Меню

Урок почва как среда обитания

Урок по теме «Почва -среда обитания», 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Урок — проект «Почва — среда обитания». В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия

Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.)

Подготовила учитель биологии:

Елизарова Лидия Николаевна,

первая квалификационная категория

Тема: Почва — как среда обитания.

  1. Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
  2. Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.

Оборудование : образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.

Что мы должны знать о почве?

Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?

III. Изучение новой темы.

Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.

Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).

1 группа : опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.

Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.

2 группа : опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.

Вывод: В состав почвы входят глина и песок.

3 группа : опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.

4 группа : опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.

5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.

Вывод: В почве присутствует вода.

Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.

Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения . Основное свойство почвы –плодородие.

А теперь познакомимся с особенностями почвы.

Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.

Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)

В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.

Работа в группах : Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:

  1. Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
  2. Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
  3. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.

Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)

У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

IV. Закрепление знаний:

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

4.В почве обитают только мелкие животные

5. Почвенные животные слепы

6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Домашнее задание : выучить в учебнике стр.199, 121.

Источник

Урок №9. Почва как среда жизни

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Почва как среда жизни

Основоположником современного почвоведения является русский естествоиспытатель В. В. Докучаев (1846-1903). В своей работе «Картография русских почв» он
дал наиболее полное определение понятию «почва»:

«Это суть поверхностно лежащие минерально-органические образования,
которые всегда более или менее окрашены гумусом; эти тела имеют свое собственное происхождение; они всегда и всюду являются результатом совокупной
деятельности материнской горной породы, живых и отживших организмов (как
растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности; почва, как и всякий другой организм, всегда имеет известное строение, нормальную толщину и нормальное положение. »

Эдафические факторы — это свойства почвы как экологиче­ского фактора.

Для почвы характерна более или менее рыхлая структура, определенная водопроницаемость и аэрируемость. В верхних го­ризонтах почвы концентрируются вещества, содержащие элемен­ты, необходимые для питания растений, — фосфор, азот, кальций, калий и многие другие. В почвенной влаге содержатся газы, рас­творимые соли, питательные вещества, но иногда и токсичные для организмов соединения. Такие почвенные растворы могут быть кислыми, нейтральными или щелочными.

Почва обладает своеобразными биологическими особенностями, поскольку тесно связана с жизнедеятельностью организмов. Верхние слои содержат массу корней растений. В процессе роста, отмирания и разложения они разрыхляют почву, создавая определенную струк­туру, а вместе с тем и условия для жизни других организмов. Рою­щие животные перемешивают почвенную массу, а после смерти ста­новятся источником органического вещества для микроорганизмов.

Большую роль в формировании почвы играет рельеф. На одинаковых и одновозрастных формах рельефа образуются близ­кие и даже однотипные почвы.

Свойства почвы в своей совокупности создают ее определен­ный экологический режим, основными показателями которого служат гидротермические факторы и аэрация.

Хорошо увлажненная почва легко прогревается и медленно ос­тывает. На ее поверхности происходят более резкие колебания температуры, чем в глубине. При этом суточные колебания затра­гивают слои до глубины в 1 м, и если учесть, что зимой температу­ра почвы с глубиной повышается, а летом, наоборот, падает, то легко можно представить сезонные вертикальные миграции почвен­ных организмов, вызванные изменением условий обитания. Естест­венно, зимой почвенные животные находятся глубже, чем летом.

Газообмен почвенного воздуха с атмосферным, при котором почвенный воздух обогащается кислородом, а приземный — угле­кислотой, называется аэрацией (от греч. аег — воздух). На аэра­цию почвы, которая возможна только благодаря ее пористости, влияет много факторов. Например, повышение влажности пре­пятствует проникновению в почву кислорода. С глубиной количе­ство углекислого газа в почве увеличивается, а кислорода — уменьшается. При повышении температуры воздух расширяется и выходит из почвы, а при понижении он более интенсивно прони­кает в промежутки между почвенными частицами.

Различают физическую и физиологическую сухость почвы. Физическая связана с недостатком влаги и наблюдается в сухом климате; физиологическая возникает в результате физиологической недоступности физически доступной воды. На сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недос­тупной для многих растений из-за высокой кислотности почвы, ее плохой аэрации и наличия токсичных веществ, нарушающих нор­мальную физиологическую функцию корневой системы.

Органическое вещество почвы играет важную роль в росте и развитии растений. Оно состоит из продуктов гумификации (аэроб­ное разложение) и неполного разложения растительных остатков и трупов почвенных животных. Перегной, или гумус, для всех поч­венных обитателей является основным источником необходимых для жизни минеральных соединений и энергии. Он обусловливает плодородие почв и их структуру. Гумус служит источником физио­логически активных соединений (витамины, органические кислоты, полифенолы и др.), которые стимулируют рост растений.

Наиболее древними почв образователями являются микро­организмы. Они функционировали задолго до появления на Земле высших растений и животных. Синтез физиологически активных соединений, гумус образование и полная минерализация органи­ческих остатков — вот главная функция микроорганизмов в поч­вообразовательных процессах.

В числе почвенных микроорганизмов имеются представители и растительного, и животного мира. Прежде всего это однокле­точные и многоклеточные водоросли. Многие из них обладают пигментами типа хлорофилла и отличаются от других микроорга­низмов тем, что способствуют обогащению почвы органическим веществом и кислородом. Однако наиболее многочисленны в почвенной микрофлоре грибы, актиномицеты (лучистые грибы, близкие к бактериям) и бактерии. В почвенной микрофауне осо­бое значение имеют амебы и ресничные, а также многочисленные микроскопические круглые черви — нематоды. Есть сведения о присутствии в почве также неклеточных форм микроорганизмов — бактериофагов (бактериальных вирусов) и вирусов.

В целом процесс гумусообразования начинается разрушением и измельчением растительной массы и мертвого животного веще­ства. Этот процесс осуществляется позвоночными и беспозвоноч­ными животными при обязательном участии грибов и бактерий. К таким животным относятся фитофаги, питающиеся только рас­тительной пищей; сапрофаги, потребляющие гниющие остатки организмов; некрофаги, питающиеся трупами животных; хищни­ки, поедающие живых животных; копрофаги, уничтожающие экскременты животных.

Большую роль в процессах почвообразования играют под­вижные почвенные животные. Они разрыхляют почву, создают условия для ее аэрации, механически перемещают в почве орга­нические и минеральные вещества. Например, дождевые черви на луговых почвах за год выбрасывают на поверхность до 80-90 т/га переработанной земли, а степные грызуны перемещают вверх и вниз сотни кубических метров грунта и органического вещества.

Количество организмов в почве огромно, однако в связи со сглаженностью экологических условий все они отличаются «выравненностью группового состава». Кроме того, для них ха­рактерна повторяемость в различных климатических зонах.

Почвенные организмы по степени связи со средой обитания разделяются на три основные группы:

Геобионты — постоянные обитатели почвы, весь цикл их развития протекает в почве (дождевые черви, многие первично­бескрылые насекомые).

Геофилы — животные, часть цикла развития которых прохо­дит в почве. К ним относится большинство насекомых: саранчо­вые, ряд жуков, комары-долгоножки. Личинки их развиваются в почве, а во взрослом состоянии это типичные наземные обитатели.

Геоксены — животные, иногда посещающие почву для временного укрытия или убежища (таракановые, многие полу­жесткокрылые, грызуны, млекопитающие, живущие в норах).

По размерам и степени подвижности почвенные обитатели делятся на группы:

Мезобиота — сравнительно мелкие подвижные животные (почвенные нематоды, мелкие личинки насекомых, клещи, ного- хвостки).

Макробиота — крупные относительно подвижные насеко­мые, дождевые черви и другие животные вплоть до роющих позво­ночных.

Особую группу представляют организмы, заселяющие сыпу­чие подвижные пески. Растения, приспособившиеся к таким мес­там обитания, называются псаммофитами (от греч. ршттоз — песок), примеры: полынь песчаная, волоснец песчаный, саксаул белый, солянки, джузгун, песчаная акация. Примеры животных- псаммофилов — организмов, обитающих в песчаном грунте: рыбы, откладывающие икру при нересте на песчаный грунт (пескари, бычки, гольцы и др.); ящерицы, тонкопалый суслик, гребнелапый тушканчик, верблюдыю

На сухих песчаных почвах при ветре часто происходит выду­вание и перемещение песка. Подвижные пески надвигаются на соседнюю растительность, на посевы. Это явление наблюдается и при ошибках, допущенных во время обработки почвы, при про­ведении мелиоративных работ. Для закрепления подвижных пес­ков используются растения-псаммофиты: ивы-шелюги, кандымы и другие кустарники. После закрепления песка псаммофитами соз­даются благоприятные условия для произрастания других расте­ний. Так, на закрепленных дюнах морского побережья разраста­ются сосновые леса; на степных и пустынных песках успешно возделываются бахчевые, зерновые, кормовые и плодовые расте­ния.

В зонах недостаточного увлажнения, в основном в степях и пустынях, широко распространены засоленные почвы. Это связано с тем, что в засушливом и жарком климате наблюда­ется неполное промывание почв осадками. В таких почвах преобладает восходящий ток воды, который приносит в верх­ние горизонты большое количество легкорастворимых солей, вредных для большинства растений и животных.

Почвы, насыщенные солями хлорида натрия, хлорида кальция и др., испытывающие постоянное и сильное увлажне­ние, называются солончаками. При высыхании на их поверх­ности образуется корочка из кристаллических солей.

Промежуточное положение между солончаками и незасе­ленными почвами занимают солончаковые почвы; они увлаж­няются сравнительно слабозасоленными водами.

Растения, обитающие на засоленных почвах, называются галофитами (солерос, сарсазан, содовая и калийная солянки, поташник и др.). Все они имеют очень высокое осмотическое давление, позволяющее им использовать почвенные растворы, поскольку сосущая сила корней превосходит сосущую силу почвенного раствора. Некоторые галофиты выделяют излишки солей через листья или накапливают их в своем организме.

Животные, приспособленные к жизни на засоленных поч­вах, называются галофилами (личинки некоторых пустынных жуков-чернотелок).

Вопросы и задания

1.Что называется эдафическим фактором?

2.Приведите примеры групп почвенных организмов.

3.Дайте краткую характеристику различным типам почв.

Источник

Читайте также:  Как лучше сажать картошку чтобы получить хороший урожай
Adblock
detector