Почва, ее состав и свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_ee_sostav_i_svoystva.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Почва, её состав и свойства
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
I. Организационный момент.
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)
II. Проверка домашнего задания.
— Дома вы готовили ответы на вопросы на стр. 86.
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. (2 слайд)
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Закутаны в облака. (гора)
4. Тает снег — и я расту,
Дождик льет — и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня. (овраг).
— Как называются одним словом отгаданные слова?
— Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли. (3 слайд)
2. Задание в тетради на стр. 38, №82.
— Нарисуйте различные формы земной поверхности.
— Какие формы суши вы нарисовали?
— Где обычно селятся люди? (На равнинах.)
— Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
3. Задание в тетради на стр. 38, №83.
— Прочитайте задание. (4 слайд)
— Почему так написали? (5 слайд)
4. Работа по учебнику.
— Прочитайте стихотворение на стр. 87.
— О какой земле идёт речь? (О почве.)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
— Итак, тема нашего урока. (6 слайд)
IV. Изучение нового материала.
— Посмотрите на слайд. (7 слайд)
— Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы? (8 слайд)
— Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка. (9 слайд)
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VI. Актуализация знаний.
1. Почва и её состав.
— Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (10 слайд)
— В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. (11 слайд)
— Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
— И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.
— Почему гора снова стала молодой?
— Но что такое почва? Как она образуется?
— Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.
— Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
— Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
— Какие факторы влияют на образование почвы? (12 слайд)
— Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,
необходимо проделать опыты.)
2. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).
— Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)
— Для чего нужен воздух в почве?
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: размешаем почву в стакане.
Вывод: в почве есть песок, глина.
(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.)
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.
Вывод: в почве есть вода.
(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)
— Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Ход опыта: продолжим прокаливать почву.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы). (13 слайд)
3. Свойство почвы.
— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
— Посмотрите на слайд. (14 слайд)
— Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
— Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.)
— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.
— Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы. (15 слайд)
— Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
— Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
— Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
— Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
VIII. Актуализация знаний.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
— Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.
— Где расположен плодородный слой?
— Как вы догадались?
— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка. (16 слайд)
— Перед вами 6 вопросов.
- Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
- Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
- Основное свойство почвы. (Плодородие.)
- Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
- Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
- Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.) (17 слайд)
3. Вывод. (18 слайд)
— Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
— Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?
X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40. (19 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва.Её состав и свойства.
Презентация к уроку окружающего мира «Почва. Её состав и свойства» 3 класс «Планета знаний».
Почва. Ее состав и свойство.
Проблемный урок по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал.
Почва. Ее состав и свойство. 2 часть
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Почва. Ее состав и свойства.
Почва. Ее состав и свойства.
«Почва, ее состав и свойства»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
Презентация «Почва, ее состав и свойства»
презентация к открытому уроку окружающего мира в 3 классе.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»
Урок по теме : ПОЧВА
формировать понятие «почва»;
познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;
раскрыть роль почвы в жизни растений;
формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;
уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;
развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;
прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?
Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?
Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
Итак, тема нашего урока……
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы?
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
IV. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
(Выслушиваются ответы детей.
* Что такое почва?
— Зачем человеку нужны знания о почве?
(Выслушиваются ответы дете
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?
Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.
Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
А что значит «плодородный»?
Что такое плодородие?
Плодородие – главное свойство почвы.
Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
— Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
В кранах я живу всегда.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
V. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь
— Через лупу рассмотрите почву.
— Запишите свои наблюдения в таблицу.
— Какие частицы вы увидели?
(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
— Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
— В почве есть воздух.
— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).
Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?
Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.
(Дети внимательно наблюдают.)
— Что же это такое?
— Вода и минеральные соли.
— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике
Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:
чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;
вывод и запись в тетрадь:
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
— Правильно. Познакомимся с видами почв.
— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
— Итак, каковы результаты?
— Какая почва находится в первом пакете?
( Цвет черный, жирная, если трогать руками)
— Во втором пакете?
( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)
— В третьем пакете?
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
(опора)
В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.
— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.
— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
— Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)
Вы читаете их и выбираете ответ.
— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:
2.Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы
— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
— Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
— Наш рабочий день подошел к концу.
— На все ли пункты плана ответили? (Нет)
— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.
Источник