Меню

Урок исследование состав почвы

Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Почва и ее состав

Скачать:

Вложение Размер
pochva_i_ee_sostav.docx 28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Образовательная: способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Развивающая : содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Познакомятся с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Научатся бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
  1. Научатся содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Сформируют умения оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Сформируют умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Овладеют логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.

3. Расширят сведения о почве.

  1. Будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  2. Будут развивать умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Будут способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Будут способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Научатся принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Самоопределение к деятельности урока

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

формируют понимание важности процесса обучения.

  1. Постановка проблемной учебной задачи

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Определяют тему и цели урока. Участвуют в беседе с учителем.

учатся аргументировано выражать своё мнение.

формируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

Изучают план работы на урок. Рассматривают изображение почвы.

планируют и контролируют свои учебные действия.

  1. Продолжение работы по теме урока

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

Работают по группам. Изучают состав почвы. Проводят опыты вместе с учителем.

учатся аргументировано выражать своё мнение.

планируют и контролируют свои учебные действия.

Источник

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Почва и ее состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок-исследование «Почва и ее состав» для учащихся 3 класса

Скачать:

Вложение Размер
urok._pochva.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по теме «Почва и ее состав». 3-й класс

Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.

1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.

2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.

Методы обучения: наглядный (использование ИКТ), практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся), групповая.

Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, пипетка, предметное стекло, держатель

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Есть просто храм,
Есть храм науки.

А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки.

Навстречу солнцу и ветрам

Путешествуя по природному храму можно узнать много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в Чудесную кладовую храма.

Актуализация опорных знаний

Ребята, у вас на партах текст. Прочитайте и подумайте, есть ли такая кладовая в природе? “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку).

Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (Земля).

— Есть ли такая кладовая в природе? Слайд

-Что это за кладовая? (земля)

— А как по-другому можно назвать землю?

Слово “земля”имеет несколько значений. Слайд

Одно из них “Почва”.

Сообщение темы урока

Вы сейчас сами определили тему урока. Почва . Слайд

-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли). Слайд

Сегодня на уроке мы будем исследовать почву. Для этого у вас на столах оборудование и лист исследователя, как у настоящих ученых. В нем вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. У каждой группы свое задание.

Внимательно их прочитайте, сделайте вывод запишите в дневник исследований. Будьте внимательны! Выводы, которые мы с вами сделаем, помогут вам справиться с заданиями в конце урока. Итак, приступаем к исследованию. Ребята, если вы подготовились, поднимите сигнальную карточку.

1) Возьмите стакан воды и бросьте туда кусочек сухой почвы.

Что увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

2) Какой вывод можно сделать? (В почве содержится воздух .)

3) Запишите вывод в листок исследователя.

1) Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы.

2) Прижмите почву плотно к бумаге.

3) Стряхните почву в стакан с водой. Что видите на бумаге? (Небольшое влажное пятно.)

4) Что доказывает этот опыт? (В почве содержится вода .)

5) Запишите вывод в дневник исследователя.

1) Через лупу рассмотрите почву.

Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

2) Подумайте, что происходит в почве с остатками листьев, корешков, частей насекомых?

Это и есть перегной.

3)Запишите свои наблюдения в дневник.

Опыт 4. (Заранее подготовленная почва.)

1)У вас на столе прокаленная почва. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпьте в стакан с водой.

Что наблюдаете? (На дно осели глина и песок .)

2) Запишите свои наблюдения в дневник.

Я, вижу, что все исследователи уже готовы поделиться с нами своими наблюдениями. А мы слушаем внимательно и выводы записываем в дневник.

Ребята, а еще одно свойство продемонстрирую вам я. Я буду работать с горячими предметами. Поэтому буду соблюдать правила Т/Б.

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.

Помещу их на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остался белый налет. Это соли.

О роли минеральных солей прочитайте на карточке №1.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

-Запишите вывод в дневник..

Еще раз подведем итог.

-Что входит в состав почвы?

Ребята, посмотрите на слайд. Сравните растения. Слайд

Почему так произошло? Одинакова ли по цвету почва? Почему в темной почве растут крепкие растения, а в светлой чахлые?

Цвет почвы зависит от количества перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее. Чем темнее почва, тем плодороднее. Плодородие — главное свойство почвы. Слово состоит из 2 корней. ( Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

Запишите это свойство почвы в дневник.

Посмотрите на слайд. Существуют разные виды почв. Слайд

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

— Как вы думаете, а в нашей Тамбовской области какие почвы преобладают?

Черноземные почвы- главное богатство нашей Тамбовской области. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Сейчас мы узнаем сколько лет потребуется, чтобы образовался слой почвы.

Я предлагаю вам каждому подумать над задачей. Слайд

За 100 лет слой почвы увеличивается на 1см. Сколько лет потребуется, чтобы образовалось 3 см почвы?

-У кого другой ответ поднимите сигнальную карточку.

Видите, как медленно образуется почва. Поэтому ее надо сохранять. Слад

А как можно сохранить почву вы мне скажите позже.

Я предлагаю вам поработать по учебнику . Для этого вам необходимо выбрать пару.

Откройте учебник на с.71. На этой странице у вас лежит карточка.

Внимательно прочитайте 2,3, 4 абзацы учебника и выберите необходимую информацию, чтобы заполнить карточку.

Чтобы почва не истощалась, нужно вносить________________________ .

Чтобы защитить почву от размыва, человек сажает__________________ .

Беречь почву от ________________________ .

Посмотрите, какие еще проводятся работы для сохранения почвы. Слайд

А теперь давайте проверим успешность работы на уроке по тестовым заданиям. Слайд

Ребята, перед вами тест 5 вопросов. Прочитайте их внимательно и постарайтесь выбрать правильный ответ.

1) Как называется верхний плодородный слой земли?

2)Какие вещества входят в состав почвы?

3) Назови основное свойство почвы

4) Что повышает плодородие почвы ?

5) Самая плодородная почва

Поменяйтесь тестами по часовой стрелке. Взаимопроверка . Слайд

Оцените работу товарища.

Подошла пора подвести итог.

-Что было важным для вас сегодня на уроке?

— За что можете себя похвалить?

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу, согласно шкале. Слайд

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за вашу исследовательскую работу на уроке. Вы мне очень понравились. На память о нашем уроке я хочу подарить вам значок «Юного исследователя». Если вы хотите больше узнать по данной теме, вы можете обратиться к информационным источникам или сделать проекты по этой теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему «Воздух. Его свойства и состав».

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: «Воздух. Его свойства и состав».

Урок окружающего мира по теме «Состав пищи»

На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования .

Урок окружающего мира «Атмосфера земли. Состав и значение воздуха» во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос.

Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва. Состав почвы».

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со.

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема: «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема: «Почва и ее состав»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: — формирование понятий: почва как единство.

Источник

Читайте также:  Садовые покрытия для дорожек между грядками
Adblock
detector