Меню

Урок технологии уборка урожая

Урок 29
Технологии уборки урожая

Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Технологии уборки урожая.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией уборки урожая.

Технологии растениеводства и животноводства

§45. Технологии уборки и хранения урожая культурных растений

Технологии уборки урожая

Уборка овощных культур — один из наиболее трудоёмких технологических процессов, требующий привлечения дополнительной рабочей силы. Для решения этой проблемы необходима механизация технологических процессов сбора овощной продукции, В настоящее время технологические процессы уборки томатов, лука, моркови, капусты, салата, картофеля, Огурцов осуществляются с применением комплекса различных машин. Для механизации уборки томатов используют томатоуборочные комбайны (рис. 139, а). Плоды, собранные комбайном, выгружают в прицеп или кузов, который с помощью трактора или автомобиля синхронно движется рядом с комбайном.

Для сбора плодов лука предусмотрен комплекс машин, состоящий из машин для срезки листьев, выкапывания лука и укладки его в валки, для подбора валков (рис. 139, б). Для механизированной уборки лука необходимо, чтобы предпосевная и междурядная обработка, а также предуборочная подготовка посевов выполнялись согласно соответствующей технологии механизированной уборки.

У комбайна для уборки моркови (рис. 139, в) во время движения рабочие органы вначале подкапывают морковь, затем с помощью ремённого транспортёра подают её к механизму обрезания зелёной массы. Далее морковь попадает в контейнер или транспортное средство.

Уборку урожая на приусадебном или пришкольном участке производят вручную с применением садового инструмента.

Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов

Порча пищевых продуктов происходит в результате жизнедеятельности микроорганизмов, дрожжей, плесеней. Поэтому недостаточно вырастить хороший урожай овощей и фруктов, нужно уметь его сохранить до нового сезона. Для этого существуют методы, позволяющие затормозить развитие микроорганизмов, к которым относится консервирование.

Консервирование — это специальная обработка пищевых продуктов для удлинения сроков их хранения.

Одним из видов консервирования высокими температурами является пастеризация — обработка продукта при температуре около 100 °C в целях уничтожения плесеней, дрожжей, микроорганизмов. Однако при такой обработке споры микроорганизмов не погибают, поэтому продукты имеют ограниченный срок реализации и их нужно хранить при низких температурах. Пастеризуют соки, варенья, джемы, плодово-ягодные компоты и др. Благодаря непродолжительному воздействию высокой температуры хорошо сохраняется пищевая ценность продуктов, но витамины и другие ценные вещества частично разрушаются.

Обработка пищевых продуктов более высокой температурой (100—120 °C) при герметичной укупорке — стерилизация — позволяет полностью уничтожить все виды микроорганизмов. Так изготовляют плодово-ягодные консервы, томатопродукты, которые можно хранить несколько лет. Однако при стерилизации снижается пищевая ценность, разрушаются витамины и другие полезные вещества.

Для длительного хранения овощей и фруктов в свежем виде используют охлаждение с соблюдением необходимого микроклимата в помещениях: температура +3. +10 °C, влажность воздуха 85—90%. В промышленности для этих целей применяют овощехранилища (рис. 140), в домашних условиях — холодильники, подвалы и погреба. Перед началом закладки на хранение овощей и фруктов в подвал или погреб эти помещения нужно хорошо проветрить, просушить, побелить стены, отремонтировать полки. Заложенные овощи и фрукты необходимо время от времени перебирать и удалять загнившие. Также нужно следить за влажностью в помещении, при необходимости проветривать его. Нелишне расставить ловушки для грызунов, если заметны следы их пребывания.

Читайте также:  Сосновые шишки закисляют почву

В пищевой промышленности замораживание продуктов происходит в высокопроизводительных, непрерывно действующих скороморозильных аппаратах искусственного холода, которые поддерживают температуру не выше -35 °C. При этом содержание в них всех основных питательных веществ не изменяется, витамины почти не разрушаются, вкусовые качества остаются близки к свежим, натуральным. После заморозки продукты фасуют в коробки из тонкого картона с герметичными вкладышами из полиэтилена или целлофана. Затем помещают в холодильные камеры, перевозят в рефрижераторных вагонах или автокузовах, а в продовольственных магазинах держат в холодильных прилавках. Можно замораживать фрукты и в домашней морозильной камере, но, поскольку этот процесс происходит при более высокой температуре (около -18 °C), продукты после размораживания представляют собой бесформенную массу с вытекшим соком.

Физико-химические методы консервирования включают сушку, а также консервирование поваренной солью и сахаром. Производство сушеных плодов и овощей является одним из наиболее экономичных способов переработки сырья. Cyгика — это процесс удаления влаги из продукта. Овощи сушат до влажности 10—12%, плоды — 18—25%. Сушку можно производить естественным и искусственным способами. Естественную сушку проводят на открытых площадках под навесами или в специальных помещениях. Искусственную — в специальных сушилках, где создаётся повышенная температура, ускоряющая процесс испарения влаги из плодов. Сушёные плоды и овощи сохраняют все питательные вещества, изменяется только их цвет и внешний вид. Сушеные плоды и овощи упаковывают в ящики и отправляют на склад готовой продукции.

Метод варки с сахаром основан, подобно сушке, на удалении из продукта воды. Это любимое всеми варенье. Его готовят не только из ягод — клубники, малины, ежевики, смородины, крыжовника, вишни, сливы, абрикосов и др., но и из овощей — моркови, кабачков, тыквы и даже из лука. Этим же методом можно приготовить цукаты: сваренные с сахаром кусочки плодов или целые плоды, которые аккуратно вынимают из сиропа, дают им подсохнуть и обваливают в сахаре. Однако при длительной варке сохранить витамины не удаётся. C сахаром также можно готовить сырые джемы из ягод черной смородины, малины, земляники; на 1 кг ягод берут 1 — 1,5 кг сахарного песка. Готовый джем хранят при температуре 6—8 °C. В сырых джемах в течение 8 месяцев почти полностью сохраняются витамины C и Р.

Маринование можно отнести к химическим методам консервирования, когда в жидкий соус для овощей или плодов добавляют уксусную кислоту. Она подавляет деятельность многих микроорганизмов, в первую очередь гнилостных. Маринование для усиления консервирующего эффекта сочетают с пастеризацией в герметично закрытой таре. В маринадную заливку, кроме уксуса, добавляют соль, сахар, пряности. Помимо овощей — огурцов, томатов, капусты, грибов, маринуют яблоки, груши, сливы, вишни, крыжовник, чёрную смородину.

Самым известным биохимическим методом консервирования является квашение. Квашение — консервирование свежих плодов, овощей и грибов путём молочно-кислого брожения. Образовавшаяся при брожении молочная кислота придаёт продукту специфический вкус и способствует его лучшей сохранности, поваренная соль усиливает консервирующее действие молочной кислоты. Добавление пряной зелени и чеснока также повышает надёжность консервирования и улучшает вкусовые качества продукта. В зависимости от вида перерабатываемого сырья продукт называют квашеным (капуста), соленым (огурцы, томаты, арбузы) или моченым (яблоки).

Читайте также:  Подготовка грядки под чеснок осенью для посадки осенью под зиму

Технологии получения семян культурных растений

Жизнь растений начинается с семян, от качества которых зависит будущий урожай. Массовым размножением семян районированных сортов, наиболее приспособленных к данным природно-климатическим условиям занимается отрасль растениеводства семеноводство. В специальных семеноводческих хозяйствах созданы условия для получения семян чистых сортов, обладающих наилучшими биологическими и урожайными качествами. Это благоприятные почвенно-климатические условия, территориальная удалённость от участков, на которых выращивают обычные семенные культуры (не менее 2 км), чтобы не допустить случайного опыления или заражения семенных растений.

Несмотря на большой выбор готовых семян в магазинах, многие растениеводы предпочитают собирать семенной материал (семена и плоды, предназначенные для посева) на своих приусадебных и дачных участках. Важно только знать сроки сбора семян овощных и цветочных культур. Для сбора семян необходимо выбирать только здоровые растения и делать это в ясные, сухие, солнечные дни. Помните, что гибридные растения нельзя использовать для сбора семян, так как их семена (второго поколения) дают более низкий урожай.

Общая технология сбора семян такова:

• отбирают на растении лучшие здоровые экземпляры — семенники;

• доводят семенники до полной спелости, но не позволяют им перезреть;

• дозаривают, то есть дают возможность семенникам дозреть в сухом помещении при комнатной температуре;

• выделяют семена из плодов, просушивают;

• хранят семена в бумажных пакетах.

Оптимальная температура для хранения любых семян 12— 17 °C. Степень созревания семян для каждой агрокультуры определяется по их окраске и форме, которые характерны для каждого вида и сорта.

Правила безопасной работы

1. Пользоваться режущими инструментами только во время работы, после её окончания сразу же сдать инструменты учителю.

2. Работать в перчатках или рукавицах.

3. Ножницы или секатор передавать ручками вперёд с сомкнутыми лезвиями.

4. По окончании работы вымыть руки с мылом.

Практическая работа № 46

Уборка урожая корнеплодов

Вам потребуются: вилы, вёдра, ножи для обрезки ботвы, рабочие перчатки, весы.

1. Выкопайте из земли корнеплоды с помощью вил.

2. Очистите корнеплоды от почвы руками.

3. Обрежьте ножом ботву, отступая от головки корнеплода на 2—3 см.

4. Рассортируйте корнеплоды на товарные и нетоварные (больные, уродливые, треснувшие и мелкие).

5. Отберите 3 кг корнеплодов. Определите среднюю массу одного корнеплода.

Запоминаем опорные понятия

Технологии хранения и переработки урожая: консервирование, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание, сушка; варка с сахаром, маринование, квашение; овощехранилище; семеноводство, семенной материал.

Проверяем свои знания

1. Приходилось ли вам наблюдать за работой уборочных сельскохозяйственных машин? Что при этом происходило?

2. Как следует подготовить подвал или погреб к закладке овощей на хранение?

3. Какую из технологий применяют в вашей семье для заготовки продуктов впрок?

Источник

План-конспект урока «Уборка и учёт урожая овощей».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект занятия по сельскохозяйственному труду для мальчиковна тему: «Уборка и учёт урожая овощей».

Читайте также:  Удобрение для декоративно лиственных растений фаско инструкция по применению

Автор: Джуринский Владимир Дмитриевич

Тема : « Уборка и учёт урожая овощей »

Образовательная – закреплять полученные знания по теме «Уборка корнеплодов»; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

Воспитательная – воспитание культуры поведения, аккуратности, точности при выполнении работы, формировать такие качества как коллективизм, ответственность.

Развивающая – обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; работать над коррекцией речи, внимания, мелкой моторикой, воспитывать трудолюбие, интерес к предмету

Тип урока: обобщающий

Оборудование: кроссворд «Овощи», тест, технологическая карта «Уборка корнеплодов», карточка «Сортировка овощей», корзина с овощами, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Учебник: Е.Ковалева«Сельскохозяйственный труд 5 класс», 2012 год.

Предметные – учащиеся знакомятся с видами овощей, способами уборки, сортировки и хранения плодов.

Метапредметные (УУД): регулятивные – пробразовать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и однокласниками.

Познавательные – самостоятельно научиться различать виды корнеплодов.Личностные – умение проведения самоанализа выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество проделанной работы.

Этап мотивации (самоопределение к деятельности) – организационный момент, создаем проблему показывая слайды с изображением различных овощей.

Формулирование темы урока

— Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Выяснив мнение детей, точно формулирую тему урока.

1. Стихотворение «Спор овощей»

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

— Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом?(овощи)

— а какие овощи вы знаете?

2. Кроссворд «Овощи» (на доске)

1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покапай немножко: под кустом … (картофель)

2. В землю – блошкой, а из земли – лепешкой. (репа)

3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)

4. Если любите вы щи, там найдете … (овощи)

5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свекла)

6. Кругла, черна как уголек,

Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)

7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (морковь)

Работа с учебником. (стр. 12. рис.6)

Расскажите, почему собранный урожай моркови и свеклы необходимо сортировать?

Какую свеклу и морковь нельзя брать на хранение?

Какова температура хранения этих овощей?

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Практическая работа «Уборка и сортировка моркови» (работа на пришкольном участке)

2) Знакомство с технологической картой.

3)Работа на пришкольном участке. Класс делится на группы (первая бригада выкапывает, вторая очищает и сортирует)

Актулизация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений.

Регулятивные УУД – самостоятельно найти в учебнике нужную информацию.

Подведение итогов урока.

Понравился ли урок? Какие задания вам понравились больше всего?

Источник

Adblock
detector