Урок 29
Технологии уборки урожая
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Технологии уборки урожая.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией уборки урожая.
Технологии растениеводства и животноводства
§45. Технологии уборки и хранения урожая культурных растений
Технологии уборки урожая
Уборка овощных культур — один из наиболее трудоёмких технологических процессов, требующий привлечения дополнительной рабочей силы. Для решения этой проблемы необходима механизация технологических процессов сбора овощной продукции, В настоящее время технологические процессы уборки томатов, лука, моркови, капусты, салата, картофеля, Огурцов осуществляются с применением комплекса различных машин. Для механизации уборки томатов используют томатоуборочные комбайны (рис. 139, а). Плоды, собранные комбайном, выгружают в прицеп или кузов, который с помощью трактора или автомобиля синхронно движется рядом с комбайном.
Для сбора плодов лука предусмотрен комплекс машин, состоящий из машин для срезки листьев, выкапывания лука и укладки его в валки, для подбора валков (рис. 139, б). Для механизированной уборки лука необходимо, чтобы предпосевная и междурядная обработка, а также предуборочная подготовка посевов выполнялись согласно соответствующей технологии механизированной уборки.
У комбайна для уборки моркови (рис. 139, в) во время движения рабочие органы вначале подкапывают морковь, затем с помощью ремённого транспортёра подают её к механизму обрезания зелёной массы. Далее морковь попадает в контейнер или транспортное средство.
Уборку урожая на приусадебном или пришкольном участке производят вручную с применением садового инструмента.
Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов
Порча пищевых продуктов происходит в результате жизнедеятельности микроорганизмов, дрожжей, плесеней. Поэтому недостаточно вырастить хороший урожай овощей и фруктов, нужно уметь его сохранить до нового сезона. Для этого существуют методы, позволяющие затормозить развитие микроорганизмов, к которым относится консервирование.
Консервирование — это специальная обработка пищевых продуктов для удлинения сроков их хранения.
Одним из видов консервирования высокими температурами является пастеризация — обработка продукта при температуре около 100 °C в целях уничтожения плесеней, дрожжей, микроорганизмов. Однако при такой обработке споры микроорганизмов не погибают, поэтому продукты имеют ограниченный срок реализации и их нужно хранить при низких температурах. Пастеризуют соки, варенья, джемы, плодово-ягодные компоты и др. Благодаря непродолжительному воздействию высокой температуры хорошо сохраняется пищевая ценность продуктов, но витамины и другие ценные вещества частично разрушаются.
Обработка пищевых продуктов более высокой температурой (100—120 °C) при герметичной укупорке — стерилизация — позволяет полностью уничтожить все виды микроорганизмов. Так изготовляют плодово-ягодные консервы, томатопродукты, которые можно хранить несколько лет. Однако при стерилизации снижается пищевая ценность, разрушаются витамины и другие полезные вещества.
Для длительного хранения овощей и фруктов в свежем виде используют охлаждение с соблюдением необходимого микроклимата в помещениях: температура +3. +10 °C, влажность воздуха 85—90%. В промышленности для этих целей применяют овощехранилища (рис. 140), в домашних условиях — холодильники, подвалы и погреба. Перед началом закладки на хранение овощей и фруктов в подвал или погреб эти помещения нужно хорошо проветрить, просушить, побелить стены, отремонтировать полки. Заложенные овощи и фрукты необходимо время от времени перебирать и удалять загнившие. Также нужно следить за влажностью в помещении, при необходимости проветривать его. Нелишне расставить ловушки для грызунов, если заметны следы их пребывания.
В пищевой промышленности замораживание продуктов происходит в высокопроизводительных, непрерывно действующих скороморозильных аппаратах искусственного холода, которые поддерживают температуру не выше -35 °C. При этом содержание в них всех основных питательных веществ не изменяется, витамины почти не разрушаются, вкусовые качества остаются близки к свежим, натуральным. После заморозки продукты фасуют в коробки из тонкого картона с герметичными вкладышами из полиэтилена или целлофана. Затем помещают в холодильные камеры, перевозят в рефрижераторных вагонах или автокузовах, а в продовольственных магазинах держат в холодильных прилавках. Можно замораживать фрукты и в домашней морозильной камере, но, поскольку этот процесс происходит при более высокой температуре (около -18 °C), продукты после размораживания представляют собой бесформенную массу с вытекшим соком.
Физико-химические методы консервирования включают сушку, а также консервирование поваренной солью и сахаром. Производство сушеных плодов и овощей является одним из наиболее экономичных способов переработки сырья. Cyгика — это процесс удаления влаги из продукта. Овощи сушат до влажности 10—12%, плоды — 18—25%. Сушку можно производить естественным и искусственным способами. Естественную сушку проводят на открытых площадках под навесами или в специальных помещениях. Искусственную — в специальных сушилках, где создаётся повышенная температура, ускоряющая процесс испарения влаги из плодов. Сушёные плоды и овощи сохраняют все питательные вещества, изменяется только их цвет и внешний вид. Сушеные плоды и овощи упаковывают в ящики и отправляют на склад готовой продукции.
Метод варки с сахаром основан, подобно сушке, на удалении из продукта воды. Это любимое всеми варенье. Его готовят не только из ягод — клубники, малины, ежевики, смородины, крыжовника, вишни, сливы, абрикосов и др., но и из овощей — моркови, кабачков, тыквы и даже из лука. Этим же методом можно приготовить цукаты: сваренные с сахаром кусочки плодов или целые плоды, которые аккуратно вынимают из сиропа, дают им подсохнуть и обваливают в сахаре. Однако при длительной варке сохранить витамины не удаётся. C сахаром также можно готовить сырые джемы из ягод черной смородины, малины, земляники; на 1 кг ягод берут 1 — 1,5 кг сахарного песка. Готовый джем хранят при температуре 6—8 °C. В сырых джемах в течение 8 месяцев почти полностью сохраняются витамины C и Р.
Маринование можно отнести к химическим методам консервирования, когда в жидкий соус для овощей или плодов добавляют уксусную кислоту. Она подавляет деятельность многих микроорганизмов, в первую очередь гнилостных. Маринование для усиления консервирующего эффекта сочетают с пастеризацией в герметично закрытой таре. В маринадную заливку, кроме уксуса, добавляют соль, сахар, пряности. Помимо овощей — огурцов, томатов, капусты, грибов, маринуют яблоки, груши, сливы, вишни, крыжовник, чёрную смородину.
Самым известным биохимическим методом консервирования является квашение. Квашение — консервирование свежих плодов, овощей и грибов путём молочно-кислого брожения. Образовавшаяся при брожении молочная кислота придаёт продукту специфический вкус и способствует его лучшей сохранности, поваренная соль усиливает консервирующее действие молочной кислоты. Добавление пряной зелени и чеснока также повышает надёжность консервирования и улучшает вкусовые качества продукта. В зависимости от вида перерабатываемого сырья продукт называют квашеным (капуста), соленым (огурцы, томаты, арбузы) или моченым (яблоки).
Технологии получения семян культурных растений
Жизнь растений начинается с семян, от качества которых зависит будущий урожай. Массовым размножением семян районированных сортов, наиболее приспособленных к данным природно-климатическим условиям занимается отрасль растениеводства семеноводство. В специальных семеноводческих хозяйствах созданы условия для получения семян чистых сортов, обладающих наилучшими биологическими и урожайными качествами. Это благоприятные почвенно-климатические условия, территориальная удалённость от участков, на которых выращивают обычные семенные культуры (не менее 2 км), чтобы не допустить случайного опыления или заражения семенных растений.
Несмотря на большой выбор готовых семян в магазинах, многие растениеводы предпочитают собирать семенной материал (семена и плоды, предназначенные для посева) на своих приусадебных и дачных участках. Важно только знать сроки сбора семян овощных и цветочных культур. Для сбора семян необходимо выбирать только здоровые растения и делать это в ясные, сухие, солнечные дни. Помните, что гибридные растения нельзя использовать для сбора семян, так как их семена (второго поколения) дают более низкий урожай.
Общая технология сбора семян такова:
• отбирают на растении лучшие здоровые экземпляры — семенники;
• доводят семенники до полной спелости, но не позволяют им перезреть;
• дозаривают, то есть дают возможность семенникам дозреть в сухом помещении при комнатной температуре;
• выделяют семена из плодов, просушивают;
• хранят семена в бумажных пакетах.
Оптимальная температура для хранения любых семян 12— 17 °C. Степень созревания семян для каждой агрокультуры определяется по их окраске и форме, которые характерны для каждого вида и сорта.
Правила безопасной работы
1. Пользоваться режущими инструментами только во время работы, после её окончания сразу же сдать инструменты учителю.
2. Работать в перчатках или рукавицах.
3. Ножницы или секатор передавать ручками вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. По окончании работы вымыть руки с мылом.
Практическая работа № 46
Уборка урожая корнеплодов
Вам потребуются: вилы, вёдра, ножи для обрезки ботвы, рабочие перчатки, весы.
1. Выкопайте из земли корнеплоды с помощью вил.
2. Очистите корнеплоды от почвы руками.
3. Обрежьте ножом ботву, отступая от головки корнеплода на 2—3 см.
4. Рассортируйте корнеплоды на товарные и нетоварные (больные, уродливые, треснувшие и мелкие).
5. Отберите 3 кг корнеплодов. Определите среднюю массу одного корнеплода.
Запоминаем опорные понятия
Технологии хранения и переработки урожая: консервирование, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание, сушка; варка с сахаром, маринование, квашение; овощехранилище; семеноводство, семенной материал.
Проверяем свои знания
1. Приходилось ли вам наблюдать за работой уборочных сельскохозяйственных машин? Что при этом происходило?
2. Как следует подготовить подвал или погреб к закладке овощей на хранение?
3. Какую из технологий применяют в вашей семье для заготовки продуктов впрок?
Источник
План-конспект урока «Уборка и учёт урожая овощей».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект занятия по сельскохозяйственному труду для мальчиковна тему: «Уборка и учёт урожая овощей».
Автор: Джуринский Владимир Дмитриевич
Тема : « Уборка и учёт урожая овощей »
Образовательная – закреплять полученные знания по теме «Уборка корнеплодов»; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
Воспитательная – воспитание культуры поведения, аккуратности, точности при выполнении работы, формировать такие качества как коллективизм, ответственность.
Развивающая – обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; работать над коррекцией речи, внимания, мелкой моторикой, воспитывать трудолюбие, интерес к предмету
Тип урока: обобщающий
Оборудование: кроссворд «Овощи», тест, технологическая карта «Уборка корнеплодов», карточка «Сортировка овощей», корзина с овощами, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Учебник: Е.Ковалева«Сельскохозяйственный труд 5 класс», 2012 год.
Предметные – учащиеся знакомятся с видами овощей, способами уборки, сортировки и хранения плодов.
Метапредметные (УУД): регулятивные – пробразовать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и однокласниками.
Познавательные – самостоятельно научиться различать виды корнеплодов.Личностные – умение проведения самоанализа выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество проделанной работы.
Этап мотивации (самоопределение к деятельности) – организационный момент, создаем проблему показывая слайды с изображением различных овощей.
Формулирование темы урока
— Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Выяснив мнение детей, точно формулирую тему урока.
1. Стихотворение «Спор овощей»
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
— Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом?(овощи)
— а какие овощи вы знаете?
2. Кроссворд «Овощи» (на доске)
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко: под кустом … (картофель)
2. В землю – блошкой, а из земли – лепешкой. (репа)
3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)
4. Если любите вы щи, там найдете … (овощи)
5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свекла)
6. Кругла, черна как уголек,
Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)
7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (морковь)
Работа с учебником. (стр. 12. рис.6)
Расскажите, почему собранный урожай моркови и свеклы необходимо сортировать?
Какую свеклу и морковь нельзя брать на хранение?
Какова температура хранения этих овощей?
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в сторону, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Практическая работа «Уборка и сортировка моркови» (работа на пришкольном участке)
2) Знакомство с технологической картой.
3)Работа на пришкольном участке. Класс делится на группы (первая бригада выкапывает, вторая очищает и сортирует)
Актулизация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений.
Регулятивные УУД – самостоятельно найти в учебнике нужную информацию.
Подведение итогов урока.
Понравился ли урок? Какие задания вам понравились больше всего?
Источник