Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»
Урок по теме : ПОЧВА
формировать понятие «почва»;
познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;
раскрыть роль почвы в жизни растений;
формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;
уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;
развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;
прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?
Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?
Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
Итак, тема нашего урока……
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
— Почему в этих местах нет почвы?
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
IV. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.
— Научные сотрудники работают по плану.
— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
(Выслушиваются ответы детей.
* Что такое почва?
— Зачем человеку нужны знания о почве?
(Выслушиваются ответы дете
— Приступим к работе, следуя составленному плану.
1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?
Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.
Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
А что значит «плодородный»?
Что такое плодородие?
Плодородие – главное свойство почвы.
Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
— Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
В кранах я живу всегда.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
V. Проведение опытов.
— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь
— Через лупу рассмотрите почву.
— Запишите свои наблюдения в таблицу.
— Какие частицы вы увидели?
(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
— Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
— В почве есть воздух.
— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).
Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?
Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.
(Дети внимательно наблюдают.)
— Что же это такое?
— Вода и минеральные соли.
— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике
Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:
чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;
вывод и запись в тетрадь:
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
— Правильно. Познакомимся с видами почв.
— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
— Итак, каковы результаты?
— Какая почва находится в первом пакете?
( Цвет черный, жирная, если трогать руками)
— Во втором пакете?
( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)
— В третьем пакете?
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
(опора)
В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.
— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.
— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.
— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
— Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
1. — Давайте подведём итог.
— Что такое почва?
— Какая почва называется плодородной?
— Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)
Вы читаете их и выбираете ответ.
— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:
2.Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы
— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
— Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
— Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
— Наш рабочий день подошел к концу.
— На все ли пункты плана ответили? (Нет)
— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.
Источник
Конспект урока окружающий мир на тему: » Почва и ее свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок окружающий мир 3 класс
Тема урока : Почва и ее свойства
— сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойства;
— развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес;
-воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: образцы почв ( раздаточный материал),чашка фарфоровая, стеклянные палочки, стеклянные стаканы, спиртовка, пипетка, спички ,компьютер, мультимедийный проектор
— Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
11. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
Есть просто храм, есть храм науки
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
— Без какой святыни природы его жизнь не возможна? ( Без земли)
111. Сообщение темы и цели урока
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
( А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: « Земля — чтобы жить ».
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает.
Итак, тема нашего урока: почва и ее состав
Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ «Чудесная кладовая»
( М.Ильин,Е.Сегал)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?
Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- за парту тихо сесть.
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
– Какими свойствами она обладает?
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
– Только ли человеку нужна почва? (Выслушиваются ответы детей)
– Зачем человеку нужны знания о почве? ( Выслушиваются ответы детей)
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? ( Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? ( Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых) ?
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. ( Дети записывают в таблицу «перегной»)
Что будете проверять в результате опыта ? ( Состав почвы .)
Оборудование : стакан , вода , комок почвы .
Положи в стакан с водой комок почвы .
Вывод : в почве есть воздух .
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха , выходящие из комочка почвы .
Оборудование : сковородка , спиртовка , стекло .
Вывод : в почве есть вода .
Учащиеся рисуют капельки воды , выпаренной из почвы .
Вывод : в состав почвы входят глина , песок , воздух , остатки растений , перегной , живые организмы ( микробы ).
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . ( вода
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. ( Минеральные соли, перегной)
Вывод : почва возникает и развивается под воздействием живых организмов , в основном растений . Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках . Какая почва лучше удерживает влагу ? Выбери правильный ответ .
А) Почва , в которой больше песка .
Б) Почва , в которой больше глины .
Есть ли почва на Луне , на других планетах Солнечной системы ? Объясни своё мнение . Какую пользу почве приносит дождевой червь ? Узнай у родителей , какая почва на твоём дачном участке . Что в ней больше : песка , глины , перегноя . Что , по твоему мнению , нужно сделать , чтобы улучшить свойства почвы ?
— А сейчас заключительный разговор . Легко ли вы справлялись с заданиями ? В чём вы испытывали затруднения ? С каким настроением вы работали ? Что расскажите дома об уроке ? Что узнали о почве ? Все вы были дружными , активными , проявляли смекалку , ум . И все вы заслуживаете благодарности .
Источник