Конспект урока по географии 5 класс. Тема «Почва — зеркало природы»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Конспект урока географии 5 класс по ФГОС на тему «Почва — зеркало природы» в форме исследования с приложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почва — зеркало природы»
Учитель: Якимова Анжелика Юрьевна, учитель высшей категории МСОШ № 2 г. Тейково Ивановской области
Учебный предмет: география
Авторы УМК: И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс. 5 класс»
Тема урока: «Почва — зеркало природы».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.
- Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;
2. Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;
3. Выяснить этапы образования почвы;
1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;
1. Воспитывать бережное отношение к почвам;
2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.
- компьютер учителя
- проектор
- интерактивная доска
- комплект Surface RT
- оборудование для опытов
Структура и ход урока.
Дидактическая структура урока
«Географию знать нужно!» —
Скажем всем сегодня дружно.
Вдох, выдох – это раз,
Улыбнёмся – это два,
Все за парты сели три.
Садитесь. Начинаем урок.
Настраиваются на работу
На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли.
Угадайте оболочки Земли на ваших творческих работах. (Демонстрация работ через документ — камеру).
Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)
Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).
Какое из этих царств является создателем пищи для других?
Где растения берут себе силы для роста?
Наш урок будет посвящен почвам. Существует наука о почвах — почвоведение. Ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев изучал почвы и называл их тело природы.
На какие две группы делят все тела природы? (живые и неживые)
Возникает вопрос: почва — живое тело или неживое?
Давайте на уроке проведем исследование и ответим на этот вопрос .
Определяют проблему урока
-Какой объект мы будем исследовать, изучать?
— А знаете вы, как образуются почвы? А хотите узнать?
— А состав почвы, хотите узнать?
— А какое свойство почв самое главное, хотите узнать?
Тогда наш урок будет посвящен почвам.
В.В. Докучаев в своих трудах называл почву «зеркалом» природы.
Как можно тогда обозначить тему урока?
Тема урока: Почва – зеркало природы.
Запишите тему урока.
Определяют и записывают тему урока.
Выявление места и причин затруднения
Тема урока: Почва – зеркало природы.
Какова тогда цель нашего исследования? Что мы будем изучать? (Изучать почвы)
Что значит изучить почвы? (Изучить, что такое почва, ее состав)
Почва, как природное тело имеет свойства? Значит, что надо выяснить?
Почва возникла давно. Значит, что надо выяснить?
Отвечают на вопросы и определяют цель и задачи урока
Построение выхода из затруднения
Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело — почвы.
- узнать, что такое почва;
- выяснить, как появились почвы на Земле;
- выяснить, из чего состоят почвы;
- выяснить главное свойство почв.
План нашего исследования на доске (карточки):
- Образование почв.
- Главное свойство почв.
- Состав почв
- Понятие почва.
Уважаемые исследователи, что нам потребуется для работы?
Определяют порядок работы на уроке, определяют источники информации и оборудование для исследования
Изучим материал учебника (пункт 2 на с. 130). Прочитайте про себя.
Теперь поработайте в парах и составьте план «Этапы образования почвы» в карту урока.
- Разрушение горных пород
- Образование слоя песка и глины
- Заселение организмами
- …………………………
Проверка по цепочке – 1 ряд. Вопрос, а с какой скоростью образуются почвы? (0,5 – 2 см за 100 лет). Зная, что почвы образуются медленно, как надо к ним относиться?
У вас остался незаполненным 4 этап. Давайте вернемся к нему позже.
Рассмотрите рисунок 151 на с 131 и скажите, а как человек использует почвы?
Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.
Поэтому главное свойство почв – плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной)
А что такое перегной?
прочитайте на с 130 абзац сверху.
Запишите в карту урока
1. определение гумус —
Особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.
2 . Основное свойство почв – плодородие;
Вернемся к первому заданию. Что обязательно должно накапливаться в почве? – гумус. Какой будет 4 этап в образовании почв? – накопление гумуса
Отдохнули. Продолжаем исследование.
Мы выяснили, что в почве есть гумус. Только ли гумус?
Лабораторная работа. Нагреем почву – запах гнили, горит гумус, что осталось. Серая масса. Что это?
Не только из гумуса состоит почва. Ее состав гораздо сложнее. Изучим состав почвы, работая в четверках.
Работа в группах по 4. Темы работы групп:
1 группа — Газообразная часть
2 группа — Жидкая часть
3 группа – Живая часть
4 группа – Твёрдая часть
- Почемучка : открывает сайт, читает второму текст, озвучивает классу вопросы:
- Отвечайка: з аполняет ответы на карточке, озвучивает классу ответы.
- Теоретик: читает четвертому задание практической работы, озвучивает ход работы классу
- Практик: выполняет практическую работу, озвучивает вывод
Выступления групп и заполнение схемы в карте урока
Проверка полученной схемы по слайду презентации
Работают в парах и составляют план образования почвы.
Определяют главное свойство почв
Наблюдают демонстрационный опыт.
Работают в группах по 4 и изучают определённую часть почвы
Группы выступают перед классом с полученным результатом
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД
Личностные и познавательные УУД
Коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Что вы узнали о почвах?
Давайте теперь вернемся к проблеме:
А почвы живое тело или неживое?
Верно, особое тело, так как есть живая часть и неживая.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тема нашего урока: Почвы – зеркало природы. Что такое зеркало в быту? (отражение) Что же отразилось в почве?
А сколько в природе Земли мы знаем оболочек, а частей у почвы тоже 4. Посмотрите еще раз внимательно на части почвы.
Почвы – зеркало природы, так как ней отражаются все оболочки Земли. Выложите кластер «Части почвы» на своих планшетах.
Отвечают на вопросы, устанавливают причинно- следственные связи и делают вывод.
Включение в систему знаний и повторения
Выложите кластер на интерактивной доске.
Информация о д.з.
А почвы бывают разные. Одни дают хорошие урожаи зерна. На других превосходно растут леса.
Хотите о них узнать?
- параграф 26
- Творческое задание по выбору:
Составить выступление гида в музее почв (рисунок и мини — рассказ к нему) или сочинить продолжение сказки:
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Копируют домашнее задание на флэшкарты или отсылают себе на почту
Личностные, регулятивные УУД
Какое самое главное свойство почв? (Плодородие)
Какие два корня в слове «плодородие»?
У вас тоже на партах плоды. Если вы стали о почвах знать больше, то разместите свои плоды в корзину.
Источник
Презентация по природоведению на тему: «Почва» (5 класс школы VIII вида)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. 3. 4. 2. Х О Л М В Р А Г А В Н И Н А О Р А
1. 3. 4. 2. Х О Л М В Р А Г А В Н И Н А О Р А
Почти вся поверхность суши покрыта рыхлым слоем — почвой
Состав почвы Воздух Песок, глина Минеральные соли Остатки растений и животных Живые организмы Вода
Плодородие почвы – это способность давать хороший урожай
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Обитатели почвы: дождевые черви, муравьи, осы, жуки
Что разрушает плодородный слой почвы?
костёр Пожар в лесу
тяжёлые машины талые воды весной выветривание почвы
Свалки мусора бытовой мусор строительный мусор
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 119 человек из 50 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 353 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 200 человек из 53 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-249408
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок по природоведению 5 класс на тему » Почва. Состав почвы».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Почва. Состав почвы.
Образовательные : сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие : выявлять причинно-следственные связи между живой и не живой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательные : прививать интерес к предмету, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве.
Базовые понятия : почва, плодородие, гумус, чернозем.
1 Организационный момент
2 Новая тема с элементами беседы.
Домашнее задание у вас было опережающее и касающееся нашего сегодняшнего урока, поэтому заслушивать мы его будем по ходу данного урока.
А начнем мы наш урок такой загадкой, которая и расскажет нам о чем мы сегодня будем говорить!
— Есть на свете чудесная кладовая
Положишь в нее весной мешок зерна,
А осенью смотришь, вместо одного мешка
В кладовой уже двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой
Превращается в мешок картофеля.
Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови!
Сказка это или не сказка?
Чудесная кладовая есть на самом деле!
Как она называется?
Сегодня мы узнаем, что такое почва, из чего она состоит, кто обитает в почве и как сделать так чтобы почва сохранилась на много лет.
По ходу моего рассказа мы с вами работаем в тетрадях, куда будем записывать новые для вас термины и понятия. ( Записывают число и тему урока)
Итак, что же такое почва?
Почва-это верхний, рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием.
Образование почв это очень сложный процесс. Для формирования 1-2 см почвы необходимо около 500 лет.
В состав почв входят различные компоненты, а какие именно мы с вами сейчас узнаем разгадав загадки :
— Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он не видимый и все же, без него мы жить не сможем. ( воздух)
— Мною можно умываться, я умею проливаться.
В кране я живу всегда, ну конечно я …( вода)
— Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже! (песок)
— Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу! (глина)
Помимо названых вами компонентов есть еще такие как : минеральные соли, перегной или гумус, горные породы.
Что же такое гумус?
Гумус –это органическое вещество, которое образуется из растительных и животных остатков на протяжении тысячелетий.
Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения.
Почвы содержащие достаточное количество гумуса называются плодородными.
Плодородие – высокое содержание гумуса в почве.
Прежде чем мы с вами узнаем о том какие почвы наиболее плодородны и где они распространены давайте проведем несколько опытов и убедимся, что в почве действительно есть компоненты, о которых мы с вами узнали.
Опыт № 1 В стакан с водой помещаем комочек почвы. Вы заметили, как на поверхность поднимаются пузырьки. Это вода вытеснила из почвы воздух.
Опыт № 2 Положим кусочек почвы на салфетку и сожмем ее. На салфетке остался мокрый след. Это говорит о том, что в почве содержится вода, которая необходима растениям, которые на ней произрастают.
Опыт № 3 В воде оставшейся у нас после первого опыта мы можем наблюдать разделение на компоненты. Как называется метод при помощи которого мы разделяем вещества на компоненты (метод отстаивания).
Таким образом мы с вами убедились, что в почве действительно содержатся все перечисленные нами компоненты.
Образование почвы мы можем записать в виде формулы :
(горные породы + вода + воздух + тепло + гумус) · время = почва
Физминутка ( садим огород)
Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий – климатические условия.
Сегодня мы познакомимся с почвами, которые сформировались на территории Украины.
Сообщения о них нам подготовили …( ученики рассказывают о почвах Украины).
О следующих почвах замечательный писатель Антон Павлович Чехов шутливо заметил : « Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет тарантас. ( оглобля-одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошадей ; тарантас-четырехколесная конная повозка).
О каких почвах идет речь? ( о черноземах)
И о них нам расскажет…
Итак мы с вами познакомились с типами почв сформировавшимися на территории Украины.
Мы с вами сказали, что почвы образуются очень медленно. Но в отличии от формирования, разрушаются они очень быстро. На это оказывает свое влияние очень много факторов.
Беспрерывное перепахивание приводит к разрушению комочков почвы, что понижает ее плодородие, повысить же его можно, внося органические и минеральные удобрения. Но делать это надо всегда в пределах разумного, по рекомендациям агрономов и почвоведов, т. к. чрезмерное внесение этих веществ может нанести вред, как растению, так и нам приего употреблении.
Почва может разрушаться и под действием природных факторов. Например под действием ветра ( ветровая эрозия, пыльные бури). Для сохранения почв от воздействия ветра необходимо высаживать лесополосы, которые будут защищать от воздействия ветра.
Также влияние оказывает и вода (водная эрозия, образование оврагов). Для предотвращения появления оврагов необходимо высаживать зеленые насаждения на месте появившейся промоины, которая может превратится в балку, а затем в овраг.
Таким образом лучшие защитники почвы при этом различные растения.
Человек должен заботливо относится к почвам защищая их от истощения и загрязнения.
Но не только человек оказывает влияние на почву. Существуют организмы населяющие почву, которые разрыхляют ее и улучшают проникновение в нее воды и воздуха.
Это муравьи, жуки, кроты, микроорганизмы-разлагающие остатки растений и которые образуют перегной (гумус), а так же дождевые черви.
В почве сада на каждом гектаре живет до 100 тысяч земляных червей. За год эта армия подземных «копателей» переворачивает до 30 тонн земли. Питаясь, дождевые черви вместе с разлагающимися органическими веществами пропускает сквозь кишечник несколько сотен тонн почвенной массы. Таким образом дождевые черви ускоряют разложение органических веществ и влияют на урожайность растений.
Итог : Таким образом мы с вами изучили почвы, узнали о их составе, о том что влияет на их образование, какие почвы сформировались на территории Украины и какие из них наиболее плодородные. А так же узнали какие организмы заселяют почву и какое влияние они оказывают. ( по ходу итога задаются вопросы)
Источник