Урок 27
Обработка почвы
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Обработка почвы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с агротехническими приемами обработки почвы.
Технологии растениеводства и животноводства
§42. Технологии обработки почвы
Одна из отраслей сельского хозяйства России — растениеводство — занимается возделыванием культурных растений (агрокультур). К ним относятся зерновые, бахчевые, овощные и другие культуры. Большую часть культурных растений выращивают в условиях производства — в теплицах или в открытом грунте. Некоторые виды растений люди высаживают на своих дачных или приусадебных участках.
Состав и свойства почвы
Почва является средой для выращивания агрокультур. Как вы уже знаете из уроков биологии, растения берут из почвы все необходимые питательные вещества, поэтому очень важно знать состав и свойства почвы. Почва — это рыхлый поверхностный слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения.
В своём составе почва имеет минеральную и органическую составляющие. Минеральная часть почвы включает в себя песок и глину. В зависимости от соотношения механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые и суглинистые, песчаные и супесчаные. Для растениеводства лучшими считаются суглинистые и супесчаные почвы. Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных, которые постоянно подвергаются воздействию бактерий и микроорганизмов. В результате образуется перегной (гумус), который улучшает Структуру почвы, обогащает её питательными веществами.
Важнейшим свойством почвы является сё плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна содержать достаточное количество питательных веществ, запас воды и воздух для дыхания корней растений.
Подготовка почвы под посадку
Для того чтобы сохранить и улучшить плодородие почвы, применяют специальные агротехнические приёмы обработки: основную, предпосевную и послепосевную. Рассмотрим эти приёмы на примере овощных культур.
Основою обработку почвы выполняют весной или осенью после уборки урожая предшествующей культуры. Она включает в себя лущение и вспашку.
Лущение — это неглубокое рыхление поверхностного слоя почвы. Его проводят с помощью лущильных агрегатов — дисковых или лемешных. Это позволяет частично уничтожить вредителей и подрезать сорняки, а их семена заделать во влажный слой почвы, чтобы дать им возможность прорасти, а затем уничтожить зяблевой вспашкой. Глубина лущения зависит от засорённости почвы сорняками: для слабо засорённых составляет 5—6 см, для сильно засорённых — 10—12 см. Рыхление дисковыми лущильниками называется дискованием.
Зяблевую (осеннюю) вспашку проводят через две-три недели после лущения, когда появятся всходы сорняков. Если культуры убирают поздней осенью, то выполняют только лущение, а вспашку осуществляют весной. Её глубина зависит от особенностей возделываемых культур, типа и качества почвы: на супесчаных почвах — 25—27 см, на суглинистых — до 40 см.
При промышленном производстве овощных культур все технологические процессы механизированы, обработка почвы выполняется с помощью современных машин и агрегатов (рис. 132, а—г). Механизация технологических процессов в овощеводстве позволяет повысить производительность отрасли, уменьшить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Весеннюю обработку почвы на приусадебных, дачных и пришкольных участках проводят лопатой, ручным культиватором или рыхлителем на глубину 5—8 см, а зяблевую — мотоблоком (рис. 132, д) или лопатой (рис, 132, е) на глубину 25—27 см.
Перед вспашкой вносят органические (навоз, торф, компост) или минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Количество и вид удобрения зависят от выращиваемой культуры и состава почвы.
Весеннюю обработку почвы начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4—5 см для сохранения в ней влаги и культивации — рыхления почвы и подрезания в ней сорняков. При промышленном производстве культур эти виды обработки, а также нарезание гребней (см. рис. 132, в) и гряд (см. рис. 132, г) происходит с применением современных агрегатов. На приусадебных, дачных и пришкольных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий.
Послепосевная обработка почвы делится на основную и междурядную. Основная заключается в прикатывании посевов в целях уплотнения почвы и бороновании, а междурядная — в рыхлении. До появления всходов, чтобы помочь росткам пробиться, верхний слой почвы (корку) разрушают лёгкими боронами или ручными граблями. В засушливую погоду несколько раз малыми дозами проводят полив почвы для ускорения появления всходов. После полива или дождя почву снова разрыхляют. Затем в процессе роста и развития растений почву постоянно рыхлят культиваторами или мотыгами. Причём почву под корнеплодами рыхлят сначала неглубоко — на 3—5 см, затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12—14 см. C такими культурами, как огурцы, томаты и капуста, поступают наоборот: почву рыхлят сначала на глубину 12—14 см, а затем — на 3—5 см.
Правила безопасной работы
1. Выполнять только те работы, которые указал учитель.
2. Соблюдать заданную последовательность операций.
3. Разбрасывать органические удобрения только совками или лопатами.
4. Работать аккуратно, чтобы удобрение не попало в лицо.
5. Работать с удобрениями на участке только в рабочей одежде и перчатках (рукавицах).
6. Не принимать пищу во время работы с удобрениями.
7. Не нюхать и не определять на вкус органические удобрения.
8. Переносить и передавать ручные инструменты рабочей частью вниз.
9. После работы вымыть руки с мылом.
Знакомимся с профессиями
Тракторист-машинист — специалист, который управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями для обработки почвы. Непосредственно участвует во всех сельскохозяйственных работах. Может работать на рассадопосадочных машинах и уборочных комбайнах, на специальном оборудовании. Под руководством агронома выполняет все агротехнические приёмы обработки почвы: основную, предпосевную и послепосевную, посев, уборку и транспортировку урожая.
Практическая работа № 4
Подготовка почвы к осенней обработке
Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, совок, рабочий халат, перчатки (рукавицы).
1. Уберите растительные остатки с участка.
2. Распределите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз (компост).
3. Разгребите равномерно граблями удобрение по участку.
4. Вскопайте почву лопатой, не разбивая комьев.
5. После работы очистите инструменты и поместите их в отведённое место.
6. Вымойте руки с мылом.
Запоминаем опорные понятия
Агрокультуры; почва; агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Выясните, выполнив поиск в Интернете, от чего зависит и чем опасно для человека загрязнение почвы. Что такое эрозия почвы? Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий.
Проверяем свои знания
1. Какую почву называют плодородной?
2. В чём различие основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы?
3. Как вы будете рыхлить почву на грядке с морковью; с огурцами?
Источник
Весенняя обработка почвы
план-конспект на тему
дать знания об особенностях предпосевной обработки почвы.
- дать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с правилами личной гигиены и безопасности труда;
- научить приемам весенней обработки почвы;
- воспитывать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие;
- формировать умения и навыки работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vesennyaya_obrabotka_pochvy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Республиканский детский эколого-биологический центр
Весенняя обработка почвы
/ Конспект открытого занятия к дополнительной
общеразвивающей программе «Юный цветовод»/
Автор: Дзидзоева Л.Ц.
Владикавказ 2014 г.
Тема: Весенняя обработка почвы
Цель: дать знания об особенностях предпосевной обработки почвы.
- дать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с правилами личной гигиены и безопасности труда;
- научить приемам весенней обработки почвы;
- воспитывать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие;
- формировать умения и навыки работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Оборудование: рабочие тетради, простые карандаши, ручные рыхлители, лопаты, культиваторы /грабли/, совки, корзины, учебник.
Тип занятия : комбинированный
1.Организационный момент : приветствие, сообщение темы и целей занятия
П. Повторение изученного материала
Вспомнить материал, с которым обучающиеся познакомились на предыдущих занятиях
-что является основным источником жизни для растений и расскажите, что знаете об этом источнике, который является необходимым для их произрастания.
(вызванные ученики на учебном поле рассказывают о значении почвы для выращивания культурных растений)
А теперь вспомним некоторые основные понятия.
1. Что называется почвой? (Почвой наз.рыхлый поверхностный слой земной коры способный производить урожай растений.)
2. Из чего образовалась почва? ( Из горной породы, разрыхленной действием воздуха, воды, тепла и холода).
3. Что является основным свойством почвы? (Основное свойство почвы – это ее плодородие, удовлетворяющее потребность растений в воде и пище).
4. На какие части делится почва по механическому составу? ( По содержанию в почвах глины и песка, они подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные).
5. Какими свойствами обладает почва? ( почва обладает физическими и химическими свойствами)
К физическим свойствам относятся водопроницаемость, водоподъемность, (капиллярность), влагоемкость, физическая и механическая поглотительная способность почвы.
6. Назовите виды обработки почвы: (вспашка, культивация, боронование, прикатывание).
7. Когда проводят основную вспашку почвы? (основную вспашку проводят под зиму после уборки урожая культур.).
Ш. Изучение нового материала
-Наше сегодняшнее занятие посвящено весенней обработке почвы. Это работа направлена на улучшение условий прорастания семян, сохранение весенней влаги в почве, на борьбу с сорняками и включает следующие приемы: культивация, боронование, прикатывание.
Затем педагог предлагает обучюащимся самим объяснить сущность каждого из названных приемов, особенности их выполнения:
1. Культивация – мелкое рыхление почвы до 12 – 15 см. без оборачивания. При культивации подрезаются сорняки.
2. Боронование производят с целью рыхления, перемешивания поверхности почвы, а также уничтожения проростков и всходов сорняков.
3.Прикатывание – прием обработки, обеспечивающий уплотнение и выравнивание поверхности почвы, а также дробление ее глыбистой части.
Далее педагог сообщает, что все эти приемы обработки почвы применяются на учебно – опытном участке, но выполняются они ручным инструментом. А теперь мы на опытном поле проведем практическую работу. Ознакомив обучающихся с с/хоз. инвентарем: ручными рыхлителями, граблями /культиватор/, катками, лопатами, также они ознакомились с техникой безопасности труда. Работая с граблями, необходимо обращать внимание на то, что острые части граблей должны быть направлены вниз. В перерывах между работой грабли, лопаты, тяпки кладут на землю или к опоре острой частью к земле.
В звене работу распределяют следующим образом. Мальчики работают граблями, а девочки будут собирать корни, корневища, личинки и т.д.
Педагог следит за работой обучающихся, за тем как они соблюдают правила безопасности труда, при необходимости делает дополнительные пояснения.
По окончании работы педагог подводит итог, оценивает качество ее выполнения каждым воспитанником.
1Υ. Закрепление изученного материала :
Разгадать небольшой кроссворд. (раздаем карточки с кроссвордом)
Ответы записывать по горизонтали, и если все ответы будут правильными, то по вертикали можно прочесть, как называется приемы выращивания растений (Агротехника).
1. Основной вид обработки почвы (вспашка).
2. Как называется агрегат которым проводят вспашку почвы? (плуг)
3. Как называется прицепной инвентарь трактора, которым проводят рыхление почвы? (бороны).
4. Как называется обработка почвы после пахоты? (культивация)
5. Как называется органические и минеральные вещества вносимые в почву для питания растений? (удобрение).
6. Назовите части плуга (лемех).
7. Какой вид обработки почвы проводится после уборки урожая? (лущение)
8. Какой вид обработки почвы применяется после всходов семян? (рыхление).
9. Какой вид обработки почвы проводят для сохранения влаги? (боронование).
10. Как называется удаление сорных растений, с посевных участках? (прополка).
11. Как называется метод обработки почвы для сохранения семян после их посева? (прикатывание).
Источник
Тема :»Рыхление земли».
Предлагаю познакомиться с планом — конспектом урока по предмету «Цветоводство» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Просмотр содержимого документа
«Тема :»Рыхление земли».»
План-конспект открытого урока «Рыхление земли.»
Тип занятия: комбинированный.
Познакомить учащихся с агротехническим приемом обработки почвы – рыхлением и инструментом плоскорезом Фокина.
научить учащихся рыхлению почвы плоскорезом Фокина;
вырабатывать практические навыки и самостоятельность при работе плоскорезом Фокина;
воспитывать уважение к труду и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: презентация «Рыхление земли», картинки с изображением плоскореза (раздаточный материал), клей, плоскорез Фокина, живые растения.
Дидактический материал: инструктивные карточки, ранжировочный тест.
I этап. Организация начала занятия. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
П этап. Установление связи с пройденным материалом.
Ш этап. Объяснение нового материала.
IV этап. Практическая работа. Закрепление материала
V этап. Подведение итогов. Контроль полученных знаний.
Активизация познавательной деятельности.
Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Объяснение темы, цели и задач.
Связь с пройденным материалом.
Контроль восприятия материала
Инструктаж по ТБ
Самостоятельные трудовые действия под
Проверка полученных знаний
I этап. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Давайте при помощи слов попробуем составить пословицу (Раз взрыхлить, что дважды полить.)
Тема урока: «Рыхление земли».
П этап. Установление связи с пройденным материалом. Фронтальный и индивидуальный опрос.
Давайте вспомним названия цветов.
А к каким растениям они относятся к многолетним или однолетним?
А чем отличаются многолетние растения от однолетних?
(Однолетние цветковые растения — это растения, которые растут только одно лето. Многолетние цветковые растения – растения, которые могут расти на одном месте без пересадки несколько лет.)
А в какое время года начинают из земли появляться многолетники?
Ш этап. Объяснение нового материала.
Многолетние цветы рыхлят рано весной, сразу после оттаивания почвы.
Рыхление разрушает образовавшиеся в верхнем слое почвы многочисленные трещины, по которым вода поднимается из нижних слоёв земли к поверхности. При этом уменьшается испарение воды. Поэтому рыхление называют «сухим поливом».
Вывод: Рыхление — прием обработки почвы, при котором разбивается верхний слой земли с помощью инструментов. (запись в тетрадь)
Что же это за инструменты? (тяпка или мотыжка вам знакомы, а вот плоскорез Фокина новый инструмент)
Что представляет собой плоскорез Фокина?
Ручной плоскорез состоит из:
согнутой под определенным углом пластины (похожей на скобу);
трех режущих поверхностей, лезвия которых должны быть всегда остро заточены;
(приклеить изображение плоскореза Фокина и подписать названия деталей в тетради)
Попросить у детей сходить в «Зимний сад», найти там горшки с цветами, в которые вставлены палочки для рыхления земли.
Плоскорез Фокина — садово-огородный помощник, который позволит произвести более двадцати различных операций.
Основные задачи плоскореза — рыхление и прополка. (запись в тетрадь)
Сорняки он срезает или выдергивает, не «травмируя» почву, то есть ее верхний плодородный слой остается на месте.
Помимо этого, плоскорезом можно:
сформировать борозды, чтобы потом посеять семена;
засыпать борозды с семенами землей;
сформировать сами грядки;
удалить или измельчить комья земли;
обработать узкие междурядья;
удалить высокую и толстую траву;
выполнить высокое окучивание;
сгрести скошенную траву или ворох листьев.
Как правильно использовать плоскорез?
Основной принцип работы плоскореза состоит в том, что движение его должно идти параллельно поверхности почвы. (запись в тетрадь)
При работе с плоскорезом Фокина нужно соблюдать несколько правил:
Держите спину прямо, чуть-чуть наклоните корпус.
Черенок нужно держать так, чтобы большие пальцы «смотрели» вверх.
Подбирайте инструмент под свой рост, тогда не придётся сгибаться.
IV этап. Практическая работа. Закрепление материала.
После изложения нового материала учащимся предлагается, с целью усвоения и закрепления нового материала, провести практическую работу по рыхлению земли на пришкольном участке.
Перед проведением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности и предлагается надеть спецодежду.
После последовательного проведения всех операций учащиеся приступают к рыхлению почвы, которая проходит под контролем педагога.
После проведения практической работы ребята приводят в порядок инструменты и моют руки с мылом. Педагог хвалит учащихся за проведенную работу.
V этап. Подведение итогов. Контроль полученных знаний.
Для каких работ применяют плоскорез Фокина?
Измельчение комьев земли
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
На доске два смайлика. Если урок понравился, то ребята поднимают большой палец вверх, если нет, то — вниз.
Источник