Меню

Урок по теме животные почвы

Конспект НОД «Почва и ее обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект «Почва и ее обитатели»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_pochva_i_ee_obitateli.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района Саратовской области

непрерывной образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие»

Подготовила воспитатель первой

Емельянова Юлия Александровна

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности; 2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом; 3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности; 4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность; 5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ: В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы. Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката. Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Как вы думаете, что бы нам сказали почва, если бы она умела говорить? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Нет земли краше, чем страна наша . А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, а что Земля дарит нам за то, что мы заботимся о ней?

Источник

Почва как среда обитания животных
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 7 класса

Скачать:

Вложение Размер
pochva_-_sreda_obitaniya.zip 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

1. Программа : И.М. Швец, Экология животных 7 класс / Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ.- М.: Вентана-Граф, 2006

Учебник Экология животных: 7 кл. : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ [ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.] ; под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.

2. Психолого – педагогическая характеристика класса .

3. Тема урока: «Почва как среда обитания животных»

4. Изучаемая тема : «Животный мир почвы»

Почва как среда обитания животных

5. Тип урока : комбинированный.

6. Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение животных для почвы и наоборот;

3) конкретизировать знания о почве как среде обучения

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

7. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

8. Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма

9. Средства обучения : познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г, учебник «Экология животных. 7 класс», мультимедия проектор

10. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

11. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, кластерной, кооперативного обучения, графического способа представления информации, личностно ориентированного обучения

12. Хронометраж урока :

— организационной момент 1 мин

— целеполагание 2 мин

— проверка домашнего задания 10 мин

— изучение нового материала 17 мин

— закрепление 11 мин

— предъявление и обсуждение домашнего задания 1 мин

— подведение итогов урока 2 мин

— рефлексия 1 мин

Содержание и ход урока.

I. Организационый этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку. Работать постараемся активно, набираем , как всегда, баллы в течении всего урока, в конце по итогам получаем соответствующую оценку:

«5» ≥ 21 «4» ≥ 16 «3» ≥ 11

Помним о правилах поведения.

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— О какой земле идёт речь? (о почве)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

Цель урока – познакомиться с почвой, как средой обитания животных, но сначала вспомним домашнее задание

III. Проверка домашнего задания.

Приспособления животных к обитанию в пресных водоемах

прячутся под камнями

сплюснутая форма тела, острые коготки лапок цепляются за камни

личинки поденок (беспозвоночные)

удлиненное обтекаемое тело, хорошо развитая мускулатура

Недостаток кислорода в стоячих теплых водоемах

заглатывают атмосферный воздух

пропускают его через кишечник

вьюнок, сомик каллихт

газообмен в ротовой полости

петушки, макроподы, лялиусы, гурами

протоптеры, рогозубы, лепидосирены

Пересыхают водоемы в жарком климате

переползает в другой водоем с помощью грудных плавников и острых краев жабер-ных крышек

образует глинистую капсулу, зарываясь в ил

икра хранится в высохшем состоянии год

И так, подводим итог: Какие абиотические факторы влияют на животных в любой среде обитания?

IV. Изучение нового материала.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — свое-образный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естес-твенного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показыва-ют, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнооб-разный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или жирные личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Что такое почва?

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительнос-ти, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Чтобы вспомнить из чего она состоит вы решите кроссворд, пользуясь стр 61 ( аб-зац 2-3) учебника. Работаем парами. 2 мин

Вопросы к кроссворду:

  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).
  6. Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
  7. Жидкое вещество почвы ( вода)

Самостоятельная работа с учебником. А теперь попробуйте составить схему пользуясь стр 61 ( абзац 2-3) учебника. 2 мин

Вещества почвы

твердые жидкие газообразные

глина минеральные вода воздух

Свойства почвы

цвет плодородие плотность вкус

От чего зависит плотность почвы? плодородие?

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Экологические группы почвенных организмов

По степени связи со средой обитания в почве выделяются три группы:

Геобионты – постоянные обитатели почвы (дождевые черви), многие первич-нобескрылые насекомые), из млекопитающих кроты, слепыши.

Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары-долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки.

Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые, полужесткокрылые, некоторые виды жуков).

Самостоятельная работа с учебником по вариантам 3 мин

1 ряд – кислород, влажность (с. 62 2 абзац, последний абзац )

2 ряд – плотность (с. 63 1 абзац; §25 )

3 ряд — температура (с. 62 3 абзац )

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

используют для ориентации другие органы чувств

мало, зависит от погодных условий

в дождливую погоду выползают на поверхность

прячутся от палящих лучей

спасаются в глубоких норах от мороза

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

задние лапы с лопатообразными выростами

Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин

1 вариант – значение почвы для животных

2 вариант – значение животных для почвы

Значение

Почвы для Животных

1. жилище 1. круговорот веществ

2. укрытие от врагов 2. перемешивают

3. питание 3. вентиляция

IV. Закрепление. Возвращение к кластеру.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

7. Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4- 5+ 6+ 7+

  1. Домашнее задание. 1 . §24,25 вопросы на стр. 63,65

По желанию: 2. Объясните выражение:

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»

VI. Итог урока. «5» ≥ 23 «4» ≥ 18 «3» ≥ 11

Урок «Почва как среда обитания животных»единственный в теме «Животный мир почвы».Главной целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных, развитие ( на предмет-ом материале) общеучебных и коммуникативных умений учащихся, учебной мотивации и коррекции самооценки.

Урок был задуман как частично поисковый, проблемный, в соответствии с психолого – педагогической характеристикой учащихся.

При определении задач урока были учтены особенности класса и условия, в которых проводится урок. Для этого была выстроена диагностическая карта урока, в которой нашли отражение факторы, влияющие на урок:

1 фактор – отношение к учёбе: по данным психолого – педагогического исследо-вания, у большинства учащихся класса (65%)присутствует учебная активность и учебная мотивация мотива достижений , 38% учащихся относятся к учебе как к долгу

2 фактор – отношение к предмету: то имеет место значительный интерес (в шкале значимости предмет занимает первое место в шкале интереса к учебным предметам 50%

3 фактор – интерес к теме данного урока: так как на данном уроке происходит изучение нового материала на основе закрепления уже имеющихся знаний, дети имеют возможность самоутверждения (могут реализовать свои социальные потребности), но испытывают тревогу в ситуации проверки знаний (50 % — зона неопределенных условий);

4 фактор – работоспособность на данном занятии: т.к. урок проходит во вторник

вторым по счету в середине четверти, это должно благоприятно отразиться на работоспособности детей (70%);

5 фактор – достаточность объёма работы (на мой взгляд задания были подобраны посильные – 50%);

6 фактор – уровень формирования умения применять знания: в связи с высоким (у 46% учащихся) и средним (46%) уровнем работоспособности, быстрым темпом работы, способных хорошо работать в ситуациях требующих переключения внимания, учащиеся смогут применять знания на продуктивном уровне (50%).

Учащиеся получали посильные задания, что позволило избежать их перегрузки на уроке, ритмическая смена видов деятельности (фронтальная/ по вариантам / парная / индивидуальная; устное обсуждение/ письменная работа) способствовала поддержанию активности учащихся и интереса к выполняемому заданию в течение всего урока. Совместная с учащимися постановка целей к уроку позволила сознательно подойти к работе, повысить уровень мотивации перед уроком, а совместное подведение итогов – выявить степень достижения сформулированных целей и оценить качество своей учебной деятельности. Обратная связь с учащимися осуществлялась в течение всего урока, что позволяло своевременно корректировать неточности в усвоении понятий и формировании ориентировочной основы действий. Было уделено снимание развитию монологической речи, умения вести диалог, воспитанию доброжелательного отношения к одноклассникам. На уроке было много сделано для снижения тревожности учащихся, формирование у них адекватной самооценки.

Отклонений от первоначального плана урока не было.

Источник

Читайте также:  Урожайность не зависит от плодородия почвы верно или нет

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector