Меню

Урок по теме виды почв

урок географии в 8 класе по теме»Главные типы почв России и закономерности их распространения»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка урока с использованием модульной технологии » Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Скачать:

Вложение Размер
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель географии МБОУСОШ№5

г. Торжок Тверской области

Гулина Наталья Ивановна

Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.

Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

Тип урока комбинированный.

Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.

I Организационный момент. Объявление целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

  1. почва –
  2. почвенный раствор –
  3. почвенный горизонт –
  4. механический состав почв –
  5. структура почвы –
  6. перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
  7. что называется почвенными профилем?
  8. какие горизонты в нем выделяются?
  9. от чего зависит плодородие почвы?

II. Изучение нового.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

  1. 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
  2. 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
  3. 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
  4. 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
  5. 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

  1. Название почвы
  2. Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

  1. Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Основные условия образования

  1. Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
  2. Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
  3. Какие почвы самые плодородные?
  4. Как используется почва человеком?
  5. Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?

Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.

(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

IV. Подведение итогов.

Начальники экспедиций оцените работу участников.

Сдайте листы контроля учителю.

Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)

Источник

Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Скачать:

Вложение Размер
konmpekt_uroka_po_om_.docx 40.99 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру

  1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
  2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Оборудование: карта «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.

I – Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

II –Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:

«Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

А я все терплю и добром плачу». (слайд)

Ну, конечно, это земля, наша кормилица.

А как по – другому можно назвать землю? (Почва)

Тема нашего урока:

«Какие бывают почвы» (слайд)

Сегодня на уроке мы будем:

Исследовать : состав почвы

Знать: типы почвы России и своего края.

Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Но об этом мы поговорим позже.

А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.

III – Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.

  1. Тест – задание: «Подземные богатства».

А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».

  1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

  1. Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

  1. Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

  1. Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

А) каменный уголь, песок, газ;

Б) газ, нефть, известняк;

В) железная руда, торф, глина.

  1. Самопроверка (по слайду).
  1. б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б

Доска «5» ————все выполнено верно

Передайте листочки мне.

3.Выставка работ учащихся.

Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).

  1. Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?

(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)

  1. Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.

IV. Работа над новой темой.

1. Введение в тему: «Какие бывают почвы?»

— Ребята, перед вами почва. ( Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.

2. Практическая работа по определению состава почвы.

Нагреем немного почвы. Что вы видите?

(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).

— Почему это происходит?

(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус .

Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)

В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух ). (Слайд)

Капнуть воду на стекло.

В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

О чем это говорит?

(В почве есть вода ). (Слайд).

Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).

-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).

-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина ). (Слайд)

Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).

-Кто догадался, что это такое? Это соль.

Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.

Сделаем вывод : В почве есть соли. (Слайд)

В ходе практической работы вырисовывается схема.

Вывод: Что входит в состав почвы?

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим, до лужайки добежим.

И на этой на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

3. Какие бывают почвы?

а) В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот, что они выяснили, мы узнаем:

б) когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.

( Рассматривание основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)

1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.

(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).

2. Чем отличаются почвы? (по цвету).

3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают на вопросы, работая по учебнику).

Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».

Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.

1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.

  1. Тундровые почвы →
  2. Подзолистые почвы →
  3. Серые лесные почвы →
  4. Черноземные почвы →
  5. Болотные почвы →
  6. Луговые почвы →

2 группа: Ответить на вопросы

1. Самые распространенные почвы России__________________

2. Самые плодородные почвы России_______________________

3. Что еще можно сказать о черноземах?

4. Чем интересны болотные почвы?

Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.

4. Почвы нашего края. (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).

Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.

1). Западную, центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.

— Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)

Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.

Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.

2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы. Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.

3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.

4. На востоке Курского и на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).

5. В Манычской впадине распространены солончаки.

Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.

На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.

Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.

V. Закрепление изученного.

  1. Скажите:
  2. 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»); Слайд.
  3. 2) что входит в состав почвы?;
  4. 3) какие типы почв вы знаете?;
  5. 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?

Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)

«Какие бывают почвы?»

  1. Почва состоит из: (дополнить).

2. Плодородие почвы зависит от количества________________

3. Основные типы почв: ( Продолжи)

Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы г) песчаные

б) каштановые д) серые лесные

в) болотные е) солончаки

ж) горные черноземы

Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).

Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.

  1. Понравился вам урок?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что взяли для себя?
  1. Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
  2. Изучить материал по карточке № 3
  3. Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».

Тест – задание: «Подземные богатства».

1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

2) Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

3)Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

  1. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Источник

Читайте также:  Чем подкормить древовидный пион после цветения летом
Adblock
detector