Урок-исследование «Что такое почва?»- 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урокисследование по окружающему миру «Что такое почва?» — 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_chto_takoe_pochva.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Автор УМК: А.. А. .Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Пищина О.С.
- формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
- выявить в ходе опытов состав почвы
- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведённых опытов;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
- умения доказывать выдвигаемые предположения;
- первоначальные умения практического исследования природных объектов.
- воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы.
- Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Почва, состав почвы, плодородие почвы.
Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.
— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, тетрадь на печатной основе, тест для самостоятельной работы.
Источник
Открытый урок Окружающий мир «Почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок – исследование по окружающему миру
Тема урока: Почва и ее свойства
УМК: «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала
— создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы,
— с помощью тестирования закрепить состав почвы.
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
-воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.
-В начале урока я предлагаю вам посмотреть клип. («Октябрь»)
-Как прекрасно это время года – осень! И жаль, что у нас на севере оно так быстро пролетело. А на материке до сих пор осень радует людей своей красотой.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Сегодня наш класс будет учебной лабораторией, а вы научными сотрудниками.
Мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.
— Начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»
У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
В состав воздуха входит углекислый газ? +
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород? +
При нагревании воздух расширяется? +
Песок растворяется в воде? —
Вода обладает текучестью? +
6. Вода имеет запах? —
7. При охлаждении вода расширяется? —
8. Бактерии – это крошечные организмы? +
10.Вода превратится в лёд при температуре +5 градусов? —
(Для проверки использую документ–камеру)
IV .Самоопределение к деятельности.
Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
( слайд 1-а) -Да. Это земля.
-У слова «земля» есть несколько значений. (Толковый словарь)
Это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство.
-Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице.
— Какое значение имеет слово «земля» в нашей загадке? (Почва)
Определите тему сегодняшнего урока.
-Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы.
-Можете ли вы сразу дать научное определение, что такое почва?
Что такое почва?
— На столах у вас почва. Рассмотрите почву под микроскопом.
-Она состоит из однородной массы? (Нет)
-Значит, мы должны узнать состав почвы.
-Знаете, почему растения растут в почве? (Нет)
-Значит мы должны узнать свойство почвы.
Кто участвует в образовании почвы?
V . Новая тема. Практическая работа.
-Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу. Таблица у вас на столах.
Кто участвует в образовании почвы?
Основное свойство почвы
-Ребята, внимательно рассмотрите почву.
-Какого она цвета? (Тёмного)
-Твердая или рыхлая? (Рыхлая)
(Слайд 3) Посмотрите, на каком слое земли растут растения? (Верхнем)
-Так, что же такое почва? Дайте определение. (слайд 4)
Почва — верхний, темный, рыхлый слой земли.
(слайд 5-а)- Рассмотрите картинки. Что вы видите на картинках. (Фруктовые деревья, овощи на огороде)
-Как назвать одним словом фрукты, овощи? Что это? ( Плоды)
А как появляются плоды? (Родятся)
Если соединить эти два слова, то мы узнаем основное свойство почвы. (Слайд 5-б)
Плодородие-основное свойство почвы.
-Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…
(Запись в таблицу –плодородие)
-Для того, чтобы узнать, что делает почву плодородной,
мы проведем опыты.
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте
туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу) Воздух
(Размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода. Вода из почвы
поднимается вверх в виде водяного пара.
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки,
остатки листьев, остатки насекомых, из этого
Учитель: Перегной или гумус – это разложившиеся
остатки растений и животных. Перегной
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх, которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Соли — это питательные вещества, необходимые
для роста и развития растений. Они образуются
благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
-Мы исследовали почву и составили таблицу «Состав почвы»
Подведем итог. Почва состоит из … (Слайд 6)
VII . Просмотр видеофильма.
-Кто же участвует в образование почвы? (Слайд 7)
-Все мелкие животные роют в почве ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву. Измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.
Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и превращаются в перегной. А потом из перегноя благодаря микроорганизмам образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
VIII . Самостоятельная работа. Тест (ноутбуки).
-Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста.
-Вернемся к целям, которые поставили в начале урока.
В таблице отметьте то, что узнали на уроке и оцените свои знания по каждому пункту.
Что такое почва?
Кто участвует в образовании почвы?
-Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва.
X. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Почва».
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Почва».
В конвертах индивидуальные задания
А) Как человек использует землю и её охраняет?
Б) Сообщение о русском ученом Василии Васильевиче Докучаеве.
Окружающий мир 3 класс
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
Тип урока: изучение нового материала
— создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы,
— с помощью тестирования закрепить состав почвы.
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
-воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы России», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.
Источник
➤ Adblockdetector