ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока по биологии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_r_o_k_24.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к 24. ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
1. Актуализация знаний.
2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.
3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.
4. Роль удобрений в почвенном питании растений.
5. Закрепление. Подведение итогов урока.
Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры, таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень», рисунки в учебнике.
1. – Р азнообразие живых организмов, особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов тесно связаны с жизнедеятельностью организмов, функциями, которые они выполняют.
– Сегодняшняя тема позволит рассмотреть процесс почвенного питания растений как один из важнейших процессов жизнедеятельности.
2. – К числу основных свойств живого организма относится и питание.
– Н айдите в учебнике определение понятия питание .
– Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Вспомним, какие.
– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.
– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.
3. – Поговорим подробнее о почвенном питании растений.
– Анализ состава золы многих растений показывает, что в ней могут встретиться почти все элементы, которые находятся в земной коре. Каждый из них находится в определенном количестве и оказывает определенное воздействие на жизнедеятельность растительного организма.
Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь.
Работают с учебником. Выписывают понятие.
Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.
Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.
Источник
Методическая разработка урока биологии для 6-го класса «Питание. Почвенное и воздушное питание растений»
Разделы: Биология
Задачи урока.
- Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
- Развивать понятие о функциях листа.
- Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
- Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
- Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.
I. Организационный момент. Презентация
Домашнее задание: стр. 58–59, подготовить проектное задание о “нетрадиционных” способах питания растений — хищничестве и паразитизме.
II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.
1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).
КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”
— Какие вещества входят в состав растения?
— Как минеральные вещества поступают в растение?
— Какие органические вещества вы знаете?
— Как они поступают в растение?
— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
— Чем питание растений отличается от питания других организмов?
— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)
— Что такое питание?
2. Постановка познавательной задачи.
3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)
2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).
Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)
— Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?
— Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?
— Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?
— В чем значение минеральных подкормок растений?
— Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?
3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).
Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.
Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.
Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)
Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)
Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)
1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)
2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.
3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).
4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)
“Хлорофилл — это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев
4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)
IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)
Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)
— Какие вещества необходимы растению?
— Где они их берут в процессе питания?
— Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).
Обязательный уровень
Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)
ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ
ВСАСЫВАЮЩАЯ
ОСНОВНАЯ
КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ
СТОЛБЧАТЫЕ
СТРУКТУРЫ
ХЛОРОПЛАСТЫ
ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
ВЕЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)