Меню

Урок опыт что такое почва

Конспект урока «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока по Окружающему миру по теме «Что такое почва?» составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_pochva.docx 24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Что такое почва?»

Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы

— выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,

— показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;

— развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,

— воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;

— формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

— Компьютер и проектор;

— 1 комочек свежей почвы;

— Комочки сухой почвы;

— 1 лабораторный стакан с водой.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.

Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.

Учитель приветствует учеников.

Введение в тему

— Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять. (Земля) (слайд 1.)

— Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой».

— Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая ? (Это комната для хранения.)

— Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» (слайд 2.)

— Итак, объектом нашего исследования будет почва.

— Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия .

Самоопределение к деятельности

— А с какой целью мы будем исследовать почву ? (Высказывания детей)

— Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами.

— А когда так говорят? (Ответы детей)

— Так говорят, когда человек становится уверенным в чём — либо.

Опытно — экспериментальная работа с почвой

— Назовите главное свойство почвы.

— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.)

— Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».

— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.

— Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников)

— Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ.

— А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения.

— У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток)

— Почему он появился? (В почве есть вода)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода»)

— Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки)

— Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух»)

— Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. )

— О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений»)

— А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем)

— Да они превратятся в перегной. (слайд 3.)

— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

— Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.

— А теперь давайте вернем к нашим опытам.

— Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина)

— Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки.

— Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые)

— Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа»)

— Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.) (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа)

— В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ.

— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

— Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

— Наш урок подходит к концу.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое почва?

— Назовите основное свойство почвы.

— Каково значение почвы для растений?

— Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.)

* Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.

* Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Во всей вселенной

деятельности на уроке

— Продолжите фразу: (слайд 8.)

-До этого урока я не знал…

— Мне было интересно узнать, что…

— У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
— Благодарю всех вас за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника.

План — конспект «Кто такие птицы?» 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Конспект урока «Такой разный огонь: добрый и злой» (ОБЖ)

Цель урока — закрепить знания о противопожарной безопасности.

Конспект занятия «Такие разные деревья»

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края.

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл.

конспект кто такие птицы

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира «Кто такие звери?» 1 класс Школа России.

Источник

Урок «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
tema.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Что такое почва.

Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;

выявить основные свойства почвы;

в процессе опытов установить состав почвы;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,

палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,

спиртовка, штатив, держатель.

Содержательная деятельность учителя

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

— Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. ( Земля)

— Что такое земля?

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок.

— Сказка это или не сказка?

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля).

У слова « земля» несколько значений.

Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

— Что бы вы хотели об этом узнать?

Вы узнаете состав почвы её свойства.

Поиск способа решения учебной задачи.

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы – это плодородие.

Толщина почвенного слоя бывает различна.

— Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше)

— Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?

— Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

— Как лучше провести эту работу?

— Повторим алгоритм работы в группе.

1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего).

В группе работаем по плану:

— Общаемся по адресам;

Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?

— Какой вывод можно сделать?

На доске появляется карточка со словом ВОЗДУХ.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

— Что вы увидели на бумаге?

— О чём это говорит? Приготовьте ответ.

Итак что же есть в почве?

Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.

— Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода).

На доске карточка ВОДА.

— Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах.

— От чего это происходит?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

— Что можно увидеть в почве?

В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.

На доске карточка ПЕРЕГНОЙ.

— Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.)

— Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.)

— Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина)

— А что ещё? ( Перегной) Молодцы!

На доске карточки ГЛИНА ПЕСОК.

Этот опыт выполню я , а вы внимательно

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

— Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде)

На доске карточки СОЛИ МИКРОБЫ.

Мы исследовали почву.

Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему.

Группы готовы. Послушаем ответы.

— Давайте убедимся, что наши исследования верны.

— как это можно сделать?

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Работа в группе.

Работа в группе.

Работа в группе.

Дети рассматривают сои.

Работа в группах.

Дети показывают схемы и комментируют их.

Что растения получают из почвы?

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Об этом мы узнаем прочитав статью

« Что растения получают из почвы?»

Итак из чего состоит почва?

Работа по учебнику.

— А как образуется почва?

— Что для этого нужно?

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

— Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ)

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.

Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

— Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др)

— Так без чего не может появиться почва?

— А могу ли живые существа жить без почвы?

— Чем почва может помочь в существовании живым организмам?

Источник

Читайте также:  Чем полезны калийные удобрения
Adblock
detector