Меню

Урок виды почв для

Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Скачать:

Вложение Размер
konmpekt_uroka_po_om_.docx 40.99 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру

  1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
  2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Оборудование: карта «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.

I – Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

II –Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:

«Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

А я все терплю и добром плачу». (слайд)

Ну, конечно, это земля, наша кормилица.

А как по – другому можно назвать землю? (Почва)

Тема нашего урока:

«Какие бывают почвы» (слайд)

Сегодня на уроке мы будем:

Исследовать : состав почвы

Знать: типы почвы России и своего края.

Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Но об этом мы поговорим позже.

А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.

III – Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.

  1. Тест – задание: «Подземные богатства».

А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».

  1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

  1. Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

  1. Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

  1. Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

А) каменный уголь, песок, газ;

Б) газ, нефть, известняк;

В) железная руда, торф, глина.

  1. Самопроверка (по слайду).
  1. б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б

Доска «5» ————все выполнено верно

Передайте листочки мне.

3.Выставка работ учащихся.

Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).

  1. Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?

(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)

  1. Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.

IV. Работа над новой темой.

1. Введение в тему: «Какие бывают почвы?»

— Ребята, перед вами почва. ( Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.

2. Практическая работа по определению состава почвы.

Нагреем немного почвы. Что вы видите?

(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).

— Почему это происходит?

(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус .

Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)

В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух ). (Слайд)

Капнуть воду на стекло.

В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

О чем это говорит?

(В почве есть вода ). (Слайд).

Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).

-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).

-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина ). (Слайд)

Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).

-Кто догадался, что это такое? Это соль.

Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.

Сделаем вывод : В почве есть соли. (Слайд)

В ходе практической работы вырисовывается схема.

Вывод: Что входит в состав почвы?

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим, до лужайки добежим.

И на этой на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

3. Какие бывают почвы?

а) В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот, что они выяснили, мы узнаем:

б) когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.

( Рассматривание основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)

1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.

(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).

2. Чем отличаются почвы? (по цвету).

3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают на вопросы, работая по учебнику).

Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».

Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.

1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.

  1. Тундровые почвы →
  2. Подзолистые почвы →
  3. Серые лесные почвы →
  4. Черноземные почвы →
  5. Болотные почвы →
  6. Луговые почвы →

2 группа: Ответить на вопросы

1. Самые распространенные почвы России__________________

2. Самые плодородные почвы России_______________________

3. Что еще можно сказать о черноземах?

4. Чем интересны болотные почвы?

Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.

4. Почвы нашего края. (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).

Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.

1). Западную, центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.

— Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)

Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.

Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.

2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы. Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.

3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.

4. На востоке Курского и на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).

5. В Манычской впадине распространены солончаки.

Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.

На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.

Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.

V. Закрепление изученного.

  1. Скажите:
  2. 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»); Слайд.
  3. 2) что входит в состав почвы?;
  4. 3) какие типы почв вы знаете?;
  5. 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?

Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)

«Какие бывают почвы?»

  1. Почва состоит из: (дополнить).

2. Плодородие почвы зависит от количества________________

3. Основные типы почв: ( Продолжи)

Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы г) песчаные

б) каштановые д) серые лесные

в) болотные е) солончаки

ж) горные черноземы

Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).

Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.

  1. Понравился вам урок?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что взяли для себя?
  1. Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
  2. Изучить материал по карточке № 3
  3. Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».

Тест – задание: «Подземные богатства».

1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

2) Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

3)Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

  1. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Источник

План-конспект урока «типы почв».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Типы почв. Понятие о плодородии. Оценка урожайности.

Образовательная: объяснить учащимся, что такое плодородие, почва, расширить кругозор учащихся.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, лопата.

Основные понятия урока: почва, плодородие.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

III . Изложение нового программного материала:

1. Понятие и типы почв.

2. Понятие о плодородии.

3. Оценка урожайности.

IV . Закрепление пройденного материала.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1.Сельское хозяйство, как важнейшая отрасль населения.

2. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

3. Подготовка хранилищ к закладке урожая.

4. Хранение сельскохозяйственных продуктов.

III . Изложение нового программного материала:

Понятие и типы почв.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Основные типы почв.

Торф. Редко, но все же встречаются сады с очень торфянистыми почвами, обычно в сырой и болотистой местности (например, область торфяных болот в Восточной Англии). Торфянистая почва темного цвета, обладает легкой, губчатой структурой и богата волокнами: если горсть торфа сжать в ладони, он быстро восстановит исходную форму. Торфянистые почвы способны впитывать и удерживать большое количество воды, которая иногда поднимается к самой поверхности. Дренирование такой почвы иногда становится проблемой, но зато она очень плодородна и легко обрабатывается. Хорошо растут примулы и лилии, а также голубой мак.

Известь. Почвы, содержащие известь, могут быть очень разными. В худшем случае это сухие и каменистые почвы, содержащие твердый мел и известняк. В лучшем — несмотря на щелочную реакцию, почва может оказаться отличным плодородным суглинком. Чрезмерная щелочная реакция может вызвать пожелтение листьев (хлороз) у некоторых растений, например, у камелий. Эту обедненную каменистую почву трудно обрабатывать, а в сырую погоду она делается мягкой и клейкой. Не всем растениям под силу справиться с такой почвой, и все же некоторые предпочитают ее: ладанник, розмарин и гвоздики чувствуют себя на ней совсем неплохо.

Песок. Песчаные почвы рыхлые, легко дренируются, их легче всего обрабатывать, вам даже не придется очищать инструменты. Почва быстро прогревается весной, а значит, хороша для получения ранних урожаев. Многие растения хорошо растут на песчаных почвах, но будьте осторожны с видами, имеющими поверхностную корневую систему. При условии кислой реакции (рН ниже 7) даже летние верески и рододендроны будут расти отлично. Рыхлость песчаных почв им по душе; обеспечьте достаточный полив, и они будут процветать.

Глина. Это, пожалуй, самый сложный тип почв для садовода. Зимой глина промерзает, становится сырой и клейкой, обрабатывать участок нельзя, иначе почва утрамбуется в твердую массу. Растения в буквальном смысле тонут, если глинистая почва заболачивается. Летом же она может пересохнуть и потрескаться. Из-за плохого дренажа влага удаляется только испарением. Прополка всегда трудна. Сеянцы в холодное время не могут пробиться сквозь корку, в летнюю жару они вянут.

Понятие о плодородии.

Плодородие является качественным свойством почвы, ее специфической особенностью. Почва и ее плодородие неотделимы одно от другого как количество и качество, как форма и содержание. Под плодородием необходимо понимать способность почвы производить урожай растений. Эти условия сводятся в основном к следующему:

1. Почва должна заключать в себе в достаточном количестве и в удобоусвояемой форме все необходимые для питания растений вещества.

2. Почва должна содержать в себе достаточное количество влаги.

3. В почве должны быть благоприятные тепловые условия.

4. В почве должен находиться воздух, необходимый для дыхания корней растений и жизнедеятельности микроорганизмов.

5. В почве не должно быть вредных для растений соединений.

6. Почва должна иметь реакцию, близкую к нейтральной.

7. В почве должны отсутствовать болезнетворные для культурных растений бактерии и грибы, а также насекомые — вредители сельскохозяйственных растений.

8. Почва должна быть чистой от сорняков и обладать известной рыхлостью, обеспечивающей свободное развитие корневой системы растений.

3. Оценка урожайности.

К оценке урожайности относится:

урожайность на корню перед началом своевременной уборки;

фактический сбор с гектара (в первоначально оприходованном весе и после доработки).

Фактический сбор учитывают вначале в первоначально оприходованном весе, а затем в фактическом весе зерна после доработки, а также в пересчете на стандартную влажность.

Видовый урожай — по состоянию посевов определяют путем глазомерной оценки посевов в разные периоды их развития. При глазомерной оценке в зависимости от времени оценки принимаются во внимание густота всходов, степень развития растений, степень кущения, соответствующая густота стояния растений, величина колоса и т. д. Оценка посевов производится агрономическим персоналом и выражается в сравнительной качественной характеристике (плохие, ниже среднего, средние, выше среднего, хорошие), баллах (1, 2, 3, 4, 5), центнерах, в процентах к среднему уровню.

Урожайность на корню перед началом своевременной уборки может быть определена тремя способами: глазомерно, путем тщательного осмотра посевов перед уборкой (так называемый субъективный метод); инструментально, путем выборочного наложения метровок на посевы перед уборкой (объективный метод); путем вычисления (методом балансовых расчетов) на основании сплошных данных о фактическом сборе и выборочных данных о потерях. Урожай на корню перед началом своевременной уборки и амбарный урожай отличаются на величину действительных потерь. Однако урожай на корню и потери могут быть определены лишь приближенно.

Фактический сбор урожая во время уборки учитывается в физическом весе без скидок на последующие отходы (по зерну при комбайновой уборке в так называемом бункерном весе). Такой учет необходим для контроля за дальнейшим движением продукции. Однако из-за значительных колебаний влажности и засоренности зерна, семян подсолнечника и другой продукции этот показатель не вполне сопоставимый. Чистый сбор урожая какой-либо культуры есть фактический сбор (после доработки) за вычетом израсходованных на этот урожай семян.

IV . Закрепление пройденного материала.

Что такое почва?

Какие типы почв Вы знаете?

С помощью каких показателей можно оценить почву?

Источник

Читайте также:  Какие удобрения вы знаете для чего их используют
Adblock
detector