Меню

Урок разнообразие почв 4 класс планета знаний

Образование почв и их разнообразие
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
pochva.docx 17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Учитель: Помещикова О.Ю.

Тема: «Образование почв и их разнообразие»

1. Углубить знания учащихся о почве.

2. Сформировать представление о разнообразии почв, их образовании, о плодородии почв.

3. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

1. Организационный момент

— А что такое Земля? (учащиеся отвечают на вопрос).

— Сегодня объектом нашего изучения будет почва .

— Что же такое почва. Как вы думаете?

2. Экспериментальная работа:

Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва. 2. Какие частицы можно увидеть в почве.3. Какой можно сделать вывод.

ВЫВОД: В почве есть остатки растений и животных – перегной.

Бросить в стакан с водой кусочек почвы.
— Что вы видите?
Из почвы через воду идут пузырьки воздуха.
ВЫВОД: в почве есть воздух.

Возьмите карандаш и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

ВЫВОД: в почве есть песок и глина,
— Какой вывод можно сделать из результатов нашего исследования.

ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина.

3. Актуализация опорных знаний:
— Как образовалась почва, кто влияет на образования почвы

— Кто-нибудь из вас наблюдал за рытьем ям. Что вы видели ?

— Почва состоит из слоев. Эти слои называются – горизонтами.

Самый верхний горизонт — темный. В нем накапливаются останки, образуется перегной. От него зависит плодородие почвы.

4. Изучение нового материала:

Почвы бывают разные, в одних больше перегноя. А в других больше песка и глины.

ЧЕРНОЗЕМНЫЕ ПОЧВЫ МОЩНЫЕ, СЛОЙ ПЕРЕГНОЯ БОЛЕЕ 1 МЕТРА, ОНИ ЧЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ.

ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ МАЛО ПЕРЕГНОЯ, ИМЕЮТ СЕРЫЙ, КАК У ЗОЛЫ ЦВЕТ, СКАПЛИВАЕТЬСЯ ВЛАГА СОЗДАЮТЬСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГНИЕНИЯ. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые.

Г ЛИНИСТЫЕ -ПРЕОБЛАДАЮТ ГЛИНЫ КОГДА НЕТ ДОЖДЕЙ ГЛИНА ВЫСЫХАЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК КАМЕНЬ, В ДОЖДЬ СТАНОВИТЬСЯ ВЯЗКОЙ

ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ ПРЕОБЛАДАЕТ ПЕСОК. ЧАСТИЦЫ СЛАБО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, КОРНЯМ РАСТЕНИЙ ТРУДНО УКРЕПИТЬСЯ. БЫСТРО ПРОПУСКАЮТ ВОДУ ЗАСУШЛИВЫ.

ИЗВЕСТНЯК СОСТОЯТ ИЗ ИЗВЕСТНИКА

ТОРФЯНЫЕ БОЛОТНЫЕ ПОЧВЫ.

Итак, давайте подведем итоги нашего научного исследования.

-Что такое почва.

-Какие почвы называют плодородными.

Почва состоит из слоев горизонтов, отличающих друг от друга по цвету слайды

(самый верхний горизонт-темный. В нем накапливаеться останки, образуеться перегной. Чем больше..

Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины.

Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.

Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.

Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.

Наша страна огромна разнообразен и почвенный покров (рассматриваем карту)

Давайте подведём итог. Что такое почва? Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)

2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.

3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)

4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)

5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

6. Решение экологической проблемы. Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб.

Источник

Разнообразие почв

Урок по окружающему миру с тестом на проверку темы. Тема урока Разнообразие почв

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие почв»

Маслянистая жидкость тёмно-бурого цвета с характерным запахом

Самая богатая железом руда

Полезное ископаемое бурого или коричневого цвета, в котором можно разглядеть остатки полусгнивших растений

Твёрдая горная порода чёрного цвета

«Почва дороже золота,

без золота люди прожить смогли бы,

а без почвы нет.»

ПОДЗОЛИСТЫЕ СЕРЫЕ ЛЕСНЫЕ ЧЕРНОЗЁМНЫЕ

ПОЧВЫ ПОЧВЫ ПОЧВЫ

ЗАСОЛЕННАЯ ПОЧВА (СОЛОНЧАК)

Протягиваются в лесостепной и степных зонах

  • Чернозёмные почвы – 26,4 %

Занимают Североприазовскую часть области.

Занимают восточную, юго-восточную часть области.

  • Большую часть Ростовской области занимают бурые полупустынно-степные пустынные почвы.

  • Горные породы разрушаются под воздействием
  • Почва – это
  • В состав почвы входит
  • Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы – это
  • В природе существуют виды почв:
  • Эту почву называют царём почв
  • Основное свойство почвы – это
  • Почему нужно бережно относиться к почвам?

СОЛНЦА, ВОДЫ, ВЕТРА, БАКТЕРИЙ

ВЕРХНИЙ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ

ВОДА, ВОЗДУХ, СОЛИ, ПЕРЕГНОЙ, ГЛИНА, ПЕСОК.

  • ПОЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ
  • СЕРЫЕ ЛЕСНЫЕ
  • ЧЕРНОЗЁМЫ
  • ЗАСОЛЕННЫЕ

ПОЧЕМУ К ПОЧВЕ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО?

«Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей».

«Земля – мать человеку, его кормилица.»

Источник

Урок по окружающему миру «Разнообразие почв» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Разнообразие почв».
Урок по окружающему миру в 4 классе.

Сагитова Н.Н. учитель начальных классов

МОБУ СОШ д.Сахаево Кармаскалинского р-на РБ

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы;

4. Воспитывать умение работать в группе;

5. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

6. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, электронная карта «Почвы России», C .И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Мы сегодня вспомним все , что знаем о почве и узнаем много нового

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей республике?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)

— Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно , вода , песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки — это перегной или гумус)

Цель: Определение свойств почвы: проводимость воды.

1. Возьмем горшок с почвой.

2. Наьем е туда немного воды.

3. Держим горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

— Рассмотрите еще раз рисунок . — Что увидели на почве? (траву)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (словарь Ожегова)

— Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)

Слайд 15 — свойства почвы

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы?

— А что влияет на почву?

Разнообразие почвы зависит от многих причин: от содержания в почве песка или глины, от количества в ней перегноя, от воды, от температуры воздуха

Разнообразна природа Земли , разнообразны и почвы

Слайд 17 рассказ о видах почв и слайд 18

Обратимся к учебнику с. 50-51 и прочитаем о видах почв

А какая же почва у нас в республике?

Почва – важнейшее природное богатсво, которое необходимо беречь

Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите.

— А что может разрушить почву?

Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи?

-Ответ поищем на с.51-52 (Последний абзац и дальше..)

А сейчас мы ответим на некоторые вопросы… Слайд 27

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить карточки юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Оцените свою работу на уроке Слайд 28

Читать с 50-52, Р.Т. с. 21

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-351885

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Перепревший навоз под клубнику осенью
Adblock
detector