Меню

Уроки работа с почвой

Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
okr_mir_pochva_3_klass.docx 27.92 КБ
pochva_3_klass.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

  1. Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
  1. Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.

3. Расширить сведения о почве.

  1. Способствовать готовности слушанию собеседника;
  2. Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  3. Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
  1. Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
  1. Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
  1. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

I. Самоопределение к деятельности урока.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

II. Постановка проблемной учебной задачи.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие нового знания.

— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва ?

3. Свойства почвы ?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы .

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.

Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдём ко 2 пункту плана.

— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1) .

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы .

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2) .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы .

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан .

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3) .

1. Возьмите горшок с почвой .

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4) .

1. Возьмите посуду с почвой .

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух .

2. В почве есть вода .

3. Почва не удерживает воду .

4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

— Это главное свойство почвы .

— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

VI. Первичное закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)

2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .

Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .

Источник

Конспект урока на тему «Обработка почвы с помощью лопаты»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

«Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением».

Открытый урок по теме:

«Обработка почвы с помощью лопаты».

Выполнила учитель сельскохозяйственного труда Горбунова Е. П.

2020-2021 учебный год

Тема урока «Обработка почвы с помощью лопаты».

— Закрепить знания учащихся о значении и правилах обработки почвы, а также с инструментами, используемыми для этого.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении ручного инвентаря для обработки почвы.

— рассказать о практической значимости лопаты и использовании её человеком.

формировать навыки анализа и синтеза в процессе распознавания ручного инвентаря;

— расширение активного словаря учащихся путём использования терминов;

— развивать наблюдательность, память, планировать последовательность выполнения задания, корректировать устойчивое представление об эталоне работы.

— воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы.

Наглядные пособия: инструкционные карты, учебник «Сельскохозяйственный труд» 6 класса Е.А. Ковалева, мультимедийная презентация.

Подготовка учащихся к работе на уроке .

— Сегодня у нас гости, поздоровались с ними, ребята.

Проверить готовность учащихся к уроку .

— Все ли готовы к уроку? На столе должны лежать учебник, тетрадь, ручка, дневник. Выровняли все спинки, руки на парту.

Психологический настрой на работу .

— Надели на палку

II. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

(Карточки читают дети)

Почва — верхний слой земли, на которой растут растения. Разработка почвы как один из приемов повышения урожайности культур.
Виды обработки почвы – вспашка плугом, перекопка лопатой.

Почва — верхний слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения. Плодородие почвы повышается при правильной ее обработке и внесении удобрений. Виды обработки – вспашка, культивация

Почва — среда обитания растительных организмов

Почва – среда обитания животных организмов

Какое значение имеет обработка почвы?

Какие виды обработки почвы вы знаете?

Как обрабатывают почву на больших площадях?

Как обрабатывают почву на небольших участках?

Обобщение учителем пройденной темы.

Человек с незапамятных времен обрабатывает почву и выращивает на ней самые разнообразные хлебные, овощные, фруктовые, ягодные и другие растения. Получаемый урожай необходим человеку для питания, а также для кормления домашних животных, изготовления тканей для пошива одежды, получения многих нужных веществ. Для посева и посадки цветочных и культурно-декоративных растений, почву нужно обрабатывать. Если площадь большая, то почву обрабатывают тракторами, к которым прикрепляют плуги, бороны, культиваторы. А на небольших участках почву обрабатывают с помощью ручных инструментов, которых вы видите.

III. Изучение нового материала.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о перекопки почвы лопатой.

Тема нашего урока читают дети хором.

На небольших участках, где плугом пахать нельзя, почву перекапывают вручную. Перекопка почвы лопатой – это ручная обработка почвы.

При перекопке почвенный слой разрыхляется. В рыхлую почву легче проникает вода и воздух, в ней больше накапливается элементов питания для растений. На такой почве растения хорошо растут.

Для перекопки почвы применяют лопату.

Лопата состоит из деревянного черенка (ручки) и железного штыка (полотна) высотой 27-28 см. черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздем. Верхние края штыка лопаты по обе стороны ушка (плечики) загнуты назад и книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой. Рыхлую почву перекапывают лопатой с закругленным штыком , уплотненную – с остроконечным штыком.

Ручка лопаты должна быть выше пояса работающего, но не доходить до плеча.

При перекопке лопатой захватывают определенную часть почвы, отрезают пласт, переворачивают его и укладывают движением от себя. Образуется борозда, которая отделяет перекопанную часть почвы от неперекопанной. Борозда имеет дно, стенку и боковую часть.

По стенке борозды определяют глубину перекопки.

Если копать почву на полный штык, глубина перекопки может быть равна 25-27 см, такую обработку почвы проводят под посадку картофеля, посев и посадку овощных культур. Чаще всего копают на глубину 20-22 см.

Требования к качеству перекапывания.

Одинаковая глубина перекапывания на всем участке.

Равномерность и слитность перекопки, то есть отсутствие не перекопанных мест.

Ровная поверхность перекопанной почвы.

Заделка сорняков и послеуборочных остатков на дно борозды.

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

Работа в тетради. Словарь: лопата, черенок, штык, глубина перекопки.

Учитель напоминает правила перекапывания почвы лопатой и правила безопасной работы лопатой.

Правила перекапывания почвы лопатой

лопата должна входить в почву на необходимую глубину (на полный штык, на полштыка);

захватить пласт почвы для перекопки шириной 13-15 см. Стенку борозды делать ровной;

при сбрасывании почвы с лопаты переворачивать почву и верхний ее слой класть вниз;

укладывать подрезанные пласты почвы на боковую часть борозды ровно и слитно. При перекапывании почвы непосредственно под посев или посадку растений комья в пластах разбивать лопатой.

Правилами безопасной работы лопатой

пользоваться лопатой только по назначению;

получая лопату, проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка;

переносить лопату к месту работы рабочей частью вниз;

работать на отведенном месте, во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на острый край;

работать спокойно, размеренно, не торопясь;

соблюдать правила перекапывания почвы лопатой.

Что нового узнали на уроке ?

— Понравился ли вам урок?

Какое значение имеет обработка почвы?

Какие виды обработки почвы вручную вы знаете?

Как устроена лопата?

Какие требования предъявляются к перекапыванию почвы?

V. Выставление отметок, анализ работы.

Дети получают отметки, учитель комментирует, почему именно такую отметку получил ученик.

Источник

Читайте также:  Почвенно химический анализ почвы
Adblock
detector