Меню

Урок исследование по теме почва

Урок-исследование «Что такое почва?»- 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урокисследование по окружающему миру «Что такое почва?» — 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
urok-issledovanie_chto_takoe_pochva.docx 30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Автор УМК: А.. А. .Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Пищина О.С.

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.
  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы.
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему

решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Почва, состав почвы, плодородие почвы.

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.

— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, тетрадь на печатной основе, тест для самостоятельной работы.

Источник

Открытый урок Окружающий мир «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок – исследование по окружающему миру

Тема урока: Почва и ее свойства

УМК: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

— создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с главным свойством почвы,

— с помощью тестирования закрепить состав почвы.

— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

-воспитывать интерес к окружающему миру;

— воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-поиск и выделение необходимой информации;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.

-В начале урока я предлагаю вам посмотреть клип. («Октябрь»)

-Как прекрасно это время года – осень! И жаль, что у нас на севере оно так быстро пролетело. А на материке до сих пор осень радует людей своей красотой.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы воздух и листва.

Птицы звери и леса,

Гром туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг (природа).

-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Сегодня наш класс будет учебной лабораторией, а вы научными сотрудниками.

Мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.

— Начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»

У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

В состав воздуха входит углекислый газ? +

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород? +

При нагревании воздух расширяется? +

Песок растворяется в воде?

Вода обладает текучестью? +

6. Вода имеет запах?

7. При охлаждении вода расширяется?

8. Бактерии – это крошечные организмы? +

10.Вода превратится в лёд при температуре +5 градусов?

(Для проверки использую документ–камеру)

IV .Самоопределение к деятельности.

Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

( слайд 1-а) -Да. Это земля.

-У слова «земля» есть несколько значений. (Толковый словарь)

Это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство.

-Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице.

— Какое значение имеет слово «земля» в нашей загадке? (Почва)

Определите тему сегодняшнего урока.

-Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы.

-Можете ли вы сразу дать научное определение, что такое почва?

Что такое почва?

— На столах у вас почва. Рассмотрите почву под микроскопом.

-Она состоит из однородной массы? (Нет)

-Значит, мы должны узнать состав почвы.

-Знаете, почему растения растут в почве? (Нет)

-Значит мы должны узнать свойство почвы.

Кто участвует в образовании почвы?

V . Новая тема. Практическая работа.

-Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу. Таблица у вас на столах.

Кто участвует в образовании почвы?

Основное свойство почвы

-Ребята, внимательно рассмотрите почву.

-Какого она цвета? (Тёмного)

-Твердая или рыхлая? (Рыхлая)

(Слайд 3) Посмотрите, на каком слое земли растут растения? (Верхнем)

-Так, что же такое почва? Дайте определение. (слайд 4)

Почва — верхний, темный, рыхлый слой земли.

(слайд 5-а)- Рассмотрите картинки. Что вы видите на картинках. (Фруктовые деревья, овощи на огороде)

-Как назвать одним словом фрукты, овощи? Что это? ( Плоды)

А как появляются плоды? (Родятся)

Если соединить эти два слова, то мы узнаем основное свойство почвы. (Слайд 5-б)

Плодородие-основное свойство почвы.

-Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…

(Запись в таблицу –плодородие)

-Для того, чтобы узнать, что делает почву плодородной,

мы проведем опыты.

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте

туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

(Дети делают запись в таблицу) Воздух

(Размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода. Вода из почвы

поднимается вверх в виде водяного пара.

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки,

остатки листьев, остатки насекомых, из этого

Учитель: Перегной или гумус – это разложившиеся

остатки растений и животных. Перегной

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх, которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Соли — это питательные вещества, необходимые

для роста и развития растений. Они образуются

благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

-Мы исследовали почву и составили таблицу «Состав почвы»

Подведем итог. Почва состоит из … (Слайд 6)

VII . Просмотр видеофильма.

-Кто же участвует в образование почвы? (Слайд 7)

-Все мелкие животные роют в почве ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву. Измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.

Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и превращаются в перегной. А потом из перегноя благодаря микроорганизмам образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

VIII . Самостоятельная работа. Тест (ноутбуки).

-Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста.

-Вернемся к целям, которые поставили в начале урока.

В таблице отметьте то, что узнали на уроке и оцените свои знания по каждому пункту.

Что такое почва?

Кто участвует в образовании почвы?

-Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва.

X. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему «Почва».

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Почва».

В конвертах индивидуальные задания

А) Как человек использует землю и её охраняет?

Б) Сообщение о русском ученом Василии Васильевиче Докучаеве.

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Почва. Свойства почвы.

Тип урока: изучение нового материала

— создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с главным свойством почвы,

— с помощью тестирования закрепить состав почвы.

— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

-воспитывать интерес к окружающему миру;

— воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-поиск и выделение необходимой информации;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы России», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.

Источник

Читайте также:  Куда девать навоз от поросят
Adblock
detector