Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.docx | 101.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое почва»
Тип урока : открытия нового знания
Цели урока: создать условия для:
— ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;
— развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;
— воспитания бережного отношения к природе.
Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.
-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.
-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста.
-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока, цели
Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
— Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
— Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?
Приветствуют друг друга и учителя
— С подведения итогов наблюдения в природе
2. Подведение итогов наблюдений в природе
Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире
-Скажите, а какой сейчас месяц?
-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.
— А как в народе называли октябрь?
— Ноябрь называли «листопадом»
— Может кто-то догадался, почему его так называли?
— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.
-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?
Вопросы (на слайде).
- Какое было небо?
- Погода была дождливая или солнечная?
- Выпадали ли осадки?
- Холодно было вчера или тепло?
- Сколько было градусов?
- Было ветрено?
— Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)
— часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут
Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.
Вчера была погода …
— строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
3. Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий
-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).
— Ребята, отгадайте загадку:
Бьют меня ногами, режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .
— А, что вы представляете, когда говорите слово земля?
— Сколько значений имеет слово земля?
— Назовите эти значения.
Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
-О какой кладовой шла речь?
часть суши, страна, государство.
У слова «земля» несколько значений.
Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.
Источник
Урок-исследование «Что такое почва?»- 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урокисследование по окружающему миру «Что такое почва?» — 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_chto_takoe_pochva.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Автор УМК: А.. А. .Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Пищина О.С.
- формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
- выявить в ходе опытов состав почвы
- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведённых опытов;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
- умения доказывать выдвигаемые предположения;
- первоначальные умения практического исследования природных объектов.
- воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы.
- Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Почва, состав почвы, плодородие почвы.
Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.
— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, тетрадь на печатной основе, тест для самостоятельной работы.
Источник
Урок «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Что такое почва.
Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,
палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,
спиртовка, штатив, держатель.
Содержательная деятельность учителя
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
— Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. ( Земля)
— Что такое земля?
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок.
— Сказка это или не сказка?
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля).
У слова « земля» несколько значений.
Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
— Что бы вы хотели об этом узнать?
Вы узнаете состав почвы её свойства.
Поиск способа решения учебной задачи.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы – это плодородие.
Толщина почвенного слоя бывает различна.
— Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше)
— Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
— Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
— Как лучше провести эту работу?
— Повторим алгоритм работы в группе.
1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего).
В группе работаем по плану:
— Общаемся по адресам;
Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
— Какой вывод можно сделать?
На доске появляется карточка со словом ВОЗДУХ.
Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
— Что вы увидели на бумаге?
— О чём это говорит? Приготовьте ответ.
Итак что же есть в почве?
Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.
— Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода).
На доске карточка ВОДА.
— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах.
— От чего это происходит?
Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
— Что можно увидеть в почве?
В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.
На доске карточка ПЕРЕГНОЙ.
— Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.)
— Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.)
— Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина)
— А что ещё? ( Перегной) Молодцы!
На доске карточки ГЛИНА ПЕСОК.
Этот опыт выполню я , а вы внимательно
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
— Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде)
На доске карточки СОЛИ МИКРОБЫ.
Мы исследовали почву.
Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему.
Группы готовы. Послушаем ответы.
— Давайте убедимся, что наши исследования верны.
— как это можно сделать?
Из почвы выходят пузырьки воздуха.
В почве есть воздух.
На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Работа в группе.
Работа в группе.
Работа в группе.
Дети рассматривают сои.
Работа в группах.
Дети показывают схемы и комментируют их.
Что растения получают из почвы?
Почему почву называют «чудесной кладовой»?
Об этом мы узнаем прочитав статью
« Что растения получают из почвы?»
Итак из чего состоит почва?
Работа по учебнику.
— А как образуется почва?
— Что для этого нужно?
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
— Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ)
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.
— Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др)
— Так без чего не может появиться почва?
— А могу ли живые существа жить без почвы?
— Чем почва может помочь в существовании живым организмам?
Источник
➤ Adblockdetector