Конспект урока по познанию мира на тему «Почва» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок познания мира по теме «Почва. Свойства почвы» (2 класс)
Цель: Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
1.Дать представление о составе и свойствах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
3. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Мы пришли сюда учится
Не лениться, а трудиться
Чтобы больше нам узнать
Природу будем изучать.
На предыдущих уроках мы с вами изучали вещества без которых жизнь на нашей планете была бы невозможна.
— Проверим хорошо ли вы их усвоили?
Догадайтесь, о каком веществе идет речь?
Это вещество- смесь газов, пара и пыли. Оно прозрачное и бесцветное. Не имеет формы, но занимает место (объем). Сжимаемое и упругое. Хорошо поддерживает горение. Если чистое, не имеет запаха. Необходимо для дыхания живых организмов, так как содержит кислород.
Это вещество прозрачное, бесцветное. Не имеет формы. Если чистое, не имеет запаха. Текучее. Может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразно состоянии. Необходима для жизни всем живым существам.
Вы можете говорить вместе, можете выбрать одного отвечающего. Главное, чтобы вы работали дружно (вода, воздух)
-Почему воздух и воду надо охранять и беречь?
III. Новый материал:
— О чем же мы будем говорить сегодня, попробуйте узнать. Послушайте рассказ
Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
— Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, земля, почва.)
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
— О какой земле идёт речь? (о почве)
Земля — чтобы рыть.
Земля — чтоб ходить.
Земля — чтобы жить.
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
2. Работа в тетради: запись темы урока.
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
Что же такое почва?
Внимательно рассмотрите верхний слой.
— Какого он цвета.
— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
ПОЧВА Верхний слой земли темного цвета.Темный цвет почва приобретает за счёт остатков погибших растений и животных, т.е перегноя.
Если рассмотреть внимательно верхний слой, то можно увидеть многочисленные сплетения растительных корней, а также дождевых червей, насекомых и их личинок.
Основное свойство почвы – плодородие . Плодородие – способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Поэтому народная мудрость гласит: Больше в кладовую положишь – больше и соберешь»
Что значит плодородный слой земли? (родящий плоды)
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
— Значит, с чем познакомимся?
— Правильно. Познакомимся с видами почв.
— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
— Итак, каковы результаты?
— Какая почва находится в первом пакете?
(Цвет черный, жирная, если трогать руками)
— Во втором пакете?
( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)
— В третьем пакете?
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
Теперь мы с вами узнали, что такое почва и главное ее свойство.
Повторите главное свойство еще, назовите его друг другу.
Ребята, а вы хотите узнать, из чего состоит почва ? Давайте превратимся в ученых и проделаем несколько опытов.
— А кто такие ученые? Это люди, которые изучают разные науки. Это очень тяжелый труд.
И поэтому перед тяжелой работой надо немного отдохнуть.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
-Я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать состав и свойства почвы в научных лабораториях.
— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в таблицу
(У каждого ученика на парте лежит таблица)
рассмотрите почву. — Запишите свои наблюдения в таблицу. — Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
— Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной»)
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
— В почве есть воздух.
— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться.
В почве есть воздух.
-Вы правильно заметили, что в почве есть воздух, размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжаем изучение почвы.
-Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? (Почва продолжает нагреваться).
По результатам опыта выступает научный руководитель II лаборатории.
-Этот опыт доказывает, что в почве есть вода
(Вывешивается карточка в 3 экране «Вода»)
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
-Как вы думаете, что сгорает в почве? (Дети в своих лабораториях высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).
-В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, черви — это перегной, он и сгорает выделяя неприятный запах.
Учитель: — Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве чёрный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем плодороднее почва, тем она темнее.
1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите? 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана мутный осадок.
В почве есть песок, глина, перегной.
По результатам опыта выступает научный руководитель.
-Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель воды помести на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это такое? (Дети в своих лабораториях рассматривают налёт и высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).
-Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде.
(Вывешивается карточка в 3 экране «Соли»).
— И так, что входит в состав почвы?
— Кроме этого в почве обитают живые существа:
Микроорганизмы, насекомые, черви, почвенные животные.
-Как вы думаете, какая часть почвы самая главная?(Перегной) Почему?
-Из него под воздействием микробов образуются соли. Соли необходимы для питания растений. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву. Под воздействием микробов и бактерий они превращаются в перегной, затем в соли. Процесс опять повторяется. Этот процесс называется круговорот веществ в природе . — От чего зависит плодородие почвы? Какого цвета будет такая почва?
Плодородная почва содержащая перегной (гумус) — соли→ растения→ животные→ перегной→ круговорот веществ
1. — Давайте подведём итог.
2. Какого цвета верхний слой земли? ( темного цвета)
3.Что называется почвой? ( верхний рыхлый плодородный слой земли на котором растут растения)
4. Какая почва считается плодородной?( та почва, в которой содержится всё, что необходимо растениям для жизни и плодоношения)
5. Что входит в состав почвы? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли и микроорганизмы)
6. За счёт чего почва приобретает тёмный цвет? ( перегноя)
7. Как образуется перегной? ( остатки погибших растений и животных, перепревших листьев)
стр. 38-39, читать, отвечать на вопросы.
Творческое задание по выбору :
1.Придумать обращение почвы о помощи к людям.
2.»Помоги растению» (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние).
3.Сочинить сказку «Приключение жучка из недр почвы на поверхность».
Источник
Конспект урока по предмету «Человек и мир» на тему «Значение почвы и забота о ней» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 16 г.Борисова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ И ЗАБОТА О НЕЙ»
Учитель Конон Н.Н.
Тема: « Значение почвы и забота о ней»
формировать представления о значении почвы для жизни растений, животных и человека; о животных – обитателях почвы и их значении в повышении плодородия почвы;
познакомить с мероприятиями по охране почвы;
способствовать воспитанию бережного отношения к почве и ее обитателям.
Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; книга для чтения; схема «Значение почвы»; задание на карточке для групповой работы; тестовые задания на карточках; лепестки из цветной бумаги.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
– Ребята, предлагаю вам объяснить белорусскую пословицу, которая записана на доске:
Земля – мать наша: и кормит, и поит, и одевает нас.
Этап проверки выполнения домашнего задания
– Я буду читать предложение. Если предложение верное, то нужно нарисовать в тетради зелёный кружок. Если предложение неверное – красный треугольник. (На классной доске написано цветными мелками: зелёный кружок и слово «верно», красный треугольник – «неверно»).
1. Почвой называется верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
2. Плодородие – главное отличительное свойство почвы.
3. Всякую землю можно назвать почвой.
4. В почве есть вода, воздух, песок, глина, перегной.
5. При нагревании почвы в ней сгорают песок и глина.
6. Чем больше перегноя в почве, тем плодороднее почва.
7. Перегной образуется из отмерших остатков растений и животных.
8. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, где больше частей растений и животных.
9. Перегной придаёт почве светлую окраску.
10. Чем темнее почва, тем она плодороднее.
– А теперь в парах проверьте работу друг друга, используя шифр, который записан на доске:
Этап актуализации знаний
– Ребята, тема нашего урока сегодня звучит так: «Значение почвы и забота о ней».
– Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Что вы хотите узнать и чему научиться?
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных и человека.
– Мы с вами будем учёными-почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?
– Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёные исследователи. И для того. Чтобы хорошо выполнить свою работу нам нужно быть внимательными, наблюдательными и собранными.
Этап усвоения новых знаний и способов действий
– И начать нашу работу предлагаю с заполнения схемы «Значение почвы». Согласны?
– Ребята, выскажите своё мнение, зависит ли от почвы жизнь растений? (Ответы детей).
– Что растения получают из почвы? (Воздух, необходимый для дыхания корней, воду с растворенными в ней веществами (минеральными солями), которая всасывается корнями).
– И первая ветка схемы • РОСТ РАСТЕНИЙ.
(Заполняется схема «Значение почвы»).
– Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения из почвы берут своими корнями воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для роста и развития всех органов растений: корней, стеблей, листьев, цветков, плодов.
– Отлично! Продолжаем нашу работу. Для кого ещё почва имеет важное значение? С этим вопросом нам поможет разобраться следующее задание.
Игра «Восстанови цепочку»
(На доске расположены карточки с названиями животных и растений).
Лиса, заяц, трава.
Лось, трава, волк.
Гусеница, лист, птица.
– Вам нужно расположите данные названия в правильной последовательности. И объяснить почему?
– Какой вывод можно сделать из полученных цепочек?
Вывод: растениями питаются многие животные – и домашние, и дикие. Растительноядные животные становятся добычей хищников. Следовательно, жизнь всех животных зависит от плодородия почвы.
– Добавляем к схеме вторую ветку • ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ.
– Ребята, название третьей ветки схемы предлагаю вам определить, после прочтения параграфа на с.30 учебного пособия. Прочитайте и обсудите в парах своё мнение. (Выслушиваются ответы детей).
– Правильно, человек выращивает на земле овощные, зерновые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом. А животные дают человеку молоко, мясо, яйца.
На доске крепится ветка • ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.
– Спасибо, ребята! Продолжаем работу.
– Ребята, нужно отметить, что почва имеет важное значение и в жизни её обитателей.
– А для того, чтобы узнать, какие животные и насекомые живут в почве, вам нужно поработать в группах (по рядам) .
– Каждый ряд получает небольшой текст с новой информацией. Вам нужно его прочесть, обсудить и подготовить небольшое сообщение для других групп.
Работа в группах
Группа 1 читает текст «Почему дождевого червя называют другом почвы?» в учебном пособии на с.32.
Группа 2 – «Какую пользу приносит почве крот?» в книге для чтения с.92.
Группа 3 – «Интересные факты» из пособия «О чём в учебнике не прочитаешь» (на карточке).
Почва очень густо населена. 1 грамм лесной почвы содержит:
400 миллионов бактерий;
1 миллион водорослей;
В 1 грамме почвы может вместить 2 миллиона грибов. Бактерии и насекомые перерабатывают остатки погибших растений и животных, и почва постоянно пополняется перегноем.
– Группы, готовы поделиться информацией, которую узнали? (Выступление детей).
– Теперь мы можем дополнить схему ещё одной веткой • ЖИЗНЬ ОБИТАТЕЛЕЙ ПОЧВЫ (ЖИВОТНЫХ И БАКТЕРИЙ).
– Ребята, мы с вами выяснили, что почва имеет большое значение в жизни всех живых существ. И значит, для того, чтобы её сохранить, мы – люди, должны заботиться о ней.
– На с.33 познакомимся с информацией учебного пособия. (Читает учитель).
– Как мы можем сохранить почву?
Ситуации для обсуждения
а) Ребята, придя на некогда красивую полянку, увидели неприятную картину. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчики собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята?
«Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.
Разлагаясь очень медленно, эти отходы отравляют почву. Так, консервная банка будет лежать и отравлять почву на протяжении 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет».
б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки леса. (Вырубка леса приводит к разрушению почвы, образованию рытвин, оврагов, исчезновению растений.)
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Учащиеся выполняют тест на карточках.
Этап информирования о домашнем задании
С целью закрепления знаний задание на дом: прочитать текст на с. 30-33 учебного пособия и ответить на вопросы.
Этап подведения итогов
– Что узнали о значении почвы? (Учащиеся делают вывод, опираясь на схему, составленную во время урока.)
– Что должен делать человек, чтобы сохранить почву?
– Какова была цель нашего урока? (Узнать, какое значение имеет почва в жизни растений, животных и человека).
– Вы достигли цели? (Да).
– Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока? (Работали с учебником, заполнили схему, работали в группах).
– Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо потрудились.
Учитель готовит лепестки разного цвета, которые символизируют разные ощущения: оранжевый — удивление, синий — непонимание, красный — удовлетворение, желтый — радость. Из выбранных учащимися лепестков на доске создается общий «Цветок настроения».
Источник