Меню

Урок географии по теме почва

Почва — особая оболочка Земли 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Цели урока:

  • Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.
  • Выделить главное свойство почвы – плодородие.
  • Познакомить с типами почв России и своего края.
  • Показать необходимость охраны почв.
  • Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карты, макеты почв, магнитофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_geografii_pochva.docx 23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии «Почва — особая оболочка Земли». 6-й класс

  • Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.
  • Выделить главное свойство почвы – плодородие.
  • Познакомить с типами почв России и своего края.
  • Показать необходимость охраны почв.
  • Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карты, макеты почв, магнитофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: « Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.

III. Работа над новым материалом.

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв России и охране.

– Что такое почва? Выберите правильный ответ:

  1. Верхний слой земли.
  2. Верхний слой земли, где есть песок и глина.
  3. Верхний плодородный слой земли.
  4. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

– Почему вы выбрали именно это определение?

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? ( Плодородие ).

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

– Назовите состав почвы.

– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

– А теперь мы с вами пойдем в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом. Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан? Он разрывает лесную подстилку, ищет желуди, корешки.

– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?

– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву, то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.

– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.

Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных.

Из него под воздействием микробов образуются животные. Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Происходит круговорот веществ!

– Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.

– Больше половины территории России находится в зоне лесов, здесь сформировались особые лесные почвы. ( Показ на карте ).

– Под дубовым лесом образуется своеобразная серая лесная почва. Это достаточно плодородная почва. Поэтому многие дубовые леса были вырублены, пни выкорчеваны, и на их месте возникли посевы и посадки сельскохозяйственных культур.

– А теперь закройте глаза и представьте, что вы попали в густой ельник. А вот посмотрите – повалилась ель. Корни распростерты в разные стороны от лежащего на земле дерева. Вы видите, что прямого, идущего в глубину стержневого корня у ели нет. Все корни расположены близко к поверхности почвы, удаляясь в разные стороны от ствола на 20 и более метров. Как только ель перестает расти, корни с краев отмирают, уменьшается устойчивость дерева. И при сильном ветре зеленая ель падает.

– Взгляните сюда – какая серая, похожая на золу земля на бугре от вывернутых корней ели. Народ так и назвал ее – подзол.

В хвойных лесах часто идут дожди. Образовавшиеся в почве соли вымываются с водой в нижние горизонты, и почва становится белёсой, похожей на золу. Поэтому почвы называются подзолистые. ( Показ на карте ).

– А сейчас мы с вами отправимся в открытую степь. Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! А какие богатые почвы! Это знаменитые черноземы!

«Царь почв – русский чернозем», – сказал знаменитый почвовед В.В. Докучаев. ( Показ портрета В.В. Докучаева ).

– В степи под растениями образовался этот чернозем. ( Показ макета чернозёмных почв ). Он называется черноземом, потому что прокрашен перегноем. Верхний слой очень темный, можно сказать просто черный. Черная земля – говорят в народе, или чернозем. Перегнойный слой весь состоит как бы из зерен – частичек почвы. Между этими частичками свободно проникает воздух, а во время дождя – вода. Все это создает благоприятные условия для растений. Верхний перегнойный слой поэтому густо пронизан живыми и отмершими корешками трав. На самом его верху просто плотная дернина, растения теснят друг друга, стараясь ухватить побольше этой плодородной земли (почвы). Такой плодородной почвы нигде больше не найдешь.

Черноземы темным ковром устилают всю степную зону. Это очень плодородные почвы. На них вызревают богатые урожаи пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей. Но и за черноземами нужен уход. Нельзя на них только сеять, собирать урожай, увозить зерно и солому.

– Посмотрите на карту. Какие типы почв еще распространены на территории России?

– Как вы думаете, почему для России характерно такое многообразие почв?

– Скажите, а какие почвы распространены в нашей области?

– Какие культуры мы будем выращивать на чернозёмных почвах?

Земля заботу любит.

– Поясните ее смысл.

– Как вы думаете, а есть ли у почвы враги? ( Вода, овраги, ветер, человек ).

– А можно спасти почву от разрушения, от ее врагов?

– Послушайте стихотворение Анны Ахматовой «Родная земля»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах,
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.

– Своя, родная земля. Значит, именно человек должен бережно относиться к почве, ведь только он может спасти почву от разрушения.

– Вам было дано задание – провести исследование по теме «Надо ли сжигать сухую листву и траву».

Давайте заслушаем результаты исследования .

1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.

2) Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.

3) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.

– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало . И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.

Охрана почв – важнейшая задача человечества. Известные почвоведы нашей области А.И. Климентьев, А.А. Чибилев, Блохин и другие сотрудники института степи в 2001 году издали первую в мире «Красную книгу почв Оренбургской области», в которую внесены все типы почв, надлежащие сохранению их в естественном виде. ( Показ Красной книги почв ).

– Перед вашим уроком я встретилась с Александром Ильичем Климентьевым. Послушайте, что он рассказал вам о почве. ( Слушание магнитофонной записи ).

– Единство человека с природой… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от неё?

– Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля, если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.

– Какой вывод можно сделать?

– Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.

  • Что такое почва?
  • Назовите основное свойство почвы?
  • От чего зависит плодородие почвы?
  • Какие типы почв распространены на территории России?
  • Почему нужно бережно относиться к почвам?
  • Что вам особенно запомнилось из новой темы?

V. Д/З: страница 167. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях».

– Наш урок я хочу закончить словами Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир».

– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.

Источник

Урок географии: «География почв России»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок физической географии. 8-й класс.

«География почв России»

Зенькина Надежда Михайловна–

учитель географии высшей квалификационной категории,

МОУ Пирочинской ООШ

Тема урока: «География почв России»

Цель : Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.

-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны

-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);

Оборудование: учебник «География России. Природа и население». (Авторы: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким), атлас для 8класса, атлас Московской области, компьютер, проектор, экран, почвенная карта России

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Что называют почвой? (почва- это особое естественно-историческое тело)

Основное отличительное свойство почвы? (плодородие)

С чего начинается формирование почвы? ( с выветривания горных пород)

Назовите факторы почвообразования. (материнская порода, рельеф, климат, разнообразие растительности и животного мира)

Какие из них является главными? (разнообразие растительности и животного мира)

Основоположник науки почвоведения. (В.В.Докучаев)

Что такое почвенный профиль? (набор почвенных горизонтов, отличающихся по способу образования, цвету, составу, свойствам)

Как образуется гумус? (после отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в органическое вещество-гумус)

Почему В.В.Докучаев определил почву как « зеркало ландшафта»? ( формирование почвы происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью)

Нарисовать почвенный профиль.(у доски)

I П Изучение нового материала.

Откройте карту в атласе «Почвы и почвенные ресурсы».

Какую информацию несёт нам эта карта?

Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично.

Есть ли закономерности в размещении почв? (Она знакомит нас с главными типами почв и их размещением на территории России)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока…………………………………………………..

«География почв России» (Запись темы в тетради.)

Предлагаю совершить путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно — Европейской равнины. Что заметили? (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)

Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.

А как вы понимаете: что же такое тип почвы? Работа с учебником. стр.139

(Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.) (Запись в тетради.)

Условия на территории нашей страны одинаковые? (нет)

Почвы будут одинаковые ? (нет, разные)

Какова же цель нашего урока?

Наша главная цель сегодня на уроке? Сформировать представление о закономерностях распределения и характерных чертах почв России.

-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны

-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);

Закономерности размещения почв.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.

Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче.

С чем это связано? Работа с учебником. стр.139 В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий

Работа с почвенной картой России.

(Устно.) С севера на юг на территории России сменяют друг друга следующие зональные типы почв: арктические, тундровые глеевые, подзолистые, мерзлотно-таежные, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, светло-каштановые и бурые почвы , серо-бурые., солонцы и солончаки.

Наибольшую площадь России занимают ….подзолистые почвы. (Запись в тетради.)

Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность . Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа. (Запись в тетради.)

Работа в парах. Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.

Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России» ( Приложение1)

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Мало тепла и растительности

1. Арктическая пустыня

имеют слой глеевой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

Кувл>1, растительные останки -хвоя

Б) тайга Вост.Сибири

Б) тайга Вост.Сибири

Больше, чем в подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Кувл=1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла

Бурые полупустынь, серо-бурые

Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл,

Почвы Московской области. Работа с атласом Московской области.

Типы почв Московской области

Хозяйственное использование почв

IV Закрепление изученного материала.

Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.

Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др.,которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.

Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.

Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;

– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.

Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.

Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно

влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.

Бурые полупустынные почвы.

Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.

Серо-бурые пустынные почвы.

Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см).содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.

Обсуждение результатов работы

Проверка таблицы по образцу.

1. Тип почвы — это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

2. Главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны — это протяженность страны с севера на юг.

3. Наибольшую площадь России занимают ….. подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км 2 , что составляет 40,9% от общей площади почв.

4. Разнообразие почв – это портрет разнообразия природы нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше

6. Проверим себя: Решение итогового теста «10 из 10», с последующей проверкой (Приложение2)

1. Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.

2. Чернозем — самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

б) почва хорошо увлажнена;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о растительности;

в) об увлажнении почв.

5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра; а) подзолистые;

2) тайга; б) черноземы.

3) степь; в) тундрово-глеевые;

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф;

б) На территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

7. Какие почвы формируются при увлажнении K = 0,3-0,4?

а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.

10 правильных ответов- «5»

Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов.

Оценки за работу на уроке, устные ответы. тест.

Оцените работу на уроке.Поднимите соответствующий смайлик.

8. Домашнее задание :

V Домашнее задание §21, ключевые слова и выражения стр.139.

Источник

Читайте также:  Удобрение от мучнистого червеца
Adblock
detector