Меню

Урок окружающего мира 3 класс плешаков что такое почва

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Учебные материалы: стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?

Идёт защита плакатов «Берегите воду!»

2. Мотивация учебной деятельности

Сказала лопата: «земля, чтобы рыть».

Ботинки сказали: «земля, чтоб ходить».

А люди сказали: «земля, чтобы жить».

О какой земле говорили герои стихотворения?

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.

3. Работа по теме урока

— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.

В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.

Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.

Практическая работа

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.

Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?

Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).

Дети заполняют схему в рабочей тетради и изготавливают модель «Что растения получают из почвы».

Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.

Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьёт,

И Вода старается —

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору.

Поселился, лезет в гору.

Трещины покрыла Почва.

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?

В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Читайте также:  Можно ли активный ил использовать как удобрение

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен

Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне» (с. 51-52).

— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?

Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.

— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

5. Рефлексия учебной деятельности

1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Одна из составных частей почвы. (Песок)

3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)

4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.

— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?

Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.

Источник

Урок окружающего мира «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира. УМК «Школа России» А.А. Плешаков, 3 класс

Читайте также:  Выращивание астры через рассаду

Скачать:

Вложение Размер
urok_chto_takoe_pochva.docx 44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : Шинкевич Любовь Анатольевна

Направление: начальная школа

Предмет : окружающий мир

Тема урока : Что такое почва Тип урока : изучение нового материала

Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 10 учащихся, из них 6 мальчиков, 4 девочки.

Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

I. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Подготовка к усвоению новых знаний

VI. Практическая деятельность учащихся

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

X. Домашнее задание

Планируемые результаты : учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.

Технологическая карта урока

Шинкевич Любовь Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Троицкая СОШ

Источник

3 класс Окружающий мир А. А. Плешаков Тема: «Что такое почва»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Технологическая карта + презентация . Урок- исследование «Что такое почва» 3 класс УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_pochva.rar 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Лапчинская Ольга Владимировна

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
  • развивать умение работать с научным текстом;
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.
  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему

решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель,

карточки, ноутбук, проектор, экран.

— А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основа,

Источник

Adblock
detector