Меню

Урок уход за почвой

Обработка почвы

Профессиональное обучение «Рабочий зеленого хозяйства»

Синякова Татьяна Дмитриевна, учитель биологии

Тема: Обработка почвы (10 класс)

Обучающая: познакомить обучающихся с основной технологией обработки почвы.

Развивающая: развитие элементарных навыков обучающихся в технологии обработки почвы.

Воспитательная: воспитание у обучающихся бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.

Терминология : л ущение, вспашка (перекопка), культивация, боронование и шлейфование, рыхление почвы, прополка, мульчирование.

К концу урока каждый обучающийся

1.Приемы основной обработки почвы

2. Т.Б. при работе при выполнении работ с почвой.

1.Правильно выбрать технологию обработки почвы.

2.Применять полученные знания на практике.

Материально – техническое оснащение урока:

1.Учебник (Профессиональное образование «Основы агрономии»)

Практическая часть проводится в теплице.

II. Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель. Ребята, тема нашего урока «Обработка почвы». Слайд 1.

Урок сегодня будет состоять из двух частей: теория в кабинете и практика в школьной теплице.

Рассказ учителя. Почвы на Земле разные, как и растительность, но практически все они пригодны для выращивания растений, если с ними правильно обращаться. Следует помнить, что любая почва может очень скоро истощиться и не давать ожидаемых результатов.

Как и тысячи лет назад, почвы кормят леса, степи и луга нашей планеты. Но заметьте, растения и все живое возвращают в почву питательные вещества и при жизни, и отмирая. Этими веществами питаются уже новые поколения. Получается круговорот веществ: почва — все живое — почва. Когда же человек начинает изымать с урожаем то, что ежегодно должно было возвращаться в землю, он нарушает вековые природные процессы, и плодородие ее начинает заметно убывать.

Почему такое возможно? Ведь в естественных природных условиях плодородная сила земли не убывает. ( ответ учеников )

Отсюда вывод: хочешь получить качественный высокий урожай — позаботься о почве, накорми ее, а через нее и само растение. Но, прежде всего, необходимо знать, какие приемы обработки почвы выработало человечество. Давайте вспомним, что такое почва, гумус, плодородие почвы? Какие виды почв вы знаете?

Почва верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения

Гумус — органическая часть почвы, являющаяся продуктом разложения остатков растений и животных.

Плодородие почвы — свойство почвы давать большой урожай

Учитель. (контейнеры с почвой заготовлены заранее.)

Подойдите к контейнерам и определите какой тип почвы находится в контейнере. Дайте им характеристику. (ответы учеников)

Мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые. (Меловая)

О бладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если на него надавить пальцем. (Илистая)

С ухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам. (Песок)

Т яжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. (Глинистая)

В лажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые. (Торфяная)

Итак, ребята, мы вспомнили, что такое почва. А теперь давайте познакомимся с приемами обработки почвы.
Показ презентации с объяснением учителя

Учитель К о сновным приемам обработки почвы относятся вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.) слайд 2

Лущение — прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. Лучший срок проведения лущения — сразу после уборки или одновременно с ней. слайд3

Читайте также:  Что сеять для удобрения огорода

Вспашка (перекопка) прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью лопаты. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры. Слайд 4.

Культивация — обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации — обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями. слайд5

Боронование и шлейфование — обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования — выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании. слайд 6

Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.

Прополка — один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки , как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений. Слайд 8

Мульчирование , т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами. Слайд 9
Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

Читайте также:  Можно ли викторию удобрять навозом

Источник

Конспект урока «Уход за почвой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Уход за почвой.
Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы, возможными разрушениями плодородия почвы и способами его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения;

Развивающая: продолжить развитие логического и абстрактного мышления, воображения, речи;

Воспитывающая: воспитывать уважение к труду земледельцев.

1.Организационный момент. ( слайд 1)

— Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Гульназ Радиковна и сегодняшний урок мы проведем вместе.
2. Постановки задачи и цели урока
— Мы часто встречаемся с пословицами и не перестаём удивляться народной мудрости, умению заметить те или иные явления, события и передавать свой опыт в своеобразных изречениях.

(Слайд 2) Вот и сегодня открывает наш урок народная пословица: «Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Какое необычное слово заметили? (лелеет)

— Что оно означает? (Слайд 3) (Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е. относиться с любовью).
— А что означает слово жалеть? (Жалеть — сострадать, чувствовать жалость, беречь).

— А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить».
— Как можно объяснить выражение «земля жалеет»?
— Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»?
(Слайд 4) «Кто о земле заботиться, того земля и любит».
(Слайд 5) Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.

— О чём идёт разговор в загадке? (о земле)
— Объясните, как вы понимаете значение слова земля? (Планета, суша, Родина, почва)
-А к какому из значений подходит наша загадка? (почва)
— Сегодня на уроке продолжим разговор о почве. Постараемся выяснить, что даёт почва людям, а люди — почве, познакомимся способами ухода за почвой, и на основе этих выводов доказать, верно ли гласит пословица «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»?
(Слайд 6) — Как в народе называют землю? (кормилица, матушка, чудесная кладовая). Говоря так о земле, люди, конечно же, имели в виду почву.

3. Работа над новым материалом.
(Слайд 7) — Почему почву называют кормилицей?
— Какое значение имеет почва в жизни людей? Что почва даёт людям? (Почва людям даёт: продукты питания, строительные материалы, одежду (лён), воду (родники), полезные ископаемые, лекарства (лекарственные растения.), красоту воздух (растения…)

Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей.
— Посмотрим, чем люди могут порадовать почву. Почва — одно из главных богатств
нашей страны, поэтому люди заботятся о её плодородии.
— А от чего зависит плодородие почвы? (От способности пропускать воздух,
способности удерживать воду, от количества минеральных солей и перегноя).
(Слайд 8) «Какова земля, таков и хлеб», гласит народная пословица.
— Что же можно сделать для повышения плодородия почвы? (…) Какие осенние,
весенние работы выполняют ваши родители?

Правильно, ребята! (Слайд 9) Почвы нашей страны далеко не везде плодородны. Чтобы улучшить плодородие почвы, ее нужно правильно обрабатывать. Растения лучше развиваются на рыхлой почве, богатой воздухом и водой. Вспаханная плугом или лопатой почва становится рыхлой. Вспашка – один из способов ухода за почвой.

Читайте также:  Какие домашние цветы любят кислую почву

(Слайд 10) При осенней перекопке комки не разбивают, т.к. зимой лучше задерживается снег, а весной почва хорошо пропитывается водой. Рыхлят перед посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой почве лучше прорастают семена, хорошо развиваются корни растений.
(Перекопка, рыхление, вспашка)

(Слайд 11) «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»

— Что это значит? (Необходимо вносить в почву удобрения, чтобы пополнить запас минеральных солей.)
— А что вы знаете про удобрения? Что используют ваши родители? (Люди используют удобрения, изготовленные на заводе. Их обычно вносят в почву весной перед посевом. Вносят природные удобрения. — Какие? (Навоз, торф, куриный помёт).

(Слайд 12) — Растения, вырастая, забирают из почвы определенные вещества и истощают ее, делают менее плодородной. Вот почему почву необходимо удобрять. Лучшее удобрение – навоз. В этом органическом удобрении содержатся все необходимые растениям вещества. В почву также вносят и минеральные удобрения, содержащие необходимые растению минеральные соли.
«В поле свёз навоз- с поля хлеба воз».
— Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт
плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год посадить на одну и ту же грядку лук. Что будет?
— Что делают родители? (Меняют культуры).

(Слайд 13) Это называется севооборотом. Севооборот – смена культур на определённых участках земли.

(Слайд 14) «Снегу надует — хлеба прибудет».
— А как понимаете вы эту пословицу?
(Слайд 15) Снегозадержание – способ увеличения снежного покрова.

(слайд 16) Итак, мы выяснили, что может радовать почву: (Перекопка, рыхление,
Удобрения, Севооборот, Снегозадержание)


5.Самостоятельная работа.

(Слайд 17) Выбери правильные советы, как сохранить плодородие почвы:
1. Вносить много минеральных удобрений.
2. Тщательно рыхлить.
3. Поливать по мере надобности.
4. Уничтожать сорняки ядохимикатами.
5. Чередовать посевные культуры.
6. Все бытовые отходы закапывать в землю.
7.Удобрять почву перегноем.
8 . Засорять почву разлагающимися в ней отходами.
Ключ: 2, 3, 5, 7,8

6. Обобщение. Итог урока.
— Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу: выяснили, что даёт почва людям; выявили причины, которые ведут к разрушению почвы и рассмотрели пути охраны почвы.
— Подумайте, что будет, если убрать один из элементов нашей модели? (Например, севооборот или снегозадержание).
— А мы вернёмся к нашей пословице
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Правильно ли она звучит? ( Кто по — хозяйски относится к почве, того и она
благодарит своим плодородием).
— А люди каких профессий связаны с почвой? (Агрономы, почвоведы……)
Возможно, кто — то из вас в будущем выберет профессию, связанную с матушкой– землёй и, надеемся, будет к ней бережно относиться.

-(Слайд 18) А сейчас мы попробуем с вами создать мини проект по теме «Почва». Вам нужно будет нарисовать ребус на тему почва. Например

(Слайд 19) — а давайте попробуем создать знаки охраны почвы.
7.Домашнее задание (на выбор):.
1) Написать письмо «Матушки–земли» к людям (просьба, жалоба, пожелание).

Источник

Adblock
detector