Меню

Урок по теме состав почвы 3 класс

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Конспект урока » Почва и её состав», 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тема: «Почва и её состав (Шестое заседание клуба)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формировать представление о почве, её образовании и составе.

— познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы; узнать, как образуется почва.

а) познавательные УУД:

— формировать у обучающихся представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе;

— развивать умение моделировать, выделять существенные признаки предмета ;

— развивать умения анализировать и обобщать полученные знания;

б) коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, паре: слушать и слышать товарища, договариваться вместе;

— развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

в) регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свои действия при работе в группе, паре;

— формировать умения выполнять свои действия по образцу (правило);

— формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;

— учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

— развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и наглядный материал для урока:

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2), 3 класс, тетрадь для самостоятельной работы №2, блюдечки с почвой, палочки для рыхления почвы, стаканы с водой.

Организационный момент. Настрой на урок.

Добрый день
Солнцу и птицам!
Добрый день

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и всё . (видят).

Уши внимательно слушают и всё . (слышат).

Голова хорошо . (думает).

Проверим домашнее задание.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? (о почве)

-Как образуется почва?

-Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные?

2. Актуализация знаний, постановка цели.

Отгадайте загадку, чтобы понять о чем пойдет речь на уроке

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять (Земля)

У слова «земля» есть несколько значений. Слайд

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, какая тема нашего урока? («Почва») (выставить на доску карточку).

-А что вы знаете о почве? (как образуется почва)

— А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает. (на доске таблички «Что такое почва?», «Состав почвы», «Свойства почвы», «Образование почвы»)

— Что для этого нам надо сделать? (исследовать)

-Какова цель исследования? (определить состав почвы)

3. Новый материал.

У. с. 35 прочитайте первый абзац параграфа и найди ответ на вопрос.

-Что такое почва?

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.

Значение слова плодородие СЛАЙД

Что значит слово «плодородие»? Когда говорят плодородный слой земли, что имеют в виду? (в этом слое почвы содержаться вещества, необходимые для роста и развития растений.)

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. Растительноядные животные питаются растениями, растущими на нём. Человек получает урожай, выращенный на земле.

4. Практическая работа.

— Итак, ребята, наш класс — небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей. Работать будем в группах. (3 группы). Вспомним правила работы.

Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под лупой.

Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в тетрадь для самостоятельной работы.

— Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

(В состав почвы входят остатки растений и животных)

Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать? В почве есть воздух.

Опыт № 3,4,5, невозможно провести без горелки. Поэтому эти опыты проводит и объясняет Евдокия Васильевна герой учебника.

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.

Сделайте вывод , что это за пятна? В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

— Что такое минеральные соли? Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде

Опыт №4 Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

В почве содержится вода.

Будем нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете? Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах !

Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после второго опыта, что вы увидите? Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной.

-Перегной – настоящая кладовая питательных веществ. Именно от количества перегноя зависит плодородие почвы

Вывод. Чем больше перегноя в почве, тем лучше она обеспечена минеральными солями, тем лучше корневое питание растений, а значит, плодороднее почва.

Мы провели исследование. Какие выводы вы можете сделать?

В состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

А сейчас прочитаем, какой итог подвела Евдокия Васильевна. С. 38.

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет

На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

— Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

— Какова была цель нашего урока? (выяснить состав, свойства, образование почвы)

-Достигли цели урока? Кого бы вы могли похвалить на уроке и за что?

Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);

Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, повторяющее суть темы.

Разрушается, впитывает, выращивает

Солнце, ветер и вода разрушают горы

Разрушают, беречь, выращивать

1см образуется за 300 лет!

8.Информация о домашнем задании.

-Домашнее задание предлагаю на выбор:

а) Прочитать статью учебника на с.35-38 и ответить на вопросы.

б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве.

Источник

Читайте также:  Можно ли подкормить виноград борофоской
Adblock
detector