Механический состав почв
презентация к уроку
Почвовведение. Механический состав почв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanicheskiy_sostav.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механический состав почвы
Механический состав почвы После естественного распада горных пород и минералов образуется разрыхленная масса, состоящая из мельчайших частичек почвы, различающихся между собой разными диаметрами. Такие частицы носят название механических элементов. Если частички имеют идентичный друг другу размер, то составляют фракцию. Группировка таких фракций по идентификационным признакам называется классификацией механических элементов.
Для изучения фракций профессором Н. А. Качинским была разработана классификация, подразумевающая деление почвы на несколько видов. Они бывают: песчаные; супесчаные; суглинистые; глинистые.
Методы определения Наиболее часто для исследований используются сухой и мокрый способы определения механического состава. Для метода характерен анализ состояния земляного покрова в сухом, влажном виде, а также попытка скрутить образец почвы для определения наличия или отсутствия трещин на поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока в 10 классе по теме:» Культиватор для междурядной обработки почвы»
Цель урока: изучить устройство и назначение культиватора, развить внимание, мышление, память, речь, привить учащимся бережное отношение к технике на примерах передовых механизаторов.
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем.
Методическая разработка урока химии по теме: «Почва и её свойства»
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в.
Презентация «Почва, её происхождение, состав и свойства»
Презентация к уроку на тему «Почва, её происхождение, состав и свойства» по дисциплине «Основы агрономии». Почва как природное образование, обладая плодородием, является основным средством с/х произво.
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.».
Источник
Факультативный курс по теме «Изучение механического состава почв». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели урока: | Конкретизировать и углубить знания о строении и составе почвы, раскрыть особенности механического состава почв, связь межу строением почв и агротехники. |
Установление пространственных, временных и причинно-следственных связей между:
1. Механическим составом почв и ее свойствами;
2. Свойствами почв и агротехникой;
3. Агротехникой и урожайностью культурных растений.
2. Актуализация знаний
3. Выполнение исследовательской работы
4. Составление презентации — отчета
6. Выступление учащихся
7. Подведение итогов
2. Выполнение исследовательской работы
а) Работа с литературой и Интернет ресурсом
б) Выполнение опытов по изучению механического состава почв
в) Выполнение презентации
3. Защита работы
а) Выступления учащихся
4. Подведение итогов
За почвенный образец взята почва с пришкольного участка.
Для выполнения исследовательской работы на уроке, необходимо разделиться на группы (уч-ся самостоятельно решают, в какой группе работать):
1 группа 2-3 уч-ся — работа с литературой и Интернет ресурсами.
2 группа 80 % уч-ся класса — выполняют опыты с почвой
3 группа 2 уч-ся — выполняют презентацию
Все необходимое оборудование находится на демонстрационном столе, каждая группа берет необходимое для опыта, согласно инструкции (все 3 задания выполняются одновременно)
В источниках найти определения почв, морфологическое строение почв, основные типы почв края и краткую характеристику.
Подготовить короткое сообщение, определения почв. Передать информацию для создания слайда.
2. Выполнение опытов по изучению механического состава почв
Согласно выданным картам-инструкциям, выполнить работу (разделиться на 4 группы). Каждая группа, выполнив свое задание, передает полученные результаты для внесения в слайд.
Группа 1. Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)
Группа 2. Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито
Группа 3. Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского
Группа 4. Определение водоподъемности почвы.
Каждая группа полученные результаты передать для внесение данных в слайды. Подготовить краткое сообщение по опыту и полученным результатам.
3. Выполнение презентации
Пока учащиеся работают с литературой и выполняют опыты, необходимо заготовить слайды с заголовками, согласно инструкционной карте. Постепенно полученные результаты вносятся в слайды.
Карточка-инструкция для группы, работающей с литературой и Интернет.
Оборудование: ноутбук с выходом в Интернет, научная и научно-популярная литература, подобранная за ранее учителем и учащимися.
- Найти не более 3 определений почв, разными авторами. Обязательно определение В.В. Докучаева.
- Морфологическое строение почв, почвенные слои.
- С помощью атласа определить основные типы почв края. Найти характеристику данных типов почв.
- Подготовить короткое сообщение, информацию предоставить для слайдов.
Карточка-инструкция «Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)»
Оборудование: почва и вода, фарфоровые чашки
По Качинскому выделяют
2 группы механических элементов.
- 1 группа — физический песок (диаметр частиц больше 0,01 мм.)
- 2 группа Физическая глина (диаметр частиц менее 0,01 мм.)
По механическому составу почвы делятся: песчаные, супесчаные, глинистые, суглинистые.
Песчаные почвы — высокая водопроницаемость в отличии от глинистых имеют очень слабую поглотительную способность. Во влажном состоянии почвы связанные, в сухом состоянии — рыхлые сыпучие.
Глинистые почвы — содержат много питательных веществ, слабая водопроницаемость, во влажном состоянии очень липкая, а в сухом очень связные. Почвы плохие для обработки.
Суглинистые и супесчаные почвы — в сельскохозяйственном отношении наиболее ценные, высокое плодородие. В этих почвах в наименьшей мере проявляются отрицательные свойства.
1. Метод отмульчивания
2. Метод рассева на ситах.
З. Метод полевой или органопинтический.
Смочить почву и скатать шнур, сравнить с показаниями таблицы, сделать вывод.
Вид образца почвы после раскатывания | Разновидность почвы |
Шнур не образуется | песчаная |
Шнур формируется плохо, появляются лишь зачатки шнура. | супесчаная |
Шнур сплошной, в кольцо свертывается без трещин. | глинистая |
Шнур сплошной, в кольцо свертывается с трещинами | таежный суглинок |
Шнур дробится на дольки | легкий суглинок |
Шнур сплошной, при свертывание его кольцом диаметром около 3 см. рас подается на трещины | средний суглинок |
Карточка-инструкция «Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито»
Оборудование: весы с разновесами, ступка, сито.
Взять навеску почвы 100 г. Растереть в ступке все крупные почвенные агрегаты. Навеску почвы перенести на почвенное сито, закрыть крышкой и несколько раз в горизонтальном положении двигаем до окончания навески. Объединить останки почвенных агрегатов в 3 фракции:
1 — каменистая (более 3 мм.)
2 — физический песок (1 мм.)
З — физическая глина (менее 1 мм.)
Карточка-инструкция «Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского»
Оборудование: сито, весы, фарфоровые чашки.
Взять навеску почвы 200 г., просеять и разложить в 6 фарфоровых чашек (по 15 шт.). Все образцы залить водой и оставить на 15 мин.
С помощью таблицы определить водопрочность почвы.
Фракции агрегатов в мм | Содержание прочных агрегатов | |||||||
>10 | ||||||||
7 | ||||||||
5 | ||||||||
3 | ||||||||
1 | ||||||||
Разновидность почвы | Высота подъема воды (см) нарастающим итогом | |||
высота через 1 мин. | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин |
1 — песчаная, капли воды появляются через 5 мин.
2 — суглинок, капли воды появляются через 10 мин.
3 — суглинок, капли воды появляются через 15-20 мин.
3. Выполнение презентации
Создать слайды, с помощью конструктора слайдов
Заголовки слайдов:
- Титульный слайд
- Определение почв
- Типы почв края
- Цели и задачи работы
- Морфология почв
- Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)
- Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито
- Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского
- Водопрочность вод
- Определение водоподъемности почвы.
- Мероприятия по улучшению почв на пришкольном участке
Внести данные, которые будут предоставляться учащимися в течение урока.
Почва средний суглинок. Шнур сплошной, при свертывании его кольцом диаметром около 3 см. распадается на трещины.
Почвы суглинистые. По таблице Качинского (Классификация почвообразующих пород и почв) определили гранулометрический состав данного образца почв.
Почва с пришкольного участка суглинок 1-3 мм менее 40-42% связная. Прочность почвенных агрегатов — способность их противостоять размыву водой. Чем меньше размеры почвенных агрегатов, тем выше их устойчивость к размыву.
Суглинистые почвы обладают хорошей водопроницаемостью.
1. Внести органические удобрения в осенний период, после уборки урожая.
З. Вносить минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные) в виде подкормок в течении весеннее — летнего сезона.
4. Для повышения урожайности и для удержания в почвах минеральных веществ, применять севооборот на участке.
5. Для предупреждения эрозии и вымывания почв наиболее целесообразна весенняя вспашка.
6. Необходимо нарезать гряды продольно по направлению наклона
участка.
Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению гранулометрического состава почвы мокрым методом (слайд № 6)
Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению гранулометрического состава почвы методом рассева на сито (слайд № 7)
Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению водопрочности почвенных агрегатов (слайд № 8)
Учащиеся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению водоподъемности почвы
Учащийся, который конструировал слайды, подводит итог. Зачитывает мероприятия, по улучшению агротехники пришкольного участка, которые предложили учащиеся всего класса (слайд № 11)
Источник
➤ Adblockdetector