

Источник

Adblock
detector