Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почва и её состав»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока по окружающему миру
Программа (УМК): Перспективная начальная школа
Дисциплина : окружающий мир
Тип урока : открытия новых знаний
Тема урока: Почва и её состав
Цель: Сформировать представление о почве, её образовании и составе.
1. Обучающая: Расширить знания учащихся о почве; выявить основные её свойства; познакомить с причинами разрушения почв.
2. Развивающая: Развивать умения сравнивать. анализировать, ставить проблему; находить научные обоснования в практической деятельности.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к почве.
Предметные: находить связи в природе, между природой и человеком, сравнивать объекты природы, делить их на группы; развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
Личностные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учиться выражать свое мнение.
Методы: беседа — диалог; работа в группе; работа в паре; работа с учебником «Окружающий мир»
Формы : индивидуальная, групповая.
Оборудование и ПО : учебник. спиртовка, пробирки, почва, вода, спички, лупы.
1. Организационный момент (1 минута)
2. Актуализация знаний (3 минуты)
3. Целеполагание (3 минуты)
4. Работа по теме урока (10-15 минут)
5. Физкультминутка (1 минута)
6. Продолжение работы по теме (15 минут)
7. Закрепление изученного материала (5 минут)
Источник
Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник
Открытый урок по окружающему миру на тему «Почва» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОЧЕП БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Открытый урок по окружающему миру
в 3 «В» классе по теме:
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Волкова Любовь Викторовна
2015 – 2016 учебный год
Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний
Формировать у учащихся понятие “почва”;
Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.
прозрачный стакан с водой,
Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
I . Организационный момент:
Прозвенел уже звонок
(Учитель и ребята проверяют готовность к уроку)
Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
I I . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
1) Почему морская вода имеет вкус?
2) Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья ? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)
3) В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили?
4) Как называется этот способ? ( Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)
5) Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах ? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения )
6) Как люди охраняют воду от загрязнения? ( Строят очистные сооружения)
7) Назовите правила бережного расходования воды. ( Зарывать кран, чтобы вода не текла понапрасну, когда умываешься, сделай тонкую струйку)
II I .Самоопределение к деятельности.
В нашу лабораторию пришло письмо.
— Интересно, что это? Читаем записку:
Бьют меня ногами
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять.
— Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)
(показ среза земли, взятого с обрыва)
А о каких подарках идет речь?
Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)
I V .Коллективное составление плана урока
— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.
— С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
— Знаете ли Вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись «Что такое почва?»)
— Что еще хотели бы узнать о почве?
— Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись «Свойство почвы»)
— А кто из вас знает, из чего состоит почва?(Появляется следующая надпись «Состав почвы»)
— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
— Значит, с чем познакомимся?
— С видами почв. (Ниже надпись «Виды почв»)
— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись «Почва человеку»)
«Что такое почва?»
V. Работа по плану:
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
— Так, что же такое почва ?
— Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?
(учитель предлагает детям рассмотреть срез земли)
— Внимательно рассмотрите верхний слой.
— Какого он цвета.
— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
(На экране вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»). Также это определение вы можете прочитать в учебнике на с. 64. В рабочей тетради с. 36 запишем определение.
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
— Переходим к выполнению следующего пункта плана.
— Я полью водой цветок горшке. Что вы видите? Правильно, вода впиталась в землю. А это значит, что земля способна пропускать воду
— Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.
— Что увидели? (траву, растения, деревья)
— Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
— Это — плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом «Плодородие»)
— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
-Правильно. Словарь, а также мы обращаемся к учебнику с.64 и читаем определение там.
— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)
V I . Практическая работа. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой вы будете записывать в таблицу. А таблица находится в рабочих тетрадях на с. 37
Учитель : Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель : Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу)
(размешиваем почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Учитель : Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
(Дети делают запись в таблицу)
Учитель : Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 4 (рассматриваем отстоявшую воду с почвой)
Учитель : Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель : Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
(Дети делают запись в таблицу)
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
(Дети делают запись в таблицу)
VII. Подведение итогов практической работы:
Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
(Вывод на экране)
(Включается фонограмма песни «Танец маленьких утят»)
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
2. Работа с учебником
Учитель: откройте страницу 64 учебника “Окружающий мир”. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.
Дети: растения получают из почвы всё что в ней содержится, в почве обитают мелкие животные .
Учитель : Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод : все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
3.Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 38 №5
Наш рабочий день подошел к концу :
Что нового каждый для себя узнал на уроке?
Почему землю называют кормилицей?
— На все ли пункты плана ответили? (Нет)
— Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.
— Что такое почва?
— Из чего состоит почва?
— Назовите свойства почвы.
— Что особенно понравилось на уроке?
Подготовить сообщение «Как человек использует почву и ее охраняет? Виды почвы»
Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»
1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.
Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:
— словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ ,беседу
— наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся
— практический метод: выполнение разнообразных упражнений ,опытов
— частично- поисковый -для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу
— метод проблемного изложения учебного материала
— метод самостоятельной работы — так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы
2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.
3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций ,игровые моменты ,разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, стимулирование проводил на каждом этапе урока.
4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.
5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.
Источник