Меню

Урок почвы плодородие почв

Плодородие земли
план-конспект урока (8 класс) по теме

В уроке даётся анализ состава почвы. Какие компоненты указывают на плодородие почвы, как сохранить и примножить плодороде земли? Как человек может разрушить плодородную почву своим безответственны поведением? Эти вопросы отражены в уроке.

Скачать:

Вложение Размер
plodorodie_zeli.docx 16.71 КБ
plodorodie_pochvy.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Плодородие земли», 8 класс

Цель : формирование понятия плодородия земли.

1 Образовательная : активизация знаний о составе земли, о видах земель.

2 Коррекционная : расширение активного словаря, развитие связной речи,

3 Воспитательная : воспитание любознательности, интереса к труду.

Материалы и оборудование . Дерновая земля, торф, песок, контейнеры для перемешивания земли, совки, ящики для посадки рассады.

Наглядные пособия . Пособие «Образование торфа», глина, полусгнившая древесина, земля.

Тема урока: «Плодородие земли».

1 Организационный момент . Проверить готовность класса к работе. Надеть учащимся спецодежду.

2.Учитель . Ребята, отгадайте загадку?

Весь мир кормлю, а сама не ем. (Земля). Действительно, земля кормит. Недаром в народе говорят: земля – кормилица. Как удаётся земле на протяжении многих сотен лет кормить и сохранять свои силы? Сегодня на уроке мы будем говорить о земле и её плодородии. Что мы называем землёй или почвой? Какую почву мы называем плодородной?

Тема урока: «Плодородие земли».

Работа с карточками.

Учитель . Работа с карточками №1(презентация слайд №1)

Задание учащимся . Прочитать по стрелкам и вставить пропущенные слова. (Почва – это верхний рыхлый слой земли. На почве могут расти растения . Почва темного цвета ).

Учитель. Какого цвета почва? (тёмного). Что окрашивает почву в тёмный цвет? (перегной).Вывод: перегной — это часть почвы.

В почве находятся корни и стебли погибших растений. Эти корни и стебли постепенно темнеют, становятся мягкими и перегнивают. Из них образуется перегной. ( Учитель демонстрирует полусгнившую древесину остатки не перегнивших растений в почве).

Работа с карточками ( презентация слайд 2 ).

Задание учащимся . Прочитайте текст и продолжи предложение.(Перегной – это перегнившие корни и стебли растений . Перегной окрашивает почву в тёмный цвет. Перегной – это питание для растений.)

Учитель . Плодородие почвы связано с наличием в почве перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Основное свойство почвы – плодородие, или способность обеспечивать растения питанием и другими условиями для роста . Плодородие почвы связано с наличием в почве перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Учитель . Какие ещё условия для роста растений обеспечивает почва? (воздух, вода).

Плодородная почва должна быть питательной, рыхлой и удерживать воду .

Учитель раздаёт учащимся карточки с пословицами и просит объяснить их смысл

-где нет земли, там нет травы;

-цена земли – цена плодородию;

-богатство соразмерно с плодородием земли;

-какова земля, таков и хлеб;

-земелька чёрная, а хлебец белый.

Практическая работа : составление земельной смеси.

Учитель . Ребята, посмотрите, как растут растения на земле, купленной в магазине и на земле, которую мы заготовили (демонстрация заранее подготовленных посевов на разной земле). Где лучше?(показывают на образец). Какая земля плодороднее? (купленная в магазине). Посмотрите, наша земля тяжелая, а магазинная легкая (демонстрация земли, заготовленной на пришкольном участке и земли, купленной в магазине на основе торфа). Но и нашу землю можно улучшить. Добавим в нашу землю, заготовленную на пришкольном участке, землю, купленную в магазине. Возьмём 1 часть нашей земли и 1 часть магазинной земли. Наша земля станет легче, питательнее, значит плодороднее.

Охрана труда . Работаем в спецодежде. Соблюдаем дистанцию. Инструменты используем исправные и по назначению.

(Учащиеся выполняют практическую работу: составление земельной смеси).

Учитель . Чтобы почва оставалась в силе, и сила её возрастала, в почву надо вернуть отнятые растениями её части. В почву вносят удобрения. Какие вы знаете удобрения? (торф, навоз).

(Презентация слайд 3,4, слайд 5)

Задание учащимся. Объясните смысл пословиц:

— землю удобряй заранее;

-лошадь любит овёс, а земля навоз;

-в землю не положишь, и с земли не возьмёшь;

-возвращай земле долг, и будет толк;

-кто земле даёт, тому земля втройне отдаёт

Учитель . Почва – это часть природы. Как часть природы она нуждается в охране. Почву нельзя загрязнять отходами, мусором. От мусора, разбросанного на почве, могут страдать растения, животные, птицы, и даже человек. Мусор собирают в отдельных местах в баках с крышкой и по мере накопления вывозят.

(Презентация слайд 6.)

Учитель . Какое основное свойство почвы? (плодородие). Какая почва плодороднее? (в которой больше перегноя). Как сделать почву плодороднее? (добавить плодородную землю, внести удобрения). Почему нельзя загрязнять почву мусором? (от мусора страдают растения, животные, птицы).

Источник

План конспект урока по теме «Почва и её плодородие»

Почва и её плодородие — конспект урока

Содержимое разработки

Почва и её плодородие

Цель урока: Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.

Формировать представления об образовании почвы и ее свойствах.

Формировать знание определений терминов почва, плодородие почвы.

Формировать умение характеризовать плодородие почвы, называть, от чего она зависит.

Продолжить формировать умение вести наблюдения

Оборудование: карты, макеты почв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.

III. Работа над новым материалом.

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв Беларуси и охране.

– Что такое почва? Выберите правильный ответ:

Верхний слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

– Почему вы выбрали именно это определение?

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? (Плодородие).

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

– Назовите состав почвы.

– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

Почва является неотъемлемой составляющей царства природы и играет большую роль в существовании всего живого на нашей планете. Именно в ней происходит взаимодействие всех оболочек Земли – водной, воздушной, подземной.
Наиболее ценной характеристикой этого природного образования выступает плодородие, которое обеспечивает растительность влагой и необходимыми питательными веществами. Что такое почва? Из чего она состоит и какое значение имеет для жизни на земном шаре?

Что такое почва?

Наиболее полное и обширное исследование почвы проводил русский геолог Василий Докучаев, открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом распространении. Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного региона, характера и возраста грунта, произрастающей на нем растительности.

В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты, образуемый путем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В различных районах земного шара толщина этого слоя составляет от нескольких сантиметров до 2–3 метров.
Состав почвы может меняться в зависимости от ее глубины. Если выкопать яму в земле, можно заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так называемые материнские породы, из которых формируется верхний слой.

Из чего состоит почва?

Почва обладает неоднородной структурой и включает в себя частицы разных пород диаметром от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касается минералогического состава, то он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц, циркон, каолинит. Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды железа, марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержатся органические вещества – гумус, остатки растительного и животного происхождения. Почва в жидком состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в больших количествах присутствует вода.

Как образуется почва?

Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и неорганической природы.
Иными словами, изначально она состоит из гумусовых и минеральных веществ, впоследствии ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после гибели разлагаются и обогащают существующий состав органическими веществами.

Антропогенный процесс подразумевает хозяйственную деятельность человека. Люди возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения хорошего урожая добавляют удобрения.

Какие бывают почвы?

В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могут подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и многие другие.

Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно более сотни. Для классификации почв существует целая иерархия, включающая в себя не только типы, но и подтип, род, вид, разряд.

Кто живет в почве?

Почва – благодатная среда обитания для огромного количества живых организмов. Всех существ, которые живут в верхнем слое земли, называют педобионтами. К таковым относятся как одноклеточные, грибы, бактерии или водоросли, так и более крупные представители фауны – дождевые червяки, жучки, пауки. Большинство обитателей почвы питаются остатками сгнивших растений или грибницами.
Есть в грунте и позвоночные животные, например крот. Он идеально приспособлен для существования в темноте, поэтому обладает отличным слухом и практически не имеет зрения. Помимо кротов, среди млекопитающих почва является домом для слепышей, цокоров, слепушонков.

Некоторые животные, такие как суслики, тушканчики и барсуки, питаются на поверхности земли, а в почве зимуют, размножаются и спасаются от врагов.

На территории Республики Беларусь наиболее распространены дерновые, дерново-карбонатные и дерново-подзолистые почвы. Представлены также полугидроморфные пойменные (аллювиальные) почвы в долинах рек и гидроморфные почвы (болотные низинные, верховые, пойменные) в заболоченной местности. 65,3% пашни относится к автоморфным почвам, 28% — к полугидроморфным, 6% — к гидроморфным. По механическому составу почвы делятся на глинистые (0,05%), суглинистые (31,6%), супесчаные (27,75%), песчаные (31%), торфяные (9,6%). Суглинистые и супесчаные почвы чаще задействованы в сельском хозяйстве: доля глинистых и суглинистых почв среди пашенных земель составляет 41,5%, супесчаных — 40,3%, песчаных — 12,2%, торфяных — 6%. В различных областях типы почв заметно различаются: в частности, в Брестской области почти треть почв относится к гидроморфным (болотным), а в Могилёвской области их лишь 9%; в Минской области автоморфных дерново-подзолистых, дерновых и дерново-карбонатных почв более 60%, в Брестской области — 23% [17] .

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.

Что такое почва?

Назовите основное свойство почвы?

От чего зависит плодородие почвы?

Какие типы почв распространены на территории России?

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Что вам особенно запомнилось из новой темы?

– Наш урок я хочу закончить словами Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир».

– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Источник

План урока на тему «Понятие о почве и ее плодородие»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План урока теоретического обучения

Проводит преподаватель: Романова Людмила Юрьевна

Тема раздела: Основы почвоведения.

Тема урока : Понятие о почве и ее плодородие.

Количество часов: 2 часа.

1. Обучающая: Ознакомить с понятием о почве и ее плодородие.

2. Развивающая: Развивать информационную, коммуникативную, практическую компетентности, самоорганизацию, самообразование.

3. Воспитательная: Содействовать формированию эстетических навыков, повышать уровень навыков и умений

Тип, вид урока : урок овладения обучающимися новыми знаниями.

Методы, формы проведения урока : Коллективная, групповая, индивидуальная.

Межпредметная связь : теоритического обучения

Учебно — методическое оснащение урока:

Основная литература: Основы агрономии: учеб. пособие / И.П. Козловская [и др.] ; под ред. И.П. Козловской. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 339 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).

Основы агрономии: Учебник для нач. проф. образования : Учеб. пособие для сред. Проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов и др., ; Под ред. Н.Н. Третьякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 360 с.

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Гриценко, Ю.М. Стройков, Н.Н. Третьяков; под ред. Ю.М. Стройкова. – 2-е изд., перераб.- М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

Ход урока теоретического обучения

Элементы структуры урока

Примечания по методике

1.Приветствует
2. Проверка явки
3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

словесный метод (беседа).

1. Сообщает тему урока
2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему
2. Участвуют в формулировке целей

1.3Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1.Опрашивает обучающихся
2. Актуализирует знания и опыт по теме (вопросы)

Отвечают на вопросы,

2. Основной этап

2.1 Объяснение нового материала

Последовательно излагает новый материал,

Воспринимают, ведут записи в конспектах.

2.2 Закрепление и применение знаний

Организует и управляет деятельностью обучающихся

3. Заключительный этап

1.Подводит итоги.
2.Оценивает обучающихся
3.Дает оценку занятию.

4. Сообщаем тему следующего занятия.

1. Проводят само и взаимоконтроль
2.Беседуют с преподавателем

Коллективный метод (беседа)

Понятие о почве и плодородии.

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай.

Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения.

Различают следующие виды плодородия: естественное (природное), искусственное, потенциальное, эффективное и экономическое.

Естественное (природное) плодородие — это плодородие, которым обладает почва (ландшафт) в естественном состоянии. Оно характеризуется продуктивностью естественных фитоценозов.

Искусственное плодородие (естественно-антропогенное, по В.Д. Мухе) — плодородие, которым обладает почва (агроландшафт) в результате хозяйственной деятельности человека. По многим показателям оно наследует естественное. В чистом виде — характерно для тепличных грунтов, рекультивированных (насыпных) почв.

Потенциальное плодородие — способность почв (ландшафтов и агроландшафтов) обеспечивать определенный урожай или продуктивность естественных ценозов. Эта способность не всегда реализуется, что может быть связано с погодными условиями, хозяйственной деятельностью. Характеризуется потенциальное плодородие составом, свойствами и режимами почв. Например, высоким потенциальным плодородием обладают черноземные почвы, низким – подзолистые, однако в засушливые годы урожайность культур на черноземах может быть ниже, чем на подзолистых почвах.

Эффективное плодородие — часть потенциального, реализуемая в урожае сельскохозяйственных культур при определенных климатических (погодных) и агротехнологических условиях. Эффективное плодородие измеряется урожаем и зависит как от свойств почв, ландшафта, так и от хозяйственной деятельности человека, вида и сорта выращиваемых культур.

Экономическое плодородие — это эффективное плодородие, измеряемое в экономических показателях, учитывающих стоимость урожая и затраты на его получение.

Гумус, его состав и значение.

Гумус (лат. humus «земля, почва») — основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям. Гумус составляет 85—90 % органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности. В весовом составе верхнего слоя почвы содержание гумуса варьирует от до­лей про­цен­та (бу­рые пус­тын­но-степные почвы) до 10-15 % (чернозёмы).

Гумус составляют индивидуальные (в том числе специфические) органические соединения, продукты их взаимодействия, а также органические соединения, находящиеся в форме органо-минеральных образований.

Гумус образуется в почве в результате преобразования растительных и животных органических остатков — гумификации. Процесс почвообразования, характеризующийся накоплением гумуса, называется гумусонакоплением, активное гумусообразование называется дерновым процессом.

Луговые почвы. Образование состав, свойства, использование и улучшение.

Интрозональнегидроморфные почвы лесостепной и частично степной, таежнолесной зоны, формирующиеся в условиях повышенного поверхстного увлажнения и близкого залегания ГВ ( 1 до 3 м). Тип водного режима-промывной. Холодные, анаэробные воздушным режимом. Основные процессы почвообразования: дерновый и глеевый.

Высокое содержание гумуса, неравномерное его распределение..Тип гумуса гуматный. Признаки оглиение в АВ, В. В соста ППК) кальций, магний-солончаковых и солонцеватых, кальций магний натрий не засолленых. От нейтральной до щелочной

-черноземно-луговые обычные почвы-пашни под ограниченный набор культур

-все луговые и черноземно-луговые засоленного ряда-сенокосно пастбищное угодия

Мероприятие: регулирование теплового, воздушного и водного режима, внесение удобрений и подбор удобрений для соли или солонцов устойчивых культур.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Комнатные растения щелочных почв
Adblock
detector