Меню

Урок почва задания 3 класс

Разработка урока по познанию мира на тему «Почва» 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Познание мира 3 класс по теме «Почва»

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Работа в группах;

рабочий лист (4 шт.);

чашка фарфоровая (1 шт.);

образцы почв (раздаточный материал 4 шт.);

стеклянные палочки (4 шт.);

(стеклянные стаканы (8 шт.);

стеклянная воронка (4 шт.);

бумажный фильтр (4 шт.);

сухое горючее или спиртовка;


1 слайд

I. Орг. момент.
Итак, друзья, начнём урок!

Затей у нас большой мешок.

Скажем друг другу:

— Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

— Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».

1. Что называется полезными ископаемыми? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд.)

2. Какие виды полезных ископаемых бывают? (горючие, рудные, нерудные )

Полезные ископаемые – это:

а) металлы, получаемые из железных руд

б) горные породы, которые добываются из земной коры

в) твёрдая оболочка Земли

Казахское название кумтас означает:

а) песчанный камень

б) точильный камень

в) твёрдый камень

К рыхлым породам относятся:

а) глина и цемент

в) песок и глина

Три основные группы полезных ископаемых:

а) горючие, рудные, нерудные

б) полезные, бесполезные, неполезные

в) металлы, горные породы, руды.

а) места добычи полезных ископаемых

б) места залегания полезных ископаемых

в) соединение горных пород

(взаимопроверка , оцените работу.) (слайд 2)

Поднимите руки у кого «5», «4», «3». Сдайте, я перепроверю.

II. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.

Что же это за чудо такое, которое бьют, режут, хотят растоптать, а оно к нам с подарками?

Послушайте рассказ о “Чудесной кладовой” (М.Ильин, Е Сегал)

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Как вы думаете, сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений.


3 слайд

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? А кто знает, каково ее научное название?
– Почва.


4 слайд

– Тема урока – “Почва. Ее состав и свойства

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посадил дед репку.

Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?

— Что же помогло репке вырасти?

( вода, солнце, земля, почва.)

-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?

(нет, разные по размеру).

(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)

хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?

Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.

IV. Изучение новой темы. (слайд 5)

Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Читайте также:  Благодаря особенностям почвы семеро летчиков

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

– Что такое почва?( Стр. 102) рассмотрите рисунок. (небольшой слой земли, на котором растёт растительность. Научное определение понятию «почва».

(Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в тетрадь)

А сейчас мы с вами проведём опыты и ответим на вопрос: что входит в состав почвы?

У вас на столах лежат рабочие листы. После каждого опыта вы должны будете делать запись из чего состоит почва.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?


7 слайд

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах. (Дети записывают в таблицу «перегной»)

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

3-й опыт. Нагревание почвы. (провожу сама)

Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

Вода и минеральные соли.

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.

Кто мне скажет: из чего состоит почва? (опрос по группам) (слайд 9)

Физминутка. (называю слова, если они входят в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло, 10. Полиэтиленовый пакет, 11. Бумага.

Это интересно! (сообщение)

— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.

VI. Продолжение новой темы.

– Переходим к выполнению следующего пункта плана.


9 слайд

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность

– Вспомните начало урока, сказку «Репка» и ответьте на вопрос:

чем же дед кормил репку, что она выросла такая большая? (перегноем, питательными веществами.)

А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием.


10 слайд

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

Читайте также:  Подготовка почвы под рулонный газон своими руками

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

– Какие свойства есть у почвы?

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?

– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы?(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, тополь, акация, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.

– Какими свойствами обладает почва? (слайд 13)

– Какое свойство главное?

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной) (слайд 14 )

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения.

Самая богатая перегноем почва – чернозём.

Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»

Видно много трав лежалых растопил теплом

Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.

Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.

Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!

Обрастай зеленой плотью, золотым добром,

Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!

– Давайте подведем итог.

что такое почва?

какая почва называется плодородной?

чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

VIII. Обучающий тест.

– Перед вами 7 вопросов.

– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Выбери из предложенных ответов один правильный.

б) пучки трав, небольшие кусты;

л) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

ц) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей;

Главное свойство почвы – это …

е) содержание влаги в почве;

и) способность удерживать влагу.

На плодородие почвы влияет…

б) наличие в почве воды;

м) наличие в почве перегноя

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

Что растения не могут получить из почвы?

е) солнечный свет;

Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

Самая богатая перегноем почва.

Выпишите буквы, которые у вас получились и соберите из них слово. Что получилось? (молодец)

Вы сегодня все молодцы. Хорошо поработали на уроке и я вам ставлю всем «5»

IX. Домашнее задание.

Учебник с. 99-104 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве.

Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, реферат на тему « Охрана почв».


15 слайд

Источник

Открытый урок «Что такое почва?» 3 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Учитель начальных классов: Зарубина Анастасия Михайловна

Направление: начальная школа

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Что такое почва Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них 13 мальчиков, 8 девочек.

Читайте также:  Как правильно сажать грядки овощей

Общий темп деятельности класса – средний, есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 48.32 КБ
Маршрутный лист урока 59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : Зарубина Анастасия Михайловна

Направление: начальная школа

Предмет : окружающий мир

Тема урока : Что такое почва Тип урока : изучение нового материала

Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них 13 мальчиков, 8 девочек.

Общий темп деятельности класса – средний, есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний обучающихся

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Интересные факты о почве

Планируемые результаты : учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.

Источник

Adblock
detector