Типы почв
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Почвы Саратовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_pochv.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 20: «Типы почв»
- Организационный этап (написание даты, темы, заполнение журнала и учета посещаемости).
- Этап проверки домашнего задания
1) Выберете правильный вариант ответа:
- На какие части делятся воды суши ?
Б) на поверхностные
В) На подземные и поверхностные
2. В бассейне какой реки находится территория нашей области?
А) в бассейне Волги
Б) в бассейне Хопра
В) В бассейне Воронежа
- Что относится к поверхностным водам?
Б) болота, ледники
В) реки, озера, болота, ледники
2) Ответьте на вопросы:
1. Какие воды называют подземными? (надежный источник водоснабжения, защищенный от поверхностного загрязнения)
2. Какой тип питания у р. Волга? (смешанный)
- Этап усвоения новых знаний
Почвы – главное богатство Саратовской области.
По́чва — поверхностный слой литосферы Земли , обладающий плодородием .
Изучением почв занимаются почвоведы.
На образование почв влияют:
В нашей области встречаются следующие типы почв: черноземы, каштановые, лугово-черноземные, лугово-каштановые, серые лесные, дерновые, аллювиальные, солонцы, солончаки.
Черноземы – самые плодородные почвы в нашей области, на которых произрастает степная и лугово-степная растительность.
Каштановые почвы по сравнению с черноземами намного беднее перегноем (гумусом).
Лугово-черноземные почвы встречаются в пониженных участках рельефа, где грунтовые воды залегают на глубине до 3 -6 м.
Лугово-каштановые почвы распространены в местах повышенного увлажнения, образующегося за счет стока весенних вод с окружающей местности (в лиманах, лощинах, западинах).
Серые лесные почвы формируются под лиственными лесами (дуб, береза, липа).
Дерновые почвы также формируются в лесах и имеют хорошо развитый дерновый слой, богатый перегноем. Эти почвы встречаются ареалами, в основном на территории Правобережья.
Аллювиальные почвы можно встретить в поймах рек. Они образуются за счет речных наносов, отложений водных потоков (аллювия). На этих почвах произрастают пойменные леса.
Солонцы и солончаки – почвы, не пригодные для земледелия, потому что содержат много солей. Находятся на юго-востоке Левобережья, где выпадает наименьшее количество осадков. Чтобы засоленные почвы стали пригодными для распашки, проводят различные мероприятия: их промывают водой, вносят в них гипс, удобрения, обрабатывают особыми способами.
— подумайте и скажите: почему в последнее время ухудшается плодородие почв? Что необходимо предпринять, чтобы сохранить главное богатство нашей области – почвы?
4. Этап информации о домашнем задании, выставление оценок учащимся .
Домашнее задание: Записи в тетради, принести цветные карандаши.
Источник
урок Закономерности размещения почв Амурской области
план-конспект урока по краеведению (8 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с природными ресурсами района; продолжить развитие навыков составлять характеристику ЭГП, давать оценку рельефа, климата, природных ресурсов; анализировать диаграммы, справочные и статистические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakonomernosti_razmeshcheniya_pochv_amurskoy_oblasti.doc | 46 КБ |
osobennosti_i_rayony_rasprostraneniya_glavnyh_tipov_pochv_amurskoy_oblasti.doc | 31.5 КБ |
kartochki_po_mehanicheskomu_sostavu_pochv_tablitsa.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Закономерности распространения почв Амурской области.
Цель урока : выяснить главные особенности формирования почв в Амурской области; изучить закономерности размещения почвенных зон на территории Амурской области; продолжить развитие навыков работы с почвенной картой; сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
- Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие»
Индивидуальный опрос по карточкам:
— определить по диаграммам тип почв по механическому составу и описать свойства данной почвы;
— определить тип почвы по механическому составу по процентному соотношению составных частей почвы.
На доске : 1. Материнская порода
- Живые организмы
- Микроорганизмы
- Климат
- Рельеф
- Человек
- Время
- Определяет мощность почвенного слоя
- Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу
- Определяет распределение климатических почвообразующих элементов
- Способствуют накоплению органических веществ, улучшают физические свойства, тепловой и водный режимы почвы
- Обеспечивают образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие
- Является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав
- Активно улучшает или ухудшает качество почвы
Ответ: 1-6; 2-4; 3-5; 4-2; 5-3; 6-7; 7-1
- Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний
Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания.
- «Что есть почва?» — кто и где поставил этот вопрос? (М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил этот вопрос и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
- Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности? (температура, увлажнение, растительный и животный мир, микроорганизмы)
- Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не подчиняющиеся широтной зональности? (материнская порода, рельеф; материнская порода является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав; рельеф определяет распределение климатических почвообразующих элементов)
- Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории Амурской области, зная особенности размещения факторов почвообразования?
Гимнастика для глаз
Работа с почвенной картой:
- Рассмотрите почвенную карту (стр.21 атласа или стр.7 )
- Что означают условные знаки?
- Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории Амурской области.
- Где нарушается широтная зональность почв?
- Определите основные зональные типы почв с севера на юг
Условия формирования почв Амурской области характеризуются рядом особенностей:
- Холодная малоснежная зима способствует глубокому промерзанию почвы
- Холодная засушливая затяжная весна замедляет оттаивание почвы и развитие растений
- Теплое и дождливое лето приводит к переувлажнению.
Определение по картам и справочным материалам условий почвообразования для основных зональных типов почв.
В результате должна получиться таблица «Характеристика главных типов почв Амурской области и условия их образования».
- Используемые карты:
- Почвенная карта – стр. 21
- Климатическая карта – стр.11
- Текст учебника «География амурской области. 8-9 класс» стр.67
- Справочные материалы
- Схемы строения различных почвенных профилей
Горные буро-таежные почвы, занимающие половину всей территории, формируются под пологом лесов. Они мало изучены и почти не используются в сельском хозяйстве. Эти почвы маломощны. Материнской породой здесь является дресва – рыхлая масса угловатых минеральных зерен.
- Закрепление материала
- Где в Амурской области находятся плодородные почвы?
- Каковы особенности формирования почв Амурской области?
- Назовите типы почв, встречающиеся в Амурской области.
Источник
почвы
элективный курс по краеведению (8 класс) по теме
Планирование элективного курса по почвам Кировской области в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvy.rar | 12.29 КБ |
pochvy.rar | 12.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Почвы Кировской области». 8 класс.
Учение о почвах В.В. Докучаева
В.В. Докучаев – учёный — почвовед
Книги «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь»
Почва – «особое природное тело»
Работа с источниками дополнительной информации по выбору учащихся
Особенности почвообразующих факторов
Почвообразующие факторы, их особенности: горные породы, рельеф, климат, растения, животные, микроорганизмы, человек, время.
Влияние факторов на формирование почв нашей местности
Практическая работа № 1
Влияние процессов выветривания, текучих вод, водных ресурсов на почвенный покров своей местности
Характеристика основных типов почв
Характеристика разных типов почв
Подзолистые и дерново-подзолистые почвы
Основные почвы нашей местности
Работа с текстом.
Оценка степени загрязнения почв
Горизонты почвенных профилей разных типов почв
Схемы разрезов в тетради
Определение по профилю типа почвы
Горизонты почвенного профиля подзолистой и дерново-подзолистой почв
В полевых условиях составить и описать почвенные профили
Почвенная карта области
Изучение по карте распространения разных типов почв
Сравнение районов области по типам почв
Нанести на картосхему очаги распространения подзолистых почв
Виды почвенной эрозии
Причины возникновения эрозии.
Опасность водной эрозии для холмистой равнины.
Влияние снежного покрова на эрозию почв.
Влияние экспозиции склонов на смыв почв дождевыми водами.
Составьте схему изображение почвы до ливня и после ливня.
Определить и нанести на контурную карту места затопления талыми водами
Влияние деятельности человека на почвенный покров
Человек в процессе своей деятельности оказывает влияние на почвенный покров
Человеческий фактор почвообразования.
Рекультивация земель Кировской области.
Вы – фермер. Ваши действия по улучшению почв нашей местности.
Составить схему воздействия человека на почву.
Практическая работа «Почва и здоровье человека»
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Почвы Кировской области». 8 класс.
Учение о почвах В.В. Докучаева
В.В. Докучаев – учёный — почвовед
Книги «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь»
Почва – «особое природное тело»
Работа с источниками дополнительной информации по выбору учащихся
Особенности почвообразующих факторов
Почвообразующие факторы, их особенности: горные породы, рельеф, климат, растения, животные, микроорганизмы, человек, время.
Влияние факторов на формирование почв нашей местности
Практическая работа № 1
Влияние процессов выветривания, текучих вод, водных ресурсов на почвенный покров своей местности
Характеристика основных типов почв
Характеристика разных типов почв
Подзолистые и дерново-подзолистые почвы
Основные почвы нашей местности
Работа с текстом.
Оценка степени загрязнения почв
Горизонты почвенных профилей разных типов почв
Схемы разрезов в тетради
Определение по профилю типа почвы
Горизонты почвенного профиля подзолистой и дерново-подзолистой почв
В полевых условиях составить и описать почвенные профили
Почвенная карта области
Изучение по карте распространения разных типов почв
Сравнение районов области по типам почв
Нанести на картосхему очаги распространения подзолистых почв
Виды почвенной эрозии
Причины возникновения эрозии.
Опасность водной эрозии для холмистой равнины.
Влияние снежного покрова на эрозию почв.
Влияние экспозиции склонов на смыв почв дождевыми водами.
Составьте схему изображение почвы до ливня и после ливня.
Определить и нанести на контурную карту места затопления талыми водами
Влияние деятельности человека на почвенный покров
Человек в процессе своей деятельности оказывает влияние на почвенный покров
Человеческий фактор почвообразования.
Рекультивация земель Кировской области.
Вы – фермер. Ваши действия по улучшению почв нашей местности.
Составить схему воздействия человека на почву.
Практическая работа «Почва и здоровье человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока «Значение почвы для растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв «
Презентация к уроку экологии в 6 классе.
6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.
Урок по теме «Почва, ее образование и плодородие почв .». Конспект урока.
Почвы. Формирование почв.
Презентация к уроку.
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».
Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи.
Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с .
Понятие о почвах. Значение и история учения о почвах.
Дать понятие, что такое почва, её значение и краткий исторический очерк.
Свойства почв. Почвы нашего края.
Изучить общие свойства почв и почвы Башкортостана.
Источник