Конспект урока «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока по Окружающему миру по теме «Что такое почва?» составлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_pochva.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Что такое почва?»
Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы
— выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,
— показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;
— развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,
— воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
— формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.
Оборудование, материалы и наглядные пособия:
— Компьютер и проектор;
— 1 комочек свежей почвы;
— Комочки сухой почвы;
— 1 лабораторный стакан с водой.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.
Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.
Учитель приветствует учеников.
Введение в тему
— Ребята, отгадайте загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля) (слайд 1.)
— Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой».
— Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая ? (Это комната для хранения.)
— Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» (слайд 2.)
— Итак, объектом нашего исследования будет почва.
— Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия .
Самоопределение к деятельности
— А с какой целью мы будем исследовать почву ? (Высказывания детей)
— Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами.
— А когда так говорят? (Ответы детей)
— Так говорят, когда человек становится уверенным в чём — либо.
Опытно — экспериментальная работа с почвой
— Назовите главное свойство почвы.
— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.)
— Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».
— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.
— Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников)
— Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ.
— А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения.
— У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток)
— Почему он появился? (В почве есть вода)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода»)
— Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки)
— Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух»)
— Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. )
— О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений»)
— А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем)
— Да они превратятся в перегной. (слайд 3.)
— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
— Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.
— А теперь давайте вернем к нашим опытам.
— Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина)
— Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки.
— Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые)
— Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа»)
— Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.) (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа)
— В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ.
— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.
— Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.
— Наш урок подходит к концу.
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое почва?
— Назовите основное свойство почвы.
— Каково значение почвы для растений?
— Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.)
* Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.
* Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!»
Во всей вселенной
деятельности на уроке
— Продолжите фразу: (слайд 8.)
-До этого урока я не знал…
— Мне было интересно узнать, что…
— У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.
— Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
— Благодарю всех вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект что такое робототехника
конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника.
План — конспект «Кто такие птицы?» 1класс
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Конспект урока «Такой разный огонь: добрый и злой» (ОБЖ)
Цель урока — закрепить знания о противопожарной безопасности.
Конспект занятия «Такие разные деревья»
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края.
Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл.
конспект кто такие птицы
Конспект Кто такие звери
Конспект урока окружающего мира «Кто такие звери?» 1 класс Школа России.
Источник
Урок «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Что такое почва.
Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,
палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,
спиртовка, штатив, держатель.
Содержательная деятельность учителя
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
— Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. ( Земля)
— Что такое земля?
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок.
— Сказка это или не сказка?
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля).
У слова « земля» несколько значений.
Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
— Что бы вы хотели об этом узнать?
Вы узнаете состав почвы её свойства.
Поиск способа решения учебной задачи.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы – это плодородие.
Толщина почвенного слоя бывает различна.
— Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше)
— Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
— Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
— Как лучше провести эту работу?
— Повторим алгоритм работы в группе.
1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего).
В группе работаем по плану:
— Общаемся по адресам;
Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
— Какой вывод можно сделать?
На доске появляется карточка со словом ВОЗДУХ.
Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
— Что вы увидели на бумаге?
— О чём это говорит? Приготовьте ответ.
Итак что же есть в почве?
Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.
— Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода).
На доске карточка ВОДА.
— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах.
— От чего это происходит?
Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
— Что можно увидеть в почве?
В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.
На доске карточка ПЕРЕГНОЙ.
— Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.)
— Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.)
— Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина)
— А что ещё? ( Перегной) Молодцы!
На доске карточки ГЛИНА ПЕСОК.
Этот опыт выполню я , а вы внимательно
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
— Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде)
На доске карточки СОЛИ МИКРОБЫ.
Мы исследовали почву.
Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему.
Группы готовы. Послушаем ответы.
— Давайте убедимся, что наши исследования верны.
— как это можно сделать?
Из почвы выходят пузырьки воздуха.
В почве есть воздух.
На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Работа в группе.
Работа в группе.
Работа в группе.
Дети рассматривают сои.
Работа в группах.
Дети показывают схемы и комментируют их.
Что растения получают из почвы?
Почему почву называют «чудесной кладовой»?
Об этом мы узнаем прочитав статью
« Что растения получают из почвы?»
Итак из чего состоит почва?
Работа по учебнику.
— А как образуется почва?
— Что для этого нужно?
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
— Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ)
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.
— Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др)
— Так без чего не может появиться почва?
— А могу ли живые существа жить без почвы?
— Чем почва может помочь в существовании живым организмам?
Источник