план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование почв и их разнообразие.
- обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
- показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
- сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
- показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
- познакомить с новыми терминам;
- продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами .
Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)
Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.
Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.
Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.
1) Организационный момент.
На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.
2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)
- Что такое почва?
- Чем отличается почва от горной породы?
- Отчего зависит плодородие почвы?
- Какие почвы Евразии вам известны?
- К каким компонентам — живой или не живой природы относится почва?
Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.
Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»
— Сегодня мы узнаем ,
как образуется почва;
какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;
— Что такое почвенные горизонты.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.
— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.
Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.
Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)
Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)
Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.
Слово «земля» в русском языке имеет много значений.
Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.
Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)
Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.
Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: « Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)
О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).
Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля — мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.
— Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.
Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)
*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).
*Жидкая часть — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.
* Газообразная часть – почвенный воздух.
Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».
Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)
В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.
- Доказал зональность распределения почв на Земле.
- Установил роль почвообразующих факторов.
- Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.
Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)
Рассмотрим условия образования почв
Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.
Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир — и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)
В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 — факторы почвообразования).
Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).
- Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
- Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
- Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
- Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
- Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
- Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.
Каково же строение почв?
До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.
(слайд 22 — почвенный профиль )
Работа с почвенным профилем:
- А(0) — лесная подстилка.
- А(1) — Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
- А(2) — горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу — подзолистые.
- В — горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
- С — материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.
Механический состав почвы (Слайд 23)
— Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:
Механический состав почвы
Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые
-бедны гумусом и элементами питания
-требуют обильного полива летом
-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)
-наиболее благоприятные для земледелия
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:
— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.
– Если есть в кольце трещины – супесчаная.
— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.
— Если нет трещин – глинистая.
Структура почвы (слайд 24)
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.
Источник
Конспект урока по географии на тему «Почва и факторы ее образования» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ухоловская средняя школа
урока географии в 8 классе
«Почва и факторы ее образования».
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Выполнила: Свинарева Нина Михайловна,
учитель географии МБОУ
Ухоловской средней школы
Тема Почва и факторы ее образования
1.Цель.
Создать условия для формирования первоначальных представлений детей о новой учебной информации: о почве и факторах ее образования , применения их в знакомой и новой учебных ситуациях
А) Образовательная – способствовать формированию знаний существенных признаков понятия «почва»; выявить состав и свойства почвы, факторы ее формирования.
Б) Развивающая – способствовать формированию умений:
1. отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи и дополнительным источникам географической информации;
2. решать задачи на определение направления ветра в зависимости от атмосферного давления;
3. вычерчивать и анализировать «розу ветров»;
В) Воспитательная – продолжить воспитание в детях любви к природе, географической грамотности и интереса к исследовательской деятельности.
углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах , как компонента системы географической оболочки;
опишут основные свойства почв,
усвоят понятие о почвообразующих факторах,
ознакомятся с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.
смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи.
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,
работать по плану , сверяясь с целью,
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.
излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами , выдвигая контраргументы в дискуссии,
понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде ,
различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
организовывать работу в паре (самостоятельно),
преодолевать конфликты – договариваться с людьми , уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать , понимать эмоциональное состояние других людей,
осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,
осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,
Оборудование: учебник « География России. Природа», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, компьютер, презентация
Решаемая учебная проблема: Почва биотический или абиотический компонент природы?
Основные понятия, изучаемые на уроке: почва, плодородие, гумус, почвообразующие факторы, структура почвы, материнская порода, почвенный профиль.
Актуализация знаний Что это?
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Хочу начать наш урок с пословицы « Добра мать для своих детей, а земля для всех людей».
что подразумевается под словом «земля»?
какой природный объект мы начинаем сегодня изучать?
Наш разговор пойдет о почве – синоним земля
Запишем тему урока в тетрадь «ПОЧВЫ»
— А что вам уже известно об этом природном компоненте?
Давайте с вами вспомним 1. Что такое почва? -Ребята давайте сформулируем понятие почва.
«Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием» Это понятие результат работы русского ученого Василия Васильевича Докучаева.
Проблемный вопрос: : «Почва биотический или абиотический компонент природы?» В течении урока вы должны найти ответ на этот вопрос (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.)
_ Скажите, что необходимо знать чтобы ответить на этот вопрос? Ответы учащихся. (Состав, структуру почвы)
Цели определим стр 94 вы узнаете
Что мы с вами хотели бы узнать о почве?
что такое почва и каков её состав,
рассмотреть факторы почвообразования,
узнать о вкладе великого учёного Василия Васильевича Докучаева в формировании знаний о почвах,
Состав почвы Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :
минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
органическое вещество (до 10 %)
Жидкая — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :вода (25–35 %).
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8): воздух (15–25 %)
Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного.
Стр 95 рис 252 Посмотрите на рис , показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.
Как вы думаете, почему?
Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. Почвообразующие факторы.
Как образовалась почва?
— Подумайте, как происходило образование почвы. Какие компоненты и факторы повлияли на образование почв. От чего зависит образование почвы. Почвообразующие факторы – факторы, взаимодействие которых приводит к формированию почв.
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчиняется закону широтной зональности.
Какие факторы влияют на формирование почв?
Условия почвообразования: климат, горные породы, растительность, животный мир, рельеф, грунтовые воды, время, деятельность человека.
Материнская порода. Это самый нижний слой почвы, на которой накапливаются другие слои почвы. От этого фактора зависит, какая будет почва. Так как материнская порода может быть сложена из магматических горных пород или осадочных.
На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие , то есть легко промываемые почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные, черноземновидные почвы. Поэтому горные породы, влияют на свойства почвы и входят в число важных почвообразователей. Так как некоторые горные породы хорошо вымываются водой, а другие нет. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физическте свойства почвы и первоначальное содержание в ней питательных элементов.
Почвы образуются очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5-2 см.
Климат. Главные показатели климата: 1. Количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации. 2. Количество выпадающих на земную поверхность атмосферных осадков. 3. Низкие температуры они не способствуют образованию почв, а на оборот затормаживают. 4. Высокие температуры воздуха способствуют образованию почв. 7. Рельеф. Распределяет влагу и тепло.
8. Деятельность человека. Человек обрабатывает почву, вносим минеральные удобрения, взрыхляет, поливает, проводит мелиорацию земель, рекультивацию. Направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв. — Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Вывод о почвообразующих факторах (компоненты почвообразования –биотические и абиотические)
Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).
Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.
Механический состав почвы – соотношение различных по мо размеру минеральных частиц: от крупных песчинок до мельчайших пылеватых.
По механическому составу различают: песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Преобладание песка – придает почве рыхлость, преобладание глинистых частиц – плотность, плохую проницаемость для воды.
Структура почвы – это способность почвенных частиц склеиваться в комочки. Гумусовые и глинистые частицы скрепляются между собой в комочки, орешки, зернышки, таким образом образуют комковатую, ореховатую и зернистую структуру почвы. Самая лучшая зернистая (чернозем). Такую почву с диаметром комочков более до 10 мм, называют структурной (в ее порах содержится достаточное количество воздуха и влаги для развития растений и размножения почвенных бактерий). Почва, которая состоит из пылеватых частиц диаметром до 0,05 мм, называется бесструктурная . Просачиваясь, вода превращает такую почву в вязкую массу, лишая ее плодородности.
Хорошо разрыхлены корнями растений и животными — землероями
имеют комковатую структуру
в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
по механическому составу глинистые и суглинистые
состоят из мелких пылевых частиц
впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
поэтому они не плодородны
по механическому составу супесчаные и песчаные
кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);
Важнейшим свойством почвы является плодородие. Наличие гумуса (накопленный перегной) в почве.
По рисунку (с. 98 учебника) школьники знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль ( вертикальный разрез почвы) в тетради.
1 ) Верхний горизонт (А 1), называемый гумусовым, обычно густо пронизан корнями растений. В нем много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Именно здесь происходит накопление органического вещества. Гумусовый горизонт самый тёмный из всех, однако его цвет зависит от количества накопившегося тут гумуса.
2) В некоторых почвах, в условиях большого количества осадков, к низу от гумусового слоя образуется горизонт вымывания (А 2). Как правило это самый светлый горизонт, так как из него вынесена часть органических и минеральных соединений. Иногда вымываются все вещества, что придает данному горизонту цвет золы и соответствующее название — подзолистый .
3) Ниже лежит горизонт вмывания (В). В него попадает то. Что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но много мелких минеральных частиц, поэтому он более плотный и через него труднее всего просачивается вода. Этот горизонт играет роль своеобразного фильтра.
4)Ещё ниже лежит слабо изменённая материнская порода (С), которая и служит основой для образования твердой части почвы. Именно от состава материнской породы во многом зависят такие свойства почвы как механический состав и структура почвы.
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
Найти и исправить ошибки:
— Давно известно, что почвы образуются на метаморфических горных породах в результате воздействия живых организмов. Сначала на этих породах селятся высшие растения. Их корни разрушают породу, дробят её. Затем появляются мхи, лишайники и другие низшие растения. Этот процесс идет в течение 5-6 лет
Может ли существовать почва на Луне? Ответ обоснуйте.
Источник