Меню

Урок технологии характеристика почвы

Состав и свойства почвы
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему

Презентация к уроку технологии 5 класс: «Состав и свойства почвы» (для неделимых классов)

Скачать:

Вложение Размер
sostav_i_svoystva_pochvy.pptx 436.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Состав и свойства почвы. Типы почв.

Почва в растениеводстве — э то среда для возделывания растений. От качества почвы зависит урожай. Почва обладает важнейшим свойством – плодородием.

Что такое почва? Почва — это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения в течение всего периода их роста и развития элементами питания, водой и воздухом.

Почва по своему составу делится на две части: Минеральную; Органическую.

Минеральная часть почвы Минеральная часть почвы включает в основном песок и глину. В зависимости от содержания механических частиц – песка и глины – почвы делят на: г линистые; с углинистые; песчаные; супесчаные .

Органическая часть почвы Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных. При разложении органических остатков образуется перегной (гумус). Перегной улучшает физические свойства почвы и обогащает её питательными веществами: с олями азота; к алия; ф осфора.

Почва состоит из отдельных комочков и может быть структурной и бесструктурной . Структурная почва обладает небольшой липкостью, поэтому её легко копать и перепахивать. Из структурной почвы растения хорошо усваивают питательные вещества. Бесс труктурная почва плохо впитывает влагу. После дождей или полива такие почвы «заплывают», сильно уплотняются, становятся тяжелыми для обработки.

На территории России отмечаются свыше ста разных типов почв, самыми распространенными из которых являются: подзолистые; дерново-подзолистые; дерновые; с ерые лесные; чернозёмы; к аштановые.

Подзолистые почвы. Образовались под пологом сомкнутого хвойного леса с моховым покровом, бедной травяной растительностью или без неё. Плодородный слой подзолистых почв невысок, примерно 10 см. под ним располагается серовато-белый слой, похожий на золу.

Д ерново-подзолистые почвы. Образовались под луговой и болотной растительностью. Их плодородный слой составляет 20 см.

Дерновые почвы. Складывались под луговой растительностью и лесами, имевшими значительный травянистый покров. Плодородный слой д ерновых почв достигает 25 см.

Серые лесные почвы. Образовались как результат жизнедеятельности широколиственных лесов и луговых степей. Их п лодородный слой превышает 50 см.

Черноземные почвы. Накапливаются под покровом травянистой лугово-степной и степной растительности. Богатая растительность оставляет после себя значительное количество корневых остатков. Это способствует накоплению в почве большого количества перегноя. Черноземные почвы отличаются высоким плодородием, их плодородный слой наиболее высок – 80-100 см.

Каштановые почвы. Образовались в условиях засушливого климата, под изреженной травяной растительностью сухих степей. Плодородный слой этих почв составляет 30-40 см.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока «Значение почвы для растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв «

Презентация к уроку экологии в 6 классе.

Состав и свойства почвы

Работа содержит презентацию для интерактивной доски elite Panaboard book и кроссворд по теме: «Состав и свойства почвы». Презентация включает задания для проверки знаний учащихся по теме: «Образование.

Проект «Влияние листового опада на состав и биотоп почвы»

Выяснение влияния листового опада на состав почвы и биологическое разнообразие живых организмов в ней.

Влияние листового опада на состав и биотоп почвы

Изучение почв необходимо не только для получения знаний об их естественных свойствах, но для сельскохозяйственных целей, развития лесного хозяйства, инженерно-строительного дела, решения проблем здрав.

Состав и строение почв.

Изучить состав и строение различных почв.

Свойства почв. Почвы нашего края.

Изучить общие свойства почв и почвы Башкортостана.

Источник

6 класс. технология. Типы почв. Понятие о плодородии. Защита почв от эрозии.

Просмотр содержимого документа
«6 класс. технология. Типы почв. Понятие о плодородии. Защита почв от эрозии.»

Типы почв. Понятие о плодородии. Защита почв от эрозии.

Чулова Анжелика Николаевна

  • чем оценивается плодородие почв;
  • что такое механический состав;
  • что такое структурная почва;
  • как можно поддерживать плодородие почв;
  • почему важно рационально использовать и охранять почвы;
  • как система земледелия влияет на плодородие почв;
  • каковы важнейшие средства охраны почв;
  • как влияет на почвы хозяйственная деятельность.

В 1883 г. был опубликован классический труд В.В. Докучаева «Русский чернозем», который стал его докторской диссертацией. В работе изложено совершенно новое представление о почве как об особом естественно-историческом теле, возникающем и развивающемся под совместным воздействием почвообразовательных факторов.

Оценка плодородия почв

  • Главное свойство почвы –плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой.
  • Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.

Почва — результат взаимодействия горных пород, климата, живых

организмов во времени

Механический состав почвы

  • Механический состав почвы – это соотношение в ней твёрдых минеральных частиц разного размера:песка, глины, ила, пыли и т.д.
  • По соотношению частиц слагающих почву они подразделяются наглинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные,приставка«су»указываетнеполное содержание в смеси глинистых или песчаных частиц.
  • Песчаные и супесчаные почвы называютлёгкими,глинистые и суглинистыетяжёлымииз-за различной водопроницаемости.

Определение механического состава почвы полевым методом

по Н . А. Качинскому

  • Почвенные частицы, склеенные в устойчивые комочки или агрегаты разной формы разной величины и формы называютструктурной почвой.
  • Между комочками этих почв находится множество пустот – пор, по которым влага проникает внутрь, прочно там удерживается, в порах присутствует воздух, а кислород обеспечивает воздухом корни растений и участвует в процессе разложения органических веществ.

Дерново-подзолистые почвы образовались под влиянием луговой, болотной, степной растительности. Плодородный слой 20см, содержание перегноя 2..4%

Дерново-подзолистые почвы в Рязанской области составляют 30%

Образовались под лиственными лесами, плодородный слой 20…80см, содержание перегноя 2,5…10 %

В Рязанской области занимают 25% площади.

Черноземные почвы образовались под влиянием степной растительности в условиях умеренного климата и ограниченного количества осадков. Глубина плодородного слоя от 80-100см, содержание перегноя более 10%.

Черноземы оподзоленные и выщелоченные занимают

25 % площади в Рязанской области. Скопинский , Михайловский , Милославский, Ряжский, Новодеревенский,Ухоловский, Сараевский районах . Есть небольшие площади в Кораблинском и Пронском районах.

Аллювиальные почвы в Рязанской области — сформировались в пойме

речных долин Оки и др. рек.

Павел Андреевич Костычев (1845–1895) – русский ученый, заложил научные основы агрономического почвоведения. Показал, что почвообразование – это биологический процесс , связанный с развитием на почве растительности. Почва-источник питания растений. А растения служат источником пищи животным и человеку. Следовательно вся жизнь на суше зависит от почвы.

Василий Робертович Вильямс (1863–1939) – русский ученый, автор учения о едином почвообразовательном процессе. Исследовал гумус почв и почвенное плодородие.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945г.г.) , основоположник науки

о биосфере и ноосфере,называл почву особым биокосным веществом.

Важность рационального использования и охрана почвы

  • В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия.
  • Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.
  • Потребности в получении с/х продукции с каждым годом возрастают
  • В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.

Защита почв от эрозии

полоса в Белгоро- дождеванием

Средства охраны почв

Основные виды сельскохозяйст-

Влияние хозяйственной деятельности

  • Различные виды хозяйственной деятельности приводят к угрожающим масштабам порчи и разрушения почв.
  • Бедленды – дурные земли, напоминающие лунный пейзаж, образовавшиеся в процессе неправильного обращения с почвами.
  • Необходимо устанавливать жёсткий контроль и разрабатывать комплексные меры по борьбе с загрязнением почв, восстанавливать их, рекультивировать.
  • Вредные вещества в почвах отрицательно сказываются на продуктах питания, которые употребляет человек.

Главное свойство почв – плодородие

  • Почва – важнейший природный ресурс, который при длительном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается.
  • Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.
  • Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.
  • Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной).
  • Только тогда человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.

Новые слова урока

  • Почвенное плодородие
  • Механический состав почв
  • Структура почв
  • Агротехнические мероприятия
  • Примитивная, экстенсивная, интенсивная системы земледелия
  • Мелиорация земель
  • Рекультивация

Источник

Конспект урока по технологии на тему «Почва, виды почв, земельные смеси для растений» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок технологии по теме: » Почва, виды почв, земельные смеси ».

Разделы: Технология 9 класс Румянцева Татьяна Александровна . КГОБУ Арсеньевская КШ.

Цели задачи урока : Углубление знаний о разнообразных видах почв, воспитание трудолюбия и экологической культуры.

Образовательные: Расширение кругозора учащихся, повторение и закрепление знаний . Показать их значение для человека.

Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать объекты. Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.

Образцы почвы, составные части земельной смеси,

журнал “ цветы в доме”;

папка “комнатные и садовые растения;

материалы и приспособления;

Спецодежда для учащихся: фартуки.

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Хотите узнать, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?

Тогда вычеркните буквы, которые повторяются три раза и у вас должно получиться слово, которое будет в названии темы урока.

У П Л З Д О У Д Л Ч УД З В З А Л

П С В С П С И Р Д Р Л Л Ы Л Р П П Т О Т Ч Т В.

О чем мы будем говорить? О почве и видах почв.

Новая тема. Почва. Виды почв.

«Отчего зацвёл цветок?» —

Мальчик спрашивает мать.

«Оттого, что мы цветок

Не ленились поливать!»

Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!

II . 2.Повторение пройденного материала.

Проверить знания учащихся по пройденной теме «Однолетние растения»

I ) Укажите однолетние и комнатные растения. *Выдели вредителей комнатных растений

А) Почему называют однолетние растения?

Б) Средства борьбы с вредителями растений. В) )Назовите профессии в цветоводстве?

Можно ли представить жизнь современного человека без растений?

Почему сейчас стали больше выращивать растений?

III . Основная часть урока.

В рабочих тетрадях записывают тему урока:

Вопросы к кроссворду:

– Давайте вспомним состав почвы с помощью вопросов и загадок.

1.Составная часть почвы, которая хорошо удерживает воду (глина). 1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)

2. Часть почвы, которая является хорошим разрыхлителем (песок). Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода ) Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . (вода

4. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).

6. Вещество, которое помогает корням растений дышать (воздух).

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Проверка кроссворда: глина, песок, вода, перегной, микробы, воздух.

Получилось слово: плодородие.

А кто из вас может объяснить, что означает слово плодородие?

Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

4. Земля для комнатных растений : различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В комнатном цветоводстве используют смеси, составленные из-

компостной, листовой, торфяной, парниковой, глинисто-дерновой, хвойной смеси.

Компостную землю готовят из остатков: травы, опавших листьев.

Все это складывают в кучи или ямы и поливают помоями, мыльной водой, навозной жиже. Через 1-2 года земля готова.

Листовую землю из опавшей перегнившей листвы деревьев. Листья сгребают в кучи и перелопачивают 3-4раза.

Торфяную землю заготавливают из разложившегося торфа болотистых лугов. Сгребают в кучи и выдерживают перегнивая 2-3 года, для испарения кислот из почвы.

Парниковую или перегнойную землю получают из сложенного и перепревшего навоза из парников.

Глинистую землю берут в лугах с глинистой почвой.

Дерновую землю готовят так- пласты земли(дернины) срезанные летом укладывают кверху пластами, переслаивая коровьим навозом.

В перепревшую землю добавляют речной песок. (Дерн-верхний слой почвы, густо заросший травой

Песок- добавляют в земляные смеси для того, чтобы почва была рыхлой. ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ- вывод как много нужно трудиться, чтобы чего-то добиться.

У: Сейчас в магазинах можно видеть много различных смесей, которые упакованы в красивые пакеты. Однако горький опыт убеждает в том, что содержимое явно не обладает обещанными достоинствами — в пакетах порой обнаруживается торф или перегной с неразложившимися остатками растений. Удачный опыт тот, что приносит хорошие результаты, состоит в том, что в собственноручно приготовленной земляной смеси растения хорошо развиваются и не болеют.

(Демонстрация готовой смеси).

Что необходимо каждому растению, чтобы оно могло расти, цвести? (уход и правильно подобранная почва).

Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли или огородной земли, перегноя или торфа, листовой земли и песка. Приемы составления смесей.

Виды почвенной смеси

(для молодых растений, для рассады)

(для быстро растущих растений: герань, бальзамин аспарагус )

(для растений с мощной корневой системой) Пальмы, лимон, апельсин

1 части огородной земли,

3 частей листовой (или перегнойной, торфяной)

Смесь составляется из:

2 частей огородной земли,

2 частей листовой (или перегнойной, торфяной)

Состоит: 3 частей огородной земли

1 части листовой или перегнойной

Вывод: для каждого растения необходимо подбирать соответствующую смесь.

Мы с вами сегодня составим почвенную смесь для разных растений.

Но прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем.

Практическая работа « Составление почвенной смеси».

-С чего вы начнете практическую работу?

Прочитайте, что необходимо сделать, чтобы правильно составить почвенную смесь и выполнить практическую работу.

Выполнить составление почвенной смеси в следующем порядке:

Подготовить посуду для готовой земельной смеси.

Подготовить части почвенной смеси.

Заполнить горшки почвой.

Убрать рабочее место.

— Сравните почвенные смеси на ощупь. Какая из них самая пышная, мягкая?

6. Коррекционное задание « Путанница».

Составить из слогов названия растений.

за – мин – баль бальзамин

ха – бар – цы бархатцы

тус – как кактус

бе – ни – го – я бегония

я- ни – я – ци цинния

Названия каких растений вы составили?

Где выращивают эти растения?

7. Итог урока : 1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.Что вам понравилось на уроке?

3.Где вам показалось трудно?

4. Что такое почва? Плодородие?

5.О каких видах почв вы узнали? Рассказать о составе перегнойной земли, торфяной, дерновой , глинистой земли. 6.Как называется смесь для комнатных растений?

7.Где могут пригодиться полученные знания?

8.Где можно использовать полученные знания?

8 . Домашнее задание.

Нарисовать растения, которые выращивают на клумбе.

Источник

Читайте также:  Можно ли обрабатывать доски отработкой масла автомобиля для грядок
Adblock
detector