Урок природоведения по теме «Почва. Охрана почв»
Цели:
Оборудование:
I. Организационный момент
Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы будете давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
II. Постановка темы и целей урока
Упражнение «Узнай меня».
Учитель: Сформулируйте тему урока.
В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Тема урока: Почва)
Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?
План урока:
III. Актуализация знаний
Учитель: Что такое почва? (Почва — это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).
Учитель: Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. Приложение 2
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
IV. Изучение нового материала
1. Практическая работа. (На столах обучающихся образцы почв).
Назовите основное свойство почвы /слово в выделенной строчке/. (Плодородие)
От чего зависит плодородие? (От количества перегноя).
Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Что заметили? (Почвы разного цвета).
От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва). От количества перегноя зависят типы почв.
2. Постановка учебной задачи: Я представляю вам учеников-консультантов, которые расскажут о некоторых типах почвы. Разделитесь на 2 группы, внимательно слушайте сообщения ребят, заполните таблицу «Типы почв» Приложение3. (По сигналу консультанты меняются местами). Затем мы подведём итог.
3. Работа в группах
1 ученик-консультант. Чернозёмные почвы — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.
2 ученик-консультант. Подзолистые почвы — серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.
4. Подведение итогов
- О каких типах почв вы узнали? (Чернозёмные, подзолистые).
- В какой почве самое большое количество перегноя? (Чернозёмной).
- В какой природной зоне преобладают черноземные почвы? ( В степи).
- Что интересного вы узнали о чернозёмной почве?
- В какой природной зоне преобладают подзолистые почвы? (В тайге и смешанных лесах).
- Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах? (Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений).
5. Практическая работа (продолжение)
Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Определите тип почв.
6. Работа с учебником
- В природе существуют и другие типы почв. Откройте учебник на стр.117, прочитайте и дополните таблицу.
- Какие типы почв существуют?
- Как вы думаете, почему они так названы? (Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы).
7. Работа с картой почв и атласами
- Покажите на карте, в какой природной зоне находится наш край — Сандовский район.
- Какая почва наиболее характерна для нашего края? (В нашем крае больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы).
- Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны и человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
- Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах — почвоведение. Он говорил, что почва дороже золота. Объясните, почему? (Без золота прожить можно, а без почвы нет)
У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).
VI. Изучение нового материала (продолжение)
Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет -1 см, 20 см — за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.
Самостоятельная работа с учебником
- Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр. 119.
- Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).
- Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
- Какие организации вы знаете? (Например — независимая международная общественная организация «Гринпис» (англ. Greenpeace — «Зеленый мир»), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).
VII. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала вы поработаете в парах на компьютерах с тестом.
Как вы справились с заданием? Приложение 4
VIII. Подведение итогов
Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?
- Какие бывают почвы?
- Почему надо бережно относиться к почвам?
- Как надо охранять почвы?
X. Домашнее задание
1. Стр. 117 — 120. Подготовьте ответы на вопросы на стр.120.
2.
- 1 группа: продолжите заполнять таблицу «Типы почв».
- 2 группа: расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.
Источник
Конспект урока «Охрана почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Охрана почвы.»
Тип урок: урок изучения нового
Цель урока: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.
-формировать представления об охране почвы.
-закрепить знания учащихся об охране почва, о значении почвы в жизни растений, животных и человека.
— коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями;
— коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей между живой и неживой природой,делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
— коррекция и развитие памяти через обогащение, и уточнение словарного запаса учащихся;
— коррекция и развитие личностных качеств учащихся через выполнение навыков самоконтроля.
-прививать интерес к учебному предмету;
-воспитывать любовь к родной природе.
ние к деятельности
-Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
создание успешной благоприятной ситуации.
2. Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
Проведем игру «Крестики-нолики».
Дети пишут ответы на листочках.
Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.
В состав почвы входят микробы?
Животные повышают плодородие почв?
В почве нет воздуха?
В нашей области черноземные почвы?
Без почвы жизнь на Земле возможна?
Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).
-Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!
осмысление и рассуждение.
формирование умения вести диалог с учителем.
принимать учебную задачу.
3. Постановка цели и задач урока
-Какие бывают почвы?
-Какие почвы в нашем крае?
— Расскажите о круговороте веществ в природе.
— Отгадайте, что это за живое загадочное существо?
Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:
10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;
10% занимают маломощные почвы;
20% занято под пастбища;
60% – неплодородные районы земли.
За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.
2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:
Причины разрушения почвы
Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.
Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?
Выслушиваются ответы детей.
-Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.
На доску прикрепляется карточка:
Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.
На доску прикрепляется карточка:
Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.
На доску прикрепляется карточка:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ
Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.
На доску прикрепляется карточка:
Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.
Отвечают на вопросы учителя
Внимательно слушают учителя
создание успешной благоприятной ситуации; формирование умения взаимодействовать с учителем.
интерес к речевой деятельности.
4. Динамическая пауза
— Ребята, встаньте, сейчас мы немого отдохнем. – Повторяйте движение за крабиком.
(Видео ролик с зарядкой.)
5. Решение учебной проблемы
-Откроем учебник на странице 119.
-Прочитайте раздел «Охрана почвы». Найдите способы охраны почвы.
Как надо охранять почвы?
На доску прикрепляется карточка:
БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ
-Давайте поработаем группами.
Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?
Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?
Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?
Вопрос 4 группе:
Воскресенье в лесу.
За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.
Какие ошибки заметили?
– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Дети работают с учебником.
Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки
Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах.
Источник