Меню

Урок почвы их использование

Конспект урока по технологии на тему «Почва, виды почв, земельные смеси для растений» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок технологии по теме: » Почва, виды почв, земельные смеси ».

Разделы: Технология 9 класс Румянцева Татьяна Александровна . КГОБУ Арсеньевская КШ.

Цели задачи урока : Углубление знаний о разнообразных видах почв, воспитание трудолюбия и экологической культуры.

Образовательные: Расширение кругозора учащихся, повторение и закрепление знаний . Показать их значение для человека.

Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать объекты. Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.

Образцы почвы, составные части земельной смеси,

журнал “ цветы в доме”;

папка “комнатные и садовые растения;

материалы и приспособления;

Спецодежда для учащихся: фартуки.

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Хотите узнать, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?

Тогда вычеркните буквы, которые повторяются три раза и у вас должно получиться слово, которое будет в названии темы урока.

У П Л З Д О У Д Л Ч УД З В З А Л

П С В С П С И Р Д Р Л Л Ы Л Р П П Т О Т Ч Т В.

О чем мы будем говорить? О почве и видах почв.

Новая тема. Почва. Виды почв.

«Отчего зацвёл цветок?» —

Мальчик спрашивает мать.

«Оттого, что мы цветок

Не ленились поливать!»

Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!

II . 2.Повторение пройденного материала.

Проверить знания учащихся по пройденной теме «Однолетние растения»

I ) Укажите однолетние и комнатные растения. *Выдели вредителей комнатных растений

А) Почему называют однолетние растения?

Б) Средства борьбы с вредителями растений. В) )Назовите профессии в цветоводстве?

Можно ли представить жизнь современного человека без растений?

Почему сейчас стали больше выращивать растений?

III . Основная часть урока.

В рабочих тетрадях записывают тему урока:

Вопросы к кроссворду:

– Давайте вспомним состав почвы с помощью вопросов и загадок.

1.Составная часть почвы, которая хорошо удерживает воду (глина). 1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)

2. Часть почвы, которая является хорошим разрыхлителем (песок). Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода ) Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . (вода

4. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).

6. Вещество, которое помогает корням растений дышать (воздух).

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Проверка кроссворда: глина, песок, вода, перегной, микробы, воздух.

Получилось слово: плодородие.

А кто из вас может объяснить, что означает слово плодородие?

Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Читайте также:  Что любит кукуруза при выращивании

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

4. Земля для комнатных растений : различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В комнатном цветоводстве используют смеси, составленные из-

компостной, листовой, торфяной, парниковой, глинисто-дерновой, хвойной смеси.

Компостную землю готовят из остатков: травы, опавших листьев.

Все это складывают в кучи или ямы и поливают помоями, мыльной водой, навозной жиже. Через 1-2 года земля готова.

Листовую землю из опавшей перегнившей листвы деревьев. Листья сгребают в кучи и перелопачивают 3-4раза.

Торфяную землю заготавливают из разложившегося торфа болотистых лугов. Сгребают в кучи и выдерживают перегнивая 2-3 года, для испарения кислот из почвы.

Парниковую или перегнойную землю получают из сложенного и перепревшего навоза из парников.

Глинистую землю берут в лугах с глинистой почвой.

Дерновую землю готовят так- пласты земли(дернины) срезанные летом укладывают кверху пластами, переслаивая коровьим навозом.

В перепревшую землю добавляют речной песок. (Дерн-верхний слой почвы, густо заросший травой

Песок- добавляют в земляные смеси для того, чтобы почва была рыхлой. ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ- вывод как много нужно трудиться, чтобы чего-то добиться.

У: Сейчас в магазинах можно видеть много различных смесей, которые упакованы в красивые пакеты. Однако горький опыт убеждает в том, что содержимое явно не обладает обещанными достоинствами — в пакетах порой обнаруживается торф или перегной с неразложившимися остатками растений. Удачный опыт тот, что приносит хорошие результаты, состоит в том, что в собственноручно приготовленной земляной смеси растения хорошо развиваются и не болеют.

(Демонстрация готовой смеси).

Что необходимо каждому растению, чтобы оно могло расти, цвести? (уход и правильно подобранная почва).

Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли или огородной земли, перегноя или торфа, листовой земли и песка. Приемы составления смесей.

Виды почвенной смеси

(для молодых растений, для рассады)

(для быстро растущих растений: герань, бальзамин аспарагус )

(для растений с мощной корневой системой) Пальмы, лимон, апельсин

1 части огородной земли,

3 частей листовой (или перегнойной, торфяной)

Смесь составляется из:

2 частей огородной земли,

2 частей листовой (или перегнойной, торфяной)

Состоит: 3 частей огородной земли

1 части листовой или перегнойной

Вывод: для каждого растения необходимо подбирать соответствующую смесь.

Мы с вами сегодня составим почвенную смесь для разных растений.

Но прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем.

Практическая работа « Составление почвенной смеси».

-С чего вы начнете практическую работу?

Прочитайте, что необходимо сделать, чтобы правильно составить почвенную смесь и выполнить практическую работу.

Выполнить составление почвенной смеси в следующем порядке:

Подготовить посуду для готовой земельной смеси.

Подготовить части почвенной смеси.

Заполнить горшки почвой.

Убрать рабочее место.

— Сравните почвенные смеси на ощупь. Какая из них самая пышная, мягкая?

6. Коррекционное задание « Путанница».

Составить из слогов названия растений.

за – мин – баль бальзамин

ха – бар – цы бархатцы

тус – как кактус

бе – ни – го – я бегония

я- ни – я – ци цинния

Названия каких растений вы составили?

Где выращивают эти растения?

7. Итог урока : 1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.Что вам понравилось на уроке?

3.Где вам показалось трудно?

4. Что такое почва? Плодородие?

5.О каких видах почв вы узнали? Рассказать о составе перегнойной земли, торфяной, дерновой , глинистой земли. 6.Как называется смесь для комнатных растений?

7.Где могут пригодиться полученные знания?

8.Где можно использовать полученные знания?

8 . Домашнее задание.

Нарисовать растения, которые выращивают на клумбе.

Источник

Почвенные ресурсы России. Рациональное использование и охрана почв

Урок 24. География 8 класс (ФГОС)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:  Азот как удобрение для картофеля

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Почвенные ресурсы России. Рациональное использование и охрана почв»

Почва — это компонент географической оболочки, который является результатом взаимодействия и взаимопроникновения всех её сфер.

Это ценный природный ресурс, главный источник получения продуктов питания и некоторых видов промышленного сырья. В сельском хозяйстве почвы являются основным средством производства. Однако для этой сферы хозяйственной деятельности очень важно качество почв, их плодородие. Поэтому в сельском хозяйстве используются далеко не все земли.

Распространение земледелия зависит от природных условий. В тундровой зоне оно практически невозможно, в зоне хвойных лесов – лишь очаговое. С продвижением на юг роль земледелия в хозяйственной деятельности возрастает и увеличивается распаханность почв. Однако в сухих степях и полупустынях его значение вновь сильно уменьшается.

В России на долю сельскохозяйственных земель приходится всего 13% территории, в том числе из них на пашню – 8%. 45% земельного фонда составляют леса. Они, во-первых, удовлетворяют потребности страны в древесине, а во-вторых, выполняют и другие важные функции: поставляют кислород в атмосферу, очищают воздух, защищают почвы от эрозии и сельскохозяйственные поля от засухи и суховеев. Кроме того, лес — прекрасное место для отдыха и туризма. В лесу производится заготовка грибов, ягод, лекарственных растений. 6% земельного фонда занимают болота; 4%поверхностные воды; 19%оленьи пастбища; 13%прочие земли. Туда входят земли под жилой (городской и сельской) застройкой, под промышленными сооружениями и инфраструктурными (дороги, каналы, аэропорты), горными выработками (карьеры, шахты, отвалы горных пород) и прочее.

Земельный фонд России

Ценность почвы для человека определяется не только её значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Через почвенный покров суши идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.

О значении лесов как водоохранного и почвозащитного факторов Фридрих Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчёвывали леса, чтобы получить таким путём пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги.»

Почва является средой обитания многих живых организмов. Люди оценивают плодородие почвы со времён появления земледелия. Почва является основой для развития сельского хозяйства, без неё человечество не могло бы нормально жить и развиваться. Ведь 88 % пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, за счёт выращивания скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастёт до 98%.

Для улучшения свойств почвы её обрабатывают и удобряют. Почву переворачивают, разрыхляют, чтобы образовались проходы для воды и воздуха. А также, чтобы запахать сорняки. Там, где почвы переувлажнены, проводят осушение земель. В местах, где в почве не хватает влаги, земли, наоборот, орошают.

С течением времени растения могут забрать из почвы все минеральные соли. Человек повышает плодородие почвы, внося органические и минеральные удобрения на поля.

Воздействие человека на почвенный покров не всегда вызывает благоприятное для самой почвы изменение. Самые серьёзные проблемы связаны с разрушением почвенного покрова.

Вода и ветер постепенно сносят верхний, плодородный слой почвы. Это называется эрозия почвы. Водная эрозия – это разрушение и смыв почвы водными потоками. Текучая вода образует промоины и овраги, вымывает из почвы органические и минеральные вещества. Ветровая эрозия – это выдувание и перенос мельчайших почвенных частиц ветром. Сильные и продолжительные ветры перерастают в пыльные бури, которые за несколько дней могут полностью снести верхний плодородный слой почвы мощностью до 30 см. Почти все пахотные земли подвергаются различному виду эрозий. Поэтому почву необходимо защищать.

Переувлажняемые искусственным орошением в зонах с засушливым климатом почвы засоляются. При строительстве водохранилищ происходит активное заболачивание почв. Серьёзной проблемой является переосушение заболоченных почв: они очень быстро теряют торфяной горизонт и превращаются в развеваемые.

Читайте также:  Проекты по исследованию почв

Внесение минеральных удобрений должно способствовать повышению плодородия. Однако избыточное количество минеральных солей не поглощается почвенным комплексом, а уходит с почвенным раствором в грунтовые воды, а затем в реки и озёра. Отравление вод становится причиной гибели рыб, птиц, животных. Часть минеральных удобрений просачивается вниз и попадает в подземные воды, которые использует для питья человек. При изменении водного режима почв происходят изменения в микроклимате, и по цепочке — во всём ландшафте.

Наиболее значительные разрушения почвенного покрова происходят в зонах активного земледелия, приуроченных к сезонно-увлажняемым территориям, — степям, лесостепям, долинам рек. При разрушении задернованной поверхности подстилающие её породы высыхают и развеваются — происходит опустынивание. Главная его причина — уничтожение людьми растительности на нашей планете. Растения — лучшие защитники почвы. Своими корнями они скрепляют её. Кроме того, без растений почва не может образоваться. А без почвы не могут существовать растения.

Необходимо помнить, что все процессы, приведшие к образованию именно этой почвенной разности, обусловлены взаимодействием многих факторов, которые в природном комплексе уравновешены. Изменяя какое-либо одно свойство почвы, мы не только нарушаем это равновесие, но и перестраиваем в значительной мере схему взаимодействия почвенных процессов с компонентами природного комплекса. Под рациональным использованием почвенного покрова подразумевается такое использование почв, которое не только бы не нарушало бы самой почвы, но не вызывало нарушения природных комплексов.

Комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв, называется мелиорацией. Основными видами сельскохозяйственной мелиорации являются: орошение, осушение, борьба с эрозией, химическая мелиорация. Поговорим о борьбе с эрозией. Предотвратить разрушение почв можно с помощью правильной вспашки почвы. Склоны холмов распахивают не вдоль, а поперёк. Вода со склонов не стекает вдоль борозд, а просачивается вниз. Так не допускают смыва почвы с наклонных участков. Борьбе с ветровой эрозией служит фитомелиорация. Для этого на полях высаживают «лесные полосы». Они задерживают ветер и текущие воды. В зимнее время такие посадки задерживают снег. Это сохраняет необходимую влагу. Большую роль играет и водная мелиорация, цель которой — борьба с недостатком или избытком влаги. Видами водной мелиорации являются искусственное орошение полей, осушение болот. Излишнее осушение земель может привести к обмелению рек и озёр, питаемых заболоченными землями, а также и иссушению лесов. Особым видом водной мелиорации является снежная мелиорация, цель которой — создать на полях большой запас снега, который, во-первых, предохранял бы почву от промерзания, а во-вторых, увеличивал бы количество талых вод, создающих запас влаги в почве.

Существует много видов химической мелиорации, которые служат улучшению химических свойств почвы. Они включают рассоление почвы, т.е. удаление из неё солей, мешающих развитию растений и, наоборот, известкование кислой почвы. При химической мелиорации необходимо точно соблюдать нормы и режим внесения удобрений.

Восстановительные — рекультивационные — работы проводятся на территориях, где почвенный покров был нарушен в результате строительства, добычи полезных ископаемых, прокладки трубопроводов и дорог. Эти работы являются очень сложными, так как предусматривают не только восстановление поверхности, но и создание нового плодородного горизонта и формирование растительного покрова.

Все проблемы, связанные с нарушением почвенного покрова, вызываются неграмотной эксплуатацией почв: нарушением правил агротехники, землепользования, интенсивным освоением.

В решении проблемы охраны и повышения плодородия почв важную роль играют разные науки: география, биология, химия и др. Задача географии — изучить и выявить районы, требующие мелиоративных работ, предсказать возможные влияния мелиорации на почвы и другие компоненты природы.

Помимо эксплуатации почв, значительный вред наносят выбросы заводов, фабрик, теплоэлектростанций, выхлопные газы автомобилей постепенно оседают на поверхность почвы. Это намного снижает урожай и загрязняет продукты питания.

Бытовые свалки — ещё один опасный источник загрязнения почв. В загрязнённой нечистотами почве содержаться опасные концентрации вредных веществ и обитают болезнетворные бактерии. Так, возбудитель дизентерии живёт в почве около 45 дней.

Очень важно не допустить загрязнения почвы. Ведь сохранение почв — проблема, волнующая все человечество. Ежегодно в мире 5-7 млн га сельскохозяйственных земель теряется в результате отвода земли под строительство и размыва почвы.

Источник

Adblock
detector