урок географии в 8 класе по теме»Главные типы почв России и закономерности их распространения»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Разработка урока с использованием модульной технологии » Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель географии МБОУСОШ№5
г. Торжок Тверской области
Гулина Наталья Ивановна
Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.
Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.
Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.
Тип урока комбинированный.
Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.
I Организационный момент. Объявление целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)
- почва –
- почвенный раствор –
- почвенный горизонт –
- механический состав почв –
- структура почвы –
- перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
- что называется почвенными профилем?
- какие горизонты в нем выделяются?
- от чего зависит плодородие почвы?
II. Изучение нового.
В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».
Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.
Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.
1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из
факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.
Карточки – задания для участников экспедиций.
- 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
- 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
- 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
- 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
- 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.
2).Работа в группах.
Составляют характеристику почвы по плану.
- Название почвы
- Основные условия образования почвы:
а) соотношение тепла и влаги;
б) характер растительных остатков.
3. Особенности почвенного профиля:
а) Степень выраженности отдельных горизонтов;
б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.
в) вывод о плодородии почвы.
- Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)
3.) Выступление представителей «экспедиций».
В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Основные условия образования
- Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
- Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
- Какие почвы самые плодородные?
- Как используется почва человеком?
- Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?
Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.
(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.
IV. Подведение итогов.
Начальники экспедиций оцените работу участников.
Сдайте листы контроля учителю.
Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)
Источник
Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konmpekt_uroka_po_om_.docx | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
по окружающему миру
- Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.
Оборудование: карта «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.
I – Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей.
II –Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:
«Меня бьют, колотят, ворочают, режут.
А я все терплю и добром плачу». (слайд)
Ну, конечно, это земля, наша кормилица.
А как по – другому можно назвать землю? (Почва)
Тема нашего урока:
«Какие бывают почвы» (слайд)
Сегодня на уроке мы будем:
Исследовать : состав почвы
Знать: типы почвы России и своего края.
Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Но об этом мы поговорим позже.
А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.
III – Проверка домашнего задания.
Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.
- Тест – задание: «Подземные богатства».
А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».
- Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
А) гранит, уголь, торф;
Б) песок, глина, гранит;
В) железная руда, известняк, уголь.
- Назовите горючие полезные ископаемые:
А) уголь, торф, газ;
Б) нефть, известняк, мел;
В) газ, глина, песок.
- Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:
А) загрязнение реки;
Б) вырубленный лес;
В) каменный уголь.
- Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:
Б) каменный уголь;
5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?
А) использование металлолома;
Б) прекратить добычу;
В) заменить другими материалами.
6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?
А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..
Б) зимой не оставлять………………
7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
А) каменный уголь, песок, газ;
Б) газ, нефть, известняк;
В) железная руда, торф, глина.
- Самопроверка (по слайду).
- б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б
Доска «5» ————все выполнено верно
Передайте листочки мне.
3.Выставка работ учащихся.
Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).
- Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?
(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)
- Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.
IV. Работа над новой темой.
1. Введение в тему: «Какие бывают почвы?»
— Ребята, перед вами почва. ( Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.
2. Практическая работа по определению состава почвы.
Нагреем немного почвы. Что вы видите?
(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).
— Почему это происходит?
(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус .
Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)
В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух ). (Слайд)
Капнуть воду на стекло.
В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.
Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).
О чем это говорит?
(В почве есть вода ). (Слайд).
Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).
-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).
-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина ). (Слайд)
Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).
-Кто догадался, что это такое? Это соль.
Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.
Сделаем вывод : В почве есть соли. (Слайд)
В ходе практической работы вырисовывается схема.
Вывод: Что входит в состав почвы?
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинкам побежим, до лужайки добежим.
И на этой на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3. Какие бывают почвы?
а) В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот, что они выяснили, мы узнаем:
б) когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.
( Рассматривание основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)
1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.
(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).
2. Чем отличаются почвы? (по цвету).
3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают на вопросы, работая по учебнику).
Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».
Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.
1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.
- Тундровые почвы →
- Подзолистые почвы →
- Серые лесные почвы →
- Черноземные почвы →
- Болотные почвы →
- Луговые почвы →
2 группа: Ответить на вопросы
1. Самые распространенные почвы России__________________
2. Самые плодородные почвы России_______________________
3. Что еще можно сказать о черноземах?
4. Чем интересны болотные почвы?
Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.
4. Почвы нашего края. (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).
Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.
1). Западную, центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.
— Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)
Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.
Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.
2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы. Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.
3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.
4. На востоке Курского и на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).
5. В Манычской впадине распространены солончаки.
Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.
На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.
Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.
V. Закрепление изученного.
- Скажите:
- 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»); Слайд.
- 2) что входит в состав почвы?;
- 3) какие типы почв вы знаете?;
- 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?
Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)
«Какие бывают почвы?»
- Почва состоит из: (дополнить).
2. Плодородие почвы зависит от количества________________
3. Основные типы почв: ( Продолжи)
Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:
а) черноземы г) песчаные
б) каштановые д) серые лесные
в) болотные е) солончаки
ж) горные черноземы
Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).
Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.
- Понравился вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Что взяли для себя?
- Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
- Изучить материал по карточке № 3
- Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».
Тест – задание: «Подземные богатства».
1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
А) гранит, уголь, торф;
Б) песок, глина, гранит;
В) железная руда, известняк, уголь.
2) Назовите горючие полезные ископаемые:
А) уголь, торф, газ;
Б) нефть, известняк, мел;
В) газ, глина, песок.
3)Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:
А) загрязнение реки;
Б) вырубленный лес;
В) каменный уголь.
4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:
Б) каменный уголь;
5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?
А) использование металлолома;
Б) прекратить добычу;
В) заменить другими материалами.
6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?
А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..
Б) зимой не оставлять………………
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Источник