Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник
Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Что такое почва»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок — исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip | 974.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС
ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».
Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.
- Личностные УУД:
— формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Познавательные УУД:
— формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
— давать характеристики изучаемым природным объектам,
— работать с текстовым и иллюстративным материалом,
— заполнять таблицу по ходу урока,
— осуществлять обобщение, делать выводы.
- Коммуникативные УУД:
— совершенствовать умение работать в парах.
— понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
— выражать свою точку зрения. - Регулятивные УУД:
— формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
— формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
— формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
- Расширить знания об окружающем мире,.
- Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
- Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.
Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).
План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».
Самоопределение к деятельности
– Ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар.
– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?
- Это и название планеты, на которой мы живём.
- Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
- Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).
– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).
– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).
ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)
– Сформулируйте тему урока.
–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):
Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.
Итак, тема урока «Что такое почва».
Работа по теме урока
– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.
– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.
– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.
– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
- Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
- И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?
– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.
– Третий вопрос — узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)
– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)
– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.
– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.
Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.
– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ
– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.
– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:
– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.
– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ
Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».
– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.
– Что осталось на салфетке? (Вода)
– Для чего нужна вода в почве? ( Вода необходима для жизни растений)
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?
– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).
– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.
– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.
– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.
– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).
– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.
– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).
– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).
Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.
Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
Самостоятельная работа РТ с. №4
Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
– Какую тему изучали?
– Какие проблемы рассматривали?
– Что нового узнали?
– Что понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5
Источник