Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Почва и ее состав
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_i_ee_sostav.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Образовательная: способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Развивающая : содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Познакомятся с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Научатся бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
- Научатся содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Сформируют умения оценивать результат своей учебной деятельности;
- Сформируют умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Овладеют логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.
3. Расширят сведения о почве.
- Будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Будут развивать умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Будут способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Будут способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Научатся принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Самоопределение к деятельности урока
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.
формируют понимание важности процесса обучения.
- Постановка проблемной учебной задачи
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
Определяют тему и цели урока. Участвуют в беседе с учителем.
учатся аргументировано выражать своё мнение.
формируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
Изучают план работы на урок. Рассматривают изображение почвы.
планируют и контролируют свои учебные действия.
- Продолжение работы по теме урока
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
Работают по группам. Изучают состав почвы. Проводят опыты вместе с учителем.
учатся аргументировано выражать своё мнение.
планируют и контролируют свои учебные действия.
Источник
Конспект урока на тему «Состав и свойства почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Состав и свойства почвы»
Учебник: Пакулова В.М, Иванова Н.В. «Природоведение»
Название темы : Состав и свойства почвы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цели: Выявить особенности строения и состава почвы, определяющие её уникальную способность обеспечивать рост и развитие растений.
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,
любовь к природе, родному краю.
материал для опытов,
— стеклянные стаканы (4 шт.);
— стеклянные палочки (4 шт.);
презентация «Состав и свойства почвы»,
Используемые учебники и учебные пособия:
1.Учебник «Природоведение. Природа. Неживая и живая» , 5 класс /Пакулова В.М, Иванова Н.В, М, Дрофа, 2011г.
3. Контрольный лист «Состав почвы», «Виды почв», тест по теме (4 шт.).
I. Организационный момент.
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
— Что же помогло репке вырасти?
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
Я думаю, что в конце урока вы дадите ответ на поставленный вопрос.
Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
Итак, тема нашего урока: Состав и свойства почвы
— Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто учитель и ученики, а научные сотрудники.
— Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
III. Планирование. Целепологание.
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
(Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
Что будет объектом изучения и исследования, вы скажите мне, отгадав загадку.
«Меня бьют, колотят,
— Знаете ли Вы, что такое почва?
(На доске появляется табличка «Что такое почва?»)
— Что еще можно узнать о почве? Опытным путём определим состав почвы. (На доску вывешивается следующая табличка «Состав почвы»)
— Какими свойствами она обладает?
( На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы»)
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
Что такое почва.
— Внимательно рассмотрите рисунок и дайте определение, что такое почва?
— Верхний, темный, рыхлый слой земной коры, большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
IV. Проведение опытов.
— Из чего состоит почва? (Выслушать ответы детей).
Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будете записывать в Контрольный лист «Состав почвы».
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
— В почве есть воздух.
— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
( песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной )
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3 (продолжение опыта 2).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Цель: увидеть наличие солей.
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы? Заполните схему.
Дети заполняют схему в Контрольном листе, учитель — у доски.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений и останки животных — перегной, переработанные микроорганизмами (бактериями и грибами).
Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли,
Но немножечко устали!
Свойства почвы.
— Переходим к выполнению следующего пункта плана. Какими свойствами обладает почва? Ребята, вы летом много раз наблюдали, как перемещается вода в почве после дождя или после полива грядки из лейки. (Сверху вниз и в стороны). Оказывается, что вода может перемещаться и в другом направлении. Давайте проведём опыт.
Вазон с отверстием внизу, наполненный сухой почвой, поместить в круглодонную ёмкость с водой.(Был подготовлен на прошлом уроке).
В стакан налить подкрашенную чернилами воду, опустить в неё 2-3 стеклянные трубочки разного диаметра. Через 1-2 мин вода в самой тоненькой трубочке поднимется выше, чем в остальных.
— Итак, почва стала влажной (Опыт 1). Оказывается, вода может двигаться не только сверху вниз и в стороны, но и снизу вверх.
— Как вы можете объяснить такое явление? (Дети могут дать ответ, что оно связано с испарением воды).
— Как же происходит движение воды вверх в почве? Оказывается, между мельчайшими частицами почвы находятся промежутки, которые называют капиллярами . Вода прилипает к стенкам капилляров и как бы ползёт по ним вверх.
— Какой опыт это доказывает?(№ 1)
— Как вы думаете, что показывает опыт со стеклянными трубочками разного диаметра? Чем тоньше трубочка, тем выше поднялась вода.
— Значит, чем тоньше капилляры почвы, тем выше по ним поднимается вода.
— Какое значение имеет свойство почвы поднимать воду снизу вверх в жизни растений? Свою догадку ребята могут проверить, прочитав на с. 120 учебника соответствующий фрагмент раздела «Свойства почвы».
Итак, почва обладает особыми свойствами, обеспечивающими сохранение влаги и передачу её растениям.
— Но основным свойством почвы является – плодородие.
— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
Из каких двух слов оно состоит? (родить плоды).
-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?
— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие).
— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? От чего зависит плодородие почвы? (От количества в ней перегноя).
— Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
— Теперь вернемся к сказке?
-Что помогло вырасти репке?
(У деда была почва плодороднее).
Что подразумевается под словом плодородие?
СПОСОБНОСТЬ ПОЧВЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЙ В НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕСТВАХ, ВОДЕ, ВОЗДУХЕ.
Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью.
Почва, болото, глина
Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:
Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.
Самая богатая перегноем почва. (……..)
Основное свойство почвы:
Плодогрызие, плодородие, плодовымывание
Остатки органических и неорганических веществ,
содержащихся в почве. (…….)
Кроссворд (фронтальный опрос)
1. Слой земли, на котором растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы.
Какое настроение у вас после урока?
VII . Домашнее задание
— Наш рабочий день подошел к концу.
— На все ли пункты плана ответили? (Да)
Д/з: В контрольной карточке выполнить задание № 3: соотнесите тип почвы с её характеристикой.
Выучить параграф 28. Письменно ответить на стр. 120 на 5 вопрос.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!
Источник
➤ Adblockdetector