Меню

Урок по теме почва свойства почвы

Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной

Скачать:

Вложение Размер
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Почва, её состав и свойства

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

I. Организационный момент.

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.

III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)

1. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь – это… (холм).

2. Далеко, конца не видно,

Закутаны в облака. (гора)

4. Тает снег — и я расту,

Дождик льет — и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня. (овраг).

— Как называются одним словом отгаданные слова?

— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)

2. Задание в тетради на стр. 38, №82.

— Нарисуйте различные формы земной поверхности.

— Какие формы суши вы нарисовали?

— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)

— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)

3. Задание в тетради на стр. 38, №83.

— Прочитайте задание. (4 слайд)

— Почему так написали? (5 слайд)

4. Работа по учебнику.

— Прочитайте стихотворение на стр. 87.

— О какой земле идёт речь? (О почве.)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)

IV. Изучение нового материала.

— Посмотрите на слайд. (7 слайд)

— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)

— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.

V. Физкультминутка. (9 слайд)

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VI. Актуализация знаний.

1. Почва и её состав.

— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)

— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)

— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.

— Почему гора снова стала молодой?

— Но что такое почва? Как она образуется?

— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.

— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)

— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)

— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)

— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,

необходимо проделать опыты.)

2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).

— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)

— Для чего нужен воздух в почве?

Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта: размешаем почву в стакане.

Вывод: в почве есть песок, глина.

(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)

Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.

Вывод: в почве есть вода.

(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)

— Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Ход опыта: продолжим прокаливать почву.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)

3. Свойство почвы.

— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

— Посмотрите на слайд. (14 слайд)

— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.

— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)

— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?

— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.

VIII. Актуализация знаний.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.

— Где расположен плодородный слой?

— Как вы догадались?

— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)

— Перед вами 6 вопросов.

  • Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
  • Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
  • Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  • Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
  • Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
  • Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)

3. Вывод. (18 слайд)

— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?

X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва.Её состав и свойства.

Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».

Почва. Ее состав и свойство.

Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.

Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.

Почва. Ее состав и свойства.

Почва. Ее состав и свойства.

«Почва, ее состав и свойства»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.

Презентация «Почва, ее состав и свойства»

презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»

Урок по теме : ПОЧВА

формировать понятие «почва»;

познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;

раскрыть роль почвы в жизни растений;

формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;

уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;

прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Итак, тема нашего урока……

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы?

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

IV. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

(Выслушиваются ответы детей.

* Что такое почва?

— Зачем человеку нужны знания о почве?

(Выслушиваются ответы дете

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?

Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

А что значит «плодородный»?

Что такое плодородие?

Плодородие – главное свойство почвы.

Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,

В кранах я живу всегда.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

V. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу.

— Какие частицы вы увидели?

(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

— Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)

— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

— В почве есть воздух.

— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)

Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?

Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.

(Дети внимательно наблюдают.)

— Что же это такое?

— Вода и минеральные соли.

— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике

Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:

чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;

вывод и запись в тетрадь:

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.

— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)

— Правильно. Познакомимся с видами почв.

— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.

-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.

— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.

— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.

— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».

(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)

Итак, каковы результаты?

— Какая почва находится в первом пакете?

( Цвет черный, жирная, если трогать руками)

— Во втором пакете?

( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)

В третьем пакете?

( Преобладает песок. Цвет серый.)

-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.

— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

(опора)

В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.

— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.

— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?

— Как сохранить плодородие почвы?

(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины?

(Только почва обладает плодородием.)

1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.

— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)

Вы читаете их и выбираете ответ.

— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:

2.Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы

— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

— Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.

— Наш рабочий день подошел к концу.

— На все ли пункты плана ответили? (Нет)

— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.

Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.

Источник

Читайте также:  Тушение пожаров складов с удобрениями
Adblock
detector