Меню

Урок по естествознанию почва

Конспект урока на тему «Состав и свойства почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Состав и свойства почвы»

Учебник: Пакулова В.М, Иванова Н.В. «Природоведение»

Название темы : Состав и свойства почвы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цели: Выявить особенности строения и состава почвы, определяющие её уникальную способность обеспечивать рост и развитие растений.

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

любовь к природе, родному краю.

материал для опытов,

— стеклянные стаканы (4 шт.);

— стеклянные палочки (4 шт.);

презентация «Состав и свойства почвы»,

Используемые учебники и учебные пособия:

1.Учебник «Природоведение. Природа. Неживая и живая» , 5 класс /Пакулова В.М, Иванова Н.В, М, Дрофа, 2011г.

3. Контрольный лист «Состав почвы», «Виды почв», тест по теме (4 шт.).

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посадил дед репку.

Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?

— Что же помогло репке вырасти?

-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?

Я думаю, что в конце урока вы дадите ответ на поставленный вопрос.

Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.

Итак, тема нашего урока: Состав и свойства почвы

— Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто учитель и ученики, а научные сотрудники.

— Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

III. Планирование. Целепологание.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

(Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

Что будет объектом изучения и исследования, вы скажите мне, отгадав загадку.

«Меня бьют, колотят,

— Знаете ли Вы, что такое почва?

(На доске появляется табличка «Что такое почва?»)

— Что еще можно узнать о почве? Опытным путём определим состав почвы. (На доску вывешивается следующая табличка «Состав почвы»)

— Какими свойствами она обладает?

( На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы»)

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

Что такое почва.

— Внимательно рассмотрите рисунок и дайте определение, что такое почва?

— Верхний, темный, рыхлый слой земной коры, большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

IV. Проведение опытов.

— Из чего состоит почва? (Выслушать ответы детей).

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будете записывать в Контрольный лист «Состав почвы».

— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

— В почве есть воздух.

— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

( песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной )

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3 (продолжение опыта 2).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Цель: увидеть наличие солей.

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы? Заполните схему.
Дети заполняют схему в Контрольном листе, учитель — у доски.

Читайте также:  Когда внести удобрение осенью под деревьями

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений и останки животных — перегной, переработанные микроорганизмами (бактериями и грибами).

Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали!

Свойства почвы.

— Переходим к выполнению следующего пункта плана. Какими свойствами обладает почва? Ребята, вы летом много раз наблюдали, как перемещается вода в почве после дождя или после полива грядки из лейки. (Сверху вниз и в стороны). Оказывается, что вода может перемещаться и в другом направлении. Давайте проведём опыт.

Вазон с отверстием внизу, наполненный сухой почвой, поместить в круглодонную ёмкость с водой.(Был подготовлен на прошлом уроке).

В стакан налить подкрашенную чернилами воду, опустить в неё 2-3 стеклянные трубочки разного диаметра. Через 1-2 мин вода в самой тоненькой трубочке поднимется выше, чем в остальных.

— Итак, почва стала влажной (Опыт 1). Оказывается, вода может двигаться не только сверху вниз и в стороны, но и снизу вверх.

— Как вы можете объяснить такое явление? (Дети могут дать ответ, что оно связано с испарением воды).

— Как же происходит движение воды вверх в почве? Оказывается, между мельчайшими частицами почвы находятся промежутки, которые называют капиллярами . Вода прилипает к стенкам капилляров и как бы ползёт по ним вверх.

— Какой опыт это доказывает?(№ 1)

— Как вы думаете, что показывает опыт со стеклянными трубочками разного диаметра? Чем тоньше трубочка, тем выше поднялась вода.

— Значит, чем тоньше капилляры почвы, тем выше по ним поднимается вода.

— Какое значение имеет свойство почвы поднимать воду снизу вверх в жизни растений? Свою догадку ребята могут проверить, прочитав на с. 120 учебника соответствующий фрагмент раздела «Свойства почвы».

Итак, почва обладает особыми свойствами, обеспечивающими сохранение влаги и передачу её растениям.

— Но основным свойством почвы является – плодородие.

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

Из каких двух слов оно состоит? (родить плоды).

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие).

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? От чего зависит плодородие почвы? (От количества в ней перегноя).

— Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.

— Теперь вернемся к сказке?

-Что помогло вырасти репке?

(У деда была почва плодороднее).

Что подразумевается под словом плодородие?

СПОСОБНОСТЬ ПОЧВЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЙ В НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕСТВАХ, ВОДЕ, ВОЗДУХЕ.

Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью.

Почва, болото, глина

Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:

Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.

Самая богатая перегноем почва. (……..)

Основное свойство почвы:

Плодогрызие, плодородие, плодовымывание

Остатки органических и неорганических веществ,

содержащихся в почве. (…….)

Кроссворд (фронтальный опрос)

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Какое настроение у вас после урока?   

VII . Домашнее задание

— Наш рабочий день подошел к концу.

— На все ли пункты плана ответили? (Да)

Д/з: В контрольной карточке выполнить задание № 3: соотнесите тип почвы с её характеристикой.

Выучить параграф 28. Письменно ответить на стр. 120 на 5 вопрос.

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!

Источник

Конспект урока + презентация. Почва. Состав Почвы.

Просмотр содержимого документа
«╤Г╤А╨╛╨║ ╨┐╨╛╤З╨▓╨░ 1»

Урок биологии в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тип урока: Первоначального изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Тема: Почва. Состав Почвы.

Читайте также:  Картофелекопалка для тяжелых почв

Формировать понятие «почва», представление о ее образовании, составе и свойствах;

Формировать понятие «почва», познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами, формировать элементарные представления об образовании почвы, формировать умение извлекать учебную информацию из наблюдений.

Развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки (делать выводы на основе проведенных опытов). Обогащать словарный запас учащихся.

Прививать интерес к учебному предмету. Воспитывать организованность, интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к родной природе.

Урок первоначального изучения нового материала

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

2. Подготовка к изучению нового.

— Добрый день, Юные ученые! Я неслучайно вас назвала учеными, мы с вами сегодня будем проводить научные исследования, а вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете из рассказа М.М.Пришвина «Чудесная кладовая»

Чтение отрывка из рассказа: «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян дает большой урожай огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? ЗЕМЛЯ

Тогда вам поможет письмо. Открываем, что там лежит?

— Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

— Какие значения вы знаете?

• это и название нашей планеты, на которой мы живем;

• это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

• это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

— Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

— Да, это почва.

Слушают рассказ учителя.

Дети могут назвать планета Земля; то, что у нас под ногами и т.д.

3. Работа над новым материалом.

Сообщение темы урока. Почва. Состав почвы. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как образовалась почва, что такое почва, из чего она состоит.
— Итак, ответить на вопрос: как образовалась почва? Нам поможет научный фильм.

— Как образовалась почва?

(учитель обобщает сказанное детьми)

Раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной.

Перегной — часть почвы, гниения растительных и животных остатков.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

— Посмотрите внимательно на экран и скажите. Что такое почва?

Почва — верхний плодородный слой земли.

Найдите в учебнике ответ на вопрос: кто живет в верхнем слое земли? (читают 2-й абзац: дождевые черви, личинки и т.д.)

— Как вы думаете, какое основное свойство почвы?

(плодородие, вывешиваем на доску табличку с этим словом)

— Что такое плодородие?
— Плодородие – главное свойство почвы.
— Разберите это слово по составу.

Плодородие – это способность почвы «рождать плоды» производить богатую растительность, давать обильный урожай.

— Почему же почва плодородна?
— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

— Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

Источник

Презентация к уроку по Естествознанию по теме «Почва.Состав.Свойства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

П О Ч В А. СОСТАВ. СВОЙСТВА. Естествознание 3 класс Презентацию подготовила: Варанкина Любовь Александровна учитель начальных классов КГУ школа-лицей № 24 им.Саттара Ерубаева г. Шымкент

Подумай, как написать слово «земля» в предложениях. У планеты __________ есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по _________ и ощутить прохладу росы. Плодородный слой _________ называется почвой. Земля земле земли

П О Ч В А Состав Свойства

Как образовалась почва? Под действием _______ и _____________ ________ начинается ____________ горных пород . Появляется почвообразующая порода – основной источник минеральных __________ почвы. Первыми на ней поселяются ___________ , __________ , ___________ , которые создают условия для __________________ . Потом различные микроорганизмы перерабатывают растительные и животные остатки превращая их в ___________ . Это самая _____________ часть почвы. Образуется 1 см такого слоя за _____ лет. разрыхление Солнца атмосферных солей бактерии лишайники водоросли жизни растений ПЕРЕГНОЙ плодородная 300 осадков

Читайте также:  Какую толщину может достигать почв

Составим схему ГОРНЫЕ ПОРОДЫ РАСТЕНИЯ ПЕРЕГНОЙ ЛИШАЙНИКИ ПЕСОК ГЛИНА ВЕТЕР ВОДА СОЛНЦЕ ВОДОРОСЛИ

ПОЧВА – это верхний рыхлый плодородный слой земли. Основное свойство почвы – ПЛОДОРОДИЕ

Одинакова ли толщина почвенного слоя? ГОРЫ АРКТИКА ПУСТЫНЯ

Почвы бывают песчаные чернозём глинистые

Почему почва плодородна?

Вспомни правила техники безопасности при проведении опыта 1. Внимательно слушаю учителя. 2. Думаю над техникой безопасности. 3. Выполняю опыт и наблюдаю. 4. Делаю вывод.

ОПЫТ 1 В почве есть воздух Рассмотри почву. Какого она цвета, какое свойство можешь определить? С помощью лупы внимательно изучи состав почвы. Что ты видишь?

ОПЫТ 2 В почве есть песок и глина Вывод: почва сыпучая

ОПЫТ 3 В почве есть мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей Вывод: почва плодородна

В почве есть мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей. Это перегной или гумус. Плодородие почвы зависит от количества перегноя.

ОПЫТ 4 Вывод: Почва водопроницаемая

Предположите, как расположатся корни растений на каждом рисунке.

Повторите состав почвы

Перегной Воздух Повторите состав почвы

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие.

Ответь на вопросы да или нет ДА НЕТ В почве есть вода? Главное свойство почвы – плодородие? Обильные дожди приносят вред почве? 4. В почве есть воздух? Животные почвы увеличивают её плодородие? Слой почвы в 1см образовался за один год? 7.В почве есть соли? 8.В почве есть песок? 9.Самые плодородные почвы — песчаные? 10.Человек может принести вред почве? ДА НЕТ 1.Впочве есть вода? ⁺ 2.Главноесвойство почвы – плодородие? ⁺ 3.Обильныедожди приносят вред почве? ⁺ 4.Впочве есть воздух? ⁺ 5.Животныепочвы увеличивают её плодородие? ⁺ 6.Слойпочвы в 1см образовался за один год? ⁺ 7.Впочве есть соли? ⁺ 8.Впочве есть песок? ⁺ 9.Самыеплодородные почвы — песчаные? ⁺ 10.Человекможет принести вред почве? ⁺

Нуждается ли почва в защите?

С И Н К В Е Й Н 1. Почва 2. Верхний рыхлый плодородный 3. Кормит, укрывает, защищает 4. Необычный состав 5. Чудесная кладовая

Оцени свою работу работал активно, всё получилось не всё получилось ничего не понял

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 89 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-431968

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector