Меню

Уроки окружающего мира свойства почвы

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру «Почва и её свойства»»

Урок по теме : ПОЧВА

формировать понятие «почва»;

познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;

раскрыть роль почвы в жизни растений;

формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;

уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;

прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем? Каково её научное название?

Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Итак, тема нашего урока……

— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)

— Почему в этих местах нет почвы?

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. — С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

IV. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

(Выслушиваются ответы детей.

* Что такое почва?

— Зачем человеку нужны знания о почве?

(Выслушиваются ответы дете

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?

Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.

Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

А что значит «плодородный»?

Что такое плодородие?

Плодородие – главное свойство почвы.

Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

Почему же почва плодородна?

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,

Читайте также:  Праздник урожая как отмечали

В кранах я живу всегда.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

V. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу.

— Какие частицы вы увидели?

(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

— Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают «перегной»)

— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

— В почве есть воздух.

— Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

— Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)

Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?

Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.

(Дети внимательно наблюдают.)

— Что же это такое?

— Вода и минеральные соли.

— О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике

Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:

чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;

вывод и запись в тетрадь:

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.

— Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)

— Правильно. Познакомимся с видами почв.

— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.

-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.

— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

— Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.

— В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.

— Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы».

(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)

Итак, каковы результаты?

— Какая почва находится в первом пакете?

( Цвет черный, жирная, если трогать руками)

— Во втором пакете?

( Цвет желто — красный. Скатывается в комок)

В третьем пакете?

( Преобладает песок. Цвет серый.)

-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.

— От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

(опора)

В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.

— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.

— Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.

— По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?

— Как сохранить плодородие почвы?

(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

1. — Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины?

(Только почва обладает плодородием.)

1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.

— Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)

Вы читаете их и выбираете ответ.

— А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:

2.Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы

— Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Читайте также:  Обработка почвы паровых полей

— Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы — плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.

— Наш рабочий день подошел к концу.

— На все ли пункты плана ответили? (Нет)

— Поэтому часть работы предлагаю взять домой.

Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.

Источник

Конспект урока окружающий мир на тему: » Почва и ее свойства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок окружающий мир 3 класс

Тема урока : Почва и ее свойства

— сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойства;

— развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес;

-воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества; в процессе постановки опытов – аккуратность.

Оборудование: образцы почв ( раздаточный материал),чашка фарфоровая, стеклянные палочки, стеклянные стаканы, спиртовка, пипетка, спички ,компьютер, мультимедийный проектор

— Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

11. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

Есть просто храм, есть храм науки

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и

— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?

— Без какой святыни природы его жизнь не возможна? ( Без земли)

111. Сообщение темы и цели урока

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
( А. Тетивкин)
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы понимаете такие слова: « Земля — чтобы жить ».
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает.
Итак, тема нашего урока: почва и ее состав

Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ «Чудесная кладовая»

( М.Ильин,Е.Сегал)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
— Приведите свои примеры из жизни (весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)
— Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
— Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.
— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…
— Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений?

Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- за парту тихо сесть.

Читайте также:  Турецкий тюрбан тыква выращивание

– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

– Какими свойствами она обладает?

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва? (Выслушиваются ответы детей)

– Зачем человеку нужны знания о почве? ( Выслушиваются ответы детей)

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?

Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? ( Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)

Правила работы в учебной лаборатории

– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? ( Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых) ?

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. ( Дети записывают в таблицу «перегной»)

Что будете проверять в результате опыта ? ( Состав почвы .)

Оборудование : стакан , вода , комок почвы .

Положи в стакан с водой комок почвы .

Вывод : в почве есть воздух .

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха , выходящие из комочка почвы .

Оборудование : сковородка , спиртовка , стекло .

Вывод : в почве есть вода .

Учащиеся рисуют капельки воды , выпаренной из почвы .

Вывод : в состав почвы входят глина , песок , воздух , остатки растений , перегной , живые организмы ( микробы ).

– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. ( Воздух.)

Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я . ( вода

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. ( Песок.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. ( Глина.)

– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. ( Минеральные соли, перегной)

Вывод : почва возникает и развивается под воздействием живых организмов , в основном растений . Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому .

Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках . Какая почва лучше удерживает влагу ? Выбери правильный ответ .

А) Почва , в которой больше песка .

Б) Почва , в которой больше глины .

Есть ли почва на Луне , на других планетах Солнечной системы ? Объясни своё мнение . Какую пользу почве приносит дождевой червь ? Узнай у родителей , какая почва на твоём дачном участке . Что в ней больше : песка , глины , перегноя . Что , по твоему мнению , нужно сделать , чтобы улучшить свойства почвы ?

— А сейчас заключительный разговор . Легко ли вы справлялись с заданиями ? В чём вы испытывали затруднения ? С каким настроением вы работали ? Что расскажите дома об уроке ? Что узнали о почве ? Все вы были дружными , активными , проявляли смекалку , ум . И все вы заслуживаете благодарности .

Источник

Adblock
detector