Меню

Урок 2 формирование почв

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»8 класс.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx 33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование почв и их разнообразие.

  • обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
  • показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
  • сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
  • показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
  • познакомить с новыми терминам;
  • продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами .

Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)

Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.

Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.

Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.

1) Организационный момент.

На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.

2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)

  • Что такое почва?
  • Чем отличается почва от горной породы?
  • Отчего зависит плодородие почвы?
  • Какие почвы Евразии вам известны?
  • К каким компонентам — живой или не живой природы относится почва?

Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.

Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»

— Сегодня мы узнаем ,

как образуется почва;

какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;

— Что такое почвенные горизонты.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.

— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.

Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.

Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)

Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)

Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.

Слово «земля» в русском языке имеет много значений.

Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.

Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)

Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.

Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: « Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)

О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).

Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля — мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.

— Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)

*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).

*Жидкая часть — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.

* Газообразная часть – почвенный воздух.

Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)

В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.

  • Доказал зональность распределения почв на Земле.
  • Установил роль почвообразующих факторов.
  • Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.

Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)

Рассмотрим условия образования почв

Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.

Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир — и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)

В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 — факторы почвообразования).

Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).

  • Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
  • Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
  • Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
  • Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
  • Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
  • Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.

Каково же строение почв?

До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.

(слайд 22 — почвенный профиль )

Работа с почвенным профилем:

  • А(0) — лесная подстилка.
  • А(1) — Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
  • А(2) — горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу — подзолистые.
  • В — горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
  • С — материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.

Механический состав почвы (Слайд 23)

— Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:

Механический состав почвы

Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые

-бедны гумусом и элементами питания

-требуют обильного полива летом

-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)

-наиболее благоприятные для земледелия

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:

— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.

– Если есть в кольце трещины – супесчаная.

— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.

— Если нет трещин – глинистая.

Структура почвы (слайд 24)

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.

Источник

Конспект : Формирование и свойства почв

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

8 кл. география 21.01. 2019г. Акбалин Ю.А.

Тема урока: Формирование и свойства почв

Цель: Формирование представлений о механизме образования, строении и свойствах почв.

— давать определения терминов, понятий по тематике;

— выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы;

— выявлять специфику почвенных горизонтов и условий формирования почв;

— описывать строение почв, давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв .

-находить достоверные сведения в источниках географической информации;

— анализировать , выделять главное, делить текст на части и обобщать тематический материал;

— выделять термины и понятия, строить логически обоснованные суждения;

— составлять описания на основе достоверных источников информации;

— выявлять особенности объектов;

— составлять характеристику явления или объекта.

— определять цель, проблему в учебной деятельности;

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

— излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;

— понимать позицию другого;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты, теории, гипотезы;

— корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

— оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, в том числе учебных;

— осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

— осознавать и проявлять себя гражданином России.

— сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

— понимание и осознание особенностей формирования и их свойств;

— использование знаний о формировании почв и их особенностей в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.

Тип урока : Изучение новой темы.

Оборудование : карта почв, атлас, учебник, проектор, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии:

Почвообразование, силы выветривания, почва, плодородие, гумус, минеральные частицы, почвенная вода, почвенный воздух, почвенный профиль, почвенный горизонт, опад, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода.

УМК : Учебник География, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас.

I . Организационный момент:

Приветствие, подготовка к уроку.

II . Изучение новой темы:

Попробуйте доказать, что почва – особое природное образование. А для этого ответьте на вопросы:

Что такое почва?

Как соотносятся «почва» и «горная порода»?

Чем отличаются почвы друг от друга?

Что такое гумус?

Как на ваш взгляд происходило образование почвы?

Из всего вышесказанного, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (примерные ответы)

Запишите в тетрадь тема урока: « Формирование и свойства почвы».

Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. О механизме почвообразования.

2. Что такое почвенный профиль.

3. Бывают ли в почве горизонты.

В конце нашего урока постарайтесь ответить на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием В.В.Докучаева о том, что почва – это «зеркало ландшафта»

III . Изучение новой темы:

1. Какие природные оболочки участвуют в образовании почвы?

2. Какова роль почвы в жизни человека?

3. Есть ли почва на других планетах?

4. Почему почвы в разных частях Земли различны? От каких компонентов природы зависит образование почв?

Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы- удивительного продукта природы, обладающего таким важным свойством, как плодородие. (Слайд1)

В первые отличил слой от остальных частей земной коры «особое естественно – историческое тело» замечательный русский ученый В.В.Докучаев. (Слайд2)

Попробуйте сами дать определение, что такое почва.

А сейчас, откройте учебник стр. 175 и найдите это определение. Сравните его с вашим определением. Запишите в тетрадь.

Формирование почвы (почвообразование) – сложный процесс, в котором участвуют все оболочки нашей планеты. Давайте посмотрим, как это происходит.

Запишите в тетрадь: Факторы почвообразования.

Рисуем схему. Слайд 4

1. Выветривание . Найдите ответ на это вопрос на стр. 174 учебника. Какой можно сделать вывод? Что в процессе выветривания, участвуют процессы физических, химических и биологических явлений.

А)Выветривание химическое. (Слайд 5)

Б) Выветривание физическое (Слайд 6)

2 . Материнская порода. Это самый нижний слой почвы, на которой накапливаются другие слои почвы. От этого фактора зависит, какая будет почва. Так как материнская порода может быть сложена из магматических горных пород или осадочных. По механическому составу, они могут быть глинистыми, суглинистыми ,супесчанами или песчанами. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие , то есть легко промываемые почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные, черноземновидные почвы. Поэтому горные породы, влияют на свойства почвы и входят в число важных почвообразователей. И если посмотреть почву в разрезе, то самый нижний, самый первый слой будет не в виде сплошной линии, а волнистой. Так как некоторые горные породы хорошо вымываются водой, а другие нет. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физическте свойства почвы и первоначальное содержание в ней питательных элементов.

Механический состав почвы

Песчаные почвы – легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах быстро просачивается вода. Они бедны питательными веществами.

Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.

Супесчаные почвы. Они накапливают воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжелые.

Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водопроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становиться твердой. Постоянно надо следить за ее структурой.

3. Растительный и животный мир . Как они влияют на формирование почвы? (примерные ответы учеников. Учитель корректирует ответыучеников.

Главные показатели климата:

1. Количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации.

2. Количество выпадающих на земную поверхность атмосферных осадков.

3. Низкие температуры они не способствуют образованию почв, а на оборот затормаживают.

4. Высокие температуры воздуха способствуют образованию почв.

7. Рельеф. Распределяет влагу и тепло.

8. Деятельность человека.

Человек обрабатывает почву, вносим минеральные удобрения, взрыхляет, поливает, проводит мелиорацию земель, рекультивацию. Направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.

Ребята, а что такое гумус? Это почва или нет? ( примерные ответы)

Найдите ответ на это вопрос на стр. 175 учебника.

А что еще входит в состав почвы? Стр. 175 найдите ответ на это вопрос.

Давайте рассмотрим рис. 107 стр. 175. Условия формирования плодородия почв.

Почвенные горизонты и почвенный профиль.

Что такое почвенный профиль? Это чередование горизонтов. Рис. 108. Стр. 176.

Запишем в тетрадь горизонты почвенного профиля и их небольшую характеристику. Чем они отличаются между собой? (Содержанием гумуса, а значит цветом)

Классическое определение процесса образование почв В.В.Докучаев сформулировал следующим образом: « Почвы всегда имеют свое собственное происхождение, они всегда и всюду являются результатом совокупной деятельности материнской горной породы, живых и отмерших организмов (как растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности».

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

1. Что вы узнали на уроке?

2. Чему я научился?

3. Что было трудным для меня?

4. Что больше всего запомнилось?

5. Где пригодятся знания?

А сейчас, давайте ответим на вопрос, который я задавала вам в начале урока. ( повторить вопрос)

YI . Домашнее задание. Параграф 28.

Творческое задание. Написать. Можно ли создать искусственную почву. И что для этого необходимо.

Источник

Читайте также:  Чем накрывают грядки от сорняков
Adblock
detector