Меню

Урок животные почвы 3 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Тема: Обитатели почвы

Цель: знакомство с обитателями почвы.

Задачи:

познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и рас­тительного мира, обитающего в почве;

развивать речь, мышление учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Скачать:

Вложение Размер
otkryty_urok.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обитатели почвы

Цель: знакомство с обитателями почвы.

— познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и растительного мира, обитающего в почве;

— развивать речь, мышление учащихся;

— воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование : мультимедийная презентация, тексты для сообщений, энциклопедии, учебники.

Загадка: Всех кормит, а сама есть не просит (слайд1)

2. Актуализация опорных знаний

— Что такое почва?

— Из чего она состоит?

— От чего зависит плодородие почвы?

3. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы познакомимся обитателями почвы и выясним какую роль они играют в повышении плодородия почвы.

4. Работа по теме урока.

А) Загадка: Без рук, без ног, на брюхе ползет

Дождевой червь (слайд 2).

Б) Нас миллионы, миллиарды

Обитаем мы везде,

В почве, в воздухе, воде.

Но увидеть нас ты сможешь только с мощным микроскопом.

Бактерии и микробы (слайд 3)

В) В одежде богатой,

Да сам, слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видит он солнца

Г) Стоит Антошка на одной ножке,

Сам шляпы не снимает, но всяк ему поклонится

— Вот мы узнали названия основных представителей подземного царства, но о том какую роль в жизни почвы они играют – не знаем. Чтобы узнать это вы должны немного поработать самостоятельно.

5. Самостоятельная работа в группах

(Деление на группы с осуществлением дифференцированного подхода.)

— В течении 7 минут вы готовите сообщения о данных представителях , а затем делитесь знаниями со всеми.

А) Работа с текстами;

В) С энциклопедиями.

А) Выслушивание сообщений, дополнения

7. Решение экологической задачи

На 1 кв.метре живет 50 особей дождевых червей. За год они перерабатывают 50 тысяч почвенной массы. Сколько тонн почвы может переработать 1 дождевой червь?

Сочинить сказки об обитателях почвы

Приложение: тексты для работы в группах

Все знают, что кроты живут под землей. Не потому, что боятся дневного света. Просто воздух на поверхности для этого жителя влажного подземелья очень сухой. У каждого крота есть дом, где он живет – уютное гнездышко, от которого в разные стороны расходится множество ходов. Выкопанную землю крот выталкивает на поверхность. На этом месте образуются земляные холмики — кротовины.

Под землей можно найти много вкусных корешков и клубней, но и любит совсем другую пищу, Дождевые черви, личинки насекомых, прячущиеся в норках жабы ему гораздо больше по вкусу. Тонкий слух помогает ему безошибочно находить добычу. Даже самое тихое шуршание крот слышит на расстоянии нескольких метров. Зато глазки у крота очень маленькие. Размером с маковое зернышко. За день крот съедает стол корма сколько весит сам Зимой крот не впадает в спячку, а уходит еще глубже под землю и продолжает охотится.

Крот — очень полезный зверек, ведь он уничтожает огромное количество вредных насекомых, а так же прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 см. Они порой перерывают до 4 тонн земли в год.

Почва населена огромным количеством микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Кроме них : в почве живут черви, клещи, жуки, муравьи, кроты, суслики, хомяки, сурки и др.

При этом большая часть их массы приходится на долю дождевых червей (50-90%). На рыхлой огородной или садовой земле часто можно увидеть дырки, будто кто-то ткнул карандашом или прутиком. Земля вокруг дырок вздыблена небольшим валиком, значит, дырки проткнул этот «кто-то изнутри, Это норки дождевого червя, живущего в почве. Особенно много таких дырок появляется после обильного дождя. Вода вытесняет воздух из почвы, кислорода на глубине не хватает, вот черви и выползают на поверхность. Дышит червь всей поверхностью тела, но для этого кожа его должна быть все время влажной.

Тело червя заострено спереди и сзади, это облегчает ему передвижение в почзе как вперед, так и назад, но передний конец толще и мускулистей. Прокладывая ход в земле, червь работает им как клином, раздвигая частицы почвы в стороны. Длина обычного дождевого червя от 3 до 15 см, но встречаются и великаны ростом до 40 см. Дождевой червь не только прорывает, но и проедает себе дорогу: заглатывает крошечные частицы почвы, пропускает их через кишечник и выбрасывает из своего тела назад. Таким образом, он удобряет почву веществами, которые легко усваиваются растениями. При этом подземные труженики основательно разрыхляют и перемешивают слои почвы, способствуют ее лучшей вентиляции, увеличению толщины плодородного слоя. Чарльз Дарвин писал, что до применения плуга почва «правильно обрабатывалась червями. Вот почему сейчас дождевых червей стали выращивать в специальных питомниках и вносить в почву для повышения урожайности.

Микробы и бактерии

Почву населяют миллионы микроорганизмов, таких как микробы и бактерии. В одном грамме почвы содержатся 400 миллионов бактерий, 2 миллиона грибков, 1 миллион водорослей и других организмов, число и разнообразие которых неизмеримо. По всему земному шару каждое мгновение умирают животные и растительные организмы. Трупы животных, остатки растений разлагаются, истлевают под нашим влиянием и становятся основной частью почвы — перегноем. Микробы расчищают дорогу новой жизни, вызывая брожение и гниение, способствуют выделению в огромном количестве углекислого газа. Его поглощают из воздуха своими листьями зеленые растения. А еще благодаря их деятельности в почве из растительного и белкового материала образуется ГУМУС, из которого получаются необходимые для растений питательные вещества.

Особо следует отметить роль грибов в жизни лесной почвы. То, что у нас лежит в корзинке — это только их плодовые тела, которые вылезли на поверхность, чтобы рассеять свои споры для размножения. А главная жизнь грибов проходит в земле — там тонкие нити грибницы производят огромную работу, они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток, шишек и других растительных остатков.

Источник

Презентация по окружающему миру 3 класс НИШ «Обитатели почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБИТАТЕЛИ ПОДЗЕМНЫХ ЛАБИРИНТОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: МАТВЕЕВА И.В.

БЕЗЖИЗНЕННЫХ ПОЧВ НЕТ! В средней полосе России на каждом квадратном метре почвы обитает около 1000 разных видов животных.

В И Д И М Ы Е ЖИВОТНЫЕ НЕВИДИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПОСТОЯННЫЕ ЧАСТЬ ПОЧВА- ОБИТАТЕЛИ ЖИЗНИ ВРЕМЕННОЕ (кроты, дожде- В ПОЧВЕ УКРЫТИЕ вые черви, бес- (саранча, (змеи, ящерицы, крылые насеко- жуки, ко- суслики,барсуки, мые) мары-дол- лисы, мыши) гоножки)

1. ПОСТОЯННЫЕ ОБИТАТЕЛИ КРОТ

2. ЛИЧИНКИ В ПОЧВЕ, А ВЗРОСЛЫЕ В НАЗЕМНО-ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ ЛИЧИНКИ САРАНЧИ

3. НОРЫ В ПОЧВЕ ДЛЯ УКРЫТИЯ МЫШЬ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 881 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1373751

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План-конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: «Обитатели почвы». УМК «Гармония»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Парначёва Л.А., учитель начальных классов, школа № 58, город Севастополь.

Предмет «Окружающий мир», 3 класс.
Ресурсы: УМК «Гармония», учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», печатная тетрадь №1 О.Т. Поглазовой, В. Д. Шилиной.

Тема урока: «Обитатели почвы».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить обучающихся со значением почвы для всех живых организмов; показать их взаимосвязь, способствовать формированию представления о круговороте органических и минеральных веществ в почве; продолжить формировать у учащихся умения работать с текстом, способствовать развитию воображения, воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям.

Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.

Регулятивные — воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.

Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.

Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с изображением животных, карточки для моделирования веществ в почве, схемы-опоры, текст рассказа «Уважайте жизнь дождевого червяка».

Самоопределение к деятельности.

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять. (земля)

Актуализация опорных знаний.

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного мешка – двадцать. Горсть семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.
—Сказка это или нет?

—Как называется эта чудесная кладовая?

У слова земля несколько значений.

—Как сказать по-другому? (почва)

—Что такое почва?
—Какие почвы самые плодородные?

2. Работа в парах. Составление карты понятий «Состав почвы»

3. Самопроверка по таблице

Постановка учебной задачи.

Образование почвы на земле началось с появления живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров.
Схема-опора «Кто участвует в образовании почвы» (растения, лишайники, микроорганизмы).
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.
—Кто еще селится в почве? (грызуны, насекомые, черви, многоножки, кроты).
Разгадывание кроссворда (тетрадь страница 43, задание №47)
—Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Изучение нового материала.

Вводная беседа (актуализация жизненного опыта).

—Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши?

—Чем обитатели почвы отличаются от других животных?

Работа с учебником (страница 115-117).
—Какова роль почвы в жизни растений и животных?

Работа по карточкам.

—Это животные почвы, напишите как они называются?

—Что ты о них знаешь?

—Откуда у тебя эта информация.

Коллективное обсуждение работы.

Первичное закрепление изученного материала.

Работа по рисункам учебника (страница 116).

Решение проблемной ситуации.

—Как взаимодействуют растений и животные почвы?

Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.

—Что изображают конвейер и стрелка?

Это условное изображение одного из круговоротов веществ в природе. В нем главную роль играют почва и её обитатели.

Чтение и обсуждение рассказа «Уважайте жизнь дождевого червяка».

Работа в группах. Составление правил гигиены.

—Какие правила гигиены нужно выполнять при работе с почвой?

4. Самопроверка по эталону.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие животные живут на разных глубинах почвы?

Какие живые организмы, обитающие в почве, опасны для человека?

Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая с почвой?

Какие животные рыхлят почву и помогают проникнуть в неё воздуху?

Самоанализ учебной деятельности.
Закончите предложение.
На уроке по теме «Обитатели почвы» я:
—узнал (-а)……..—понял (-а)……..—буду…….

Самооценка деятельности.
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый.

Домашнее задание.
Страница 117, задание 1-4.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 881 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Обитатели почвы».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить обучающихся со значением почвы для всех живых организмов; показать их взаимосвязь, способствовать формированию представления о круговороте органических и минеральных веществ в почве; продолжить формировать у учащихся умения работать с текстом, способствовать развитию воображения, воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям.

1. Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.

2.1. Регулятивные — воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.

2.2. Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.

2.3. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

3. Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с изображением животных, карточки для моделирования веществ в почве, схемы-опоры, текст рассказа «Уважайте жизнь дождевого червяка».

Источник

Читайте также:  Сталинский поход за большевистский сев за высокий урожай
Adblock
detector