Конспект урока окружающий мир на тему: » Почва и ее свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок окружающий мир 3 класс
Тема урока : Почва и ее свойства
— сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойства;
— развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес;
-воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: образцы почв ( раздаточный материал),чашка фарфоровая, стеклянные палочки, стеклянные стаканы, спиртовка, пипетка, спички ,компьютер, мультимедийный проектор
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
11. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
— Без какой святыни природы его жизнь не возможна? ( Без земли)
111. Сообщение темы и цели урока
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
( А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: « Земля — чтобы жить ».
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает.
Итак, тема нашего урока: почва и ее состав
Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ «Чудесная кладовая»
( М.Ильин,Е.Сегал)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- за парту тихо сесть.
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
– Какими свойствами она обладает?
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва? (Выслушиваются ответы детей)
– Зачем человеку нужны знания о почве? ( Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? ( Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? ( Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых) ?
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. ( Дети записывают в таблицу «перегной»)
Что будете проверять в результате опыта ? ( Состав почвы .)
Оборудование : стакан , вода , комок почвы .
Положи в стакан с водой комок почвы .
Вывод : в почве есть воздух .
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха , выходящие из комочка почвы .
Оборудование : сковородка , спиртовка , стекло .
Вывод : в почве есть вода .
Учащиеся рисуют капельки воды , выпаренной из почвы .
Вывод : в состав почвы входят глина , песок , воздух , остатки растений , перегной , живые организмы ( микробы ).
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . ( вода
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. ( Минеральные соли, перегной)
Вывод : почва возникает и развивается под воздействием живых организмов , в основном растений . Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках . Какая почва лучше удерживает влагу ? Выбери правильный ответ .
А) Почва , в которой больше песка .
Б) Почва , в которой больше глины .
Есть ли почва на Луне , на других планетах Солнечной системы ? Объясни своё мнение . Какую пользу почве приносит дождевой червь ? Узнай у родителей , какая почва на твоём дачном участке . Что в ней больше : песка , глины , перегноя . Что , по твоему мнению , нужно сделать , чтобы улучшить свойства почвы ?
— А сейчас заключительный разговор . Легко ли вы справлялись с заданиями ? В чём вы испытывали затруднения ? С каким настроением вы работали ? Что расскажите дома об уроке ? Что узнали о почве ? Все вы были дружными , активными , проявляли смекалку , ум . И все вы заслуживаете благодарности .
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему «Почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Почвы России»
Цель: способствовать формированию представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, ее составе.
Образовательные: изучить состав почвы в процессе опытов, выявить основное значение почвы; способы защиты почвы от разрушения.
Развивающие : способствовать формированию и развитию целостности восприятия почвы, развитию речи, внимания, памяти учащихся; добиваться понимания, осознания и осмысления.
Воспитательные : формировать ответственное отношение к результатам учебного труда, бережное отношение к природным ресурсам.
Предметные УУД : знают определение понятия «почва», состав почвы, способы защиты почвы, ее значение в жизни людей.
Познавательные : умеют извлекать из учебника нужную информацию, умеют анализировать.
Регулятивные: ставят учебные задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои поступки вносить коррективы с учётом характера ошибок.
Коммуникативные : строят монологическое высказывание на заданную тему, умение высказывать свое мнение, участвовать в диалоге, слушать собеседника и адекватно воспринимать его.
Личностные УУД : проявляют учебно-познавательный интерес к предмету «Окружающий мир».
Методы : словесные, наглядные, практические.
Формы : индивидуальные, работа в парах и группах.
Оборудование: учебник. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс УМК « Школа 21 века», карточки для групповой работы и самостоятельной работы, прозрачные стаканы с водой, палочки, образцы почвы, керамическая чаша, спиртовка, держатель, коллекция почв.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Посмотрите на слайд, что за слова на нем написаны?
-Прочитайте, и скажите, какие из них нам понадобятся на уроке, а какие нет? Почему?
Объясняют свой выбор
-Какое сегодня число?
-Какое время года сейчас? Как вы определили?
-Какая погода на улице?
-Какое направление ветра?
-Температура выше или ниже нуля?
-Сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание.
-Что относится к зоне субтропиков в нашей стране?
-Какие в субтропиках весна, лето и осень?
-Почему в субтропиках такие благоприятные погодные условия?
-Перечисли растения зоны субтропиков.
-Какие животные обитают в субтропиках?
Выставление отметок. Словесная оценка проверки знаний.
Выполняют характеристику погоды по вопросам
Формулируют полные ответы из учебника по домашнему заданию
Проблемное изложение и фиксирование нового знания
1.Подведение к теме урока.
— На экране вы видите вопросы. Вам нужно написать букву правильного варианта ответа.
1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.
О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
Н) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В Арктической зоне растут…
И) кедры, берёзы, черёмуха
Ч) лишайники, мхи, полярный мак
Р) бузина, орешник, айва
4. Самую большую территорию занимают ..
У) смешанные леса;
Д) широколиственные леса.
5. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:
-Что за слово у вас получилось?
2.-Предположите тему урока.
3.-Предположите задачи урока
— Что вы уже знаете о почве?
— Что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
-Ребята, а где мы можем получить ответы на ваши вопросы?
5.Работа по учебнику
-Откройте учебник на с. 37 и найдите определение слова «Почва»
-Что значит плодородный слой?
-Откройте учебник на с. 38 и прочитайте, какую почву называют плодородной.
— Рассмотрите образцы почвы . Что вы видите?
— Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки?
— Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах — почвоведение.
Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.
Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см, за 5-6 тысяч лет.
-Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае?
-В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
— А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
— Да, плодородие необходимо сохранять, а как — мы сейчас узнаем.
-Как человек может защитить почву от разрушений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ещё поработать в группах. У каждого ряда есть текст, в котором вы должны найти ответ на вопрос:
1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?
2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды?
3 группа – чего боится почва?
— Теперь по одному представителю от группы вы представите свои ответы.
-Какой вывод мы можем сделать?
-Сейчас вы как настоящие ученые проведете опыты, которые помогут узнать, из каких веществ состоит почва.
-У каждой группы есть своя карточка с заданием и всё необходимое оборудование.
1.Возьмите стакан с водой
2.Опустите туда комочек почвы
3.Запишите, что вы видите, и сделайте вывод?
1.Бросьте комочек почвы в воду
2.что произошло в стакане
3.Что вы видите на дне стакана
Группа 3 Будет выполнять опыт с моей помощью
1.Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло.
2.Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите?
— Кто догадался, что это такое?
— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям.
Источник