Меню

Урожай безударная непроверяемая гласная

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

  • рек а́ — ре́к и
  • барсу́к — бар­суч о́нок
  • при­ня́ ть — при­ня́ л , при­ня́ л а .

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

  • с о ли́ть — соль;
  • закр е пи́ть — кре́пкий;
  • в о зду́шный — во́здух;
  • в е сёлый — ве́село;
  • з е л е не́ть — зе́лень, зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы слова:

  • в о лна́ — во́лны;
  • в о да́ — во́ды;
  • тр а ва́ — тра́вы;
  • о кно́ — о́кна;
  • г о ра́ — го́ры;
  • н о си́ть —но́сит;
  • д е ржа́ть — де́ржит;
  • нак о рми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

  • с о ба́ка — с о ба́чка, с о ба́чища, соба́чий, (плыть) по-с о ба́чьему;
  • кр о ва́ть — кр о ва́тка, кр о ва́тный, при­кр о ва́тный;
  • к о мпо́т — к о мпо́тик, компо́тный;
  • упр а жне́ние — упр а жня́ть, упр а жня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, г а рн и зо́н, гастроно́м, г о р и зо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть,крапи́ва;
  • ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видеоурок

Источник

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Источник

Конспект урока непроверяемые безударные гласные

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разработка урока русского языка для 2 класса.

УМК «Школа России»

Составила: Мингалева Вера Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ Ярашъюская ООШ

Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками.

Урок получения новых знаний.

Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь; умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Поздороваемся со всеми, кто пришел к нам на урок.

Орфографическая минутка, чистописание.

На доске: с п к ж ч

Найдите лишнюю букву и объясните почему? (ж)

Пишем сочетание букв в тетради Жж.

Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф? ( у)

Дальше первый слог в слове Россия? ( ро)

Потом идет второй слог слова кожа? ( жа)

Дальше идет буква на который начинается слово йод? (й)

Какое слово получилось? Урожай

Объясните лексическое значение слово? Урожай – количество собранных овощей, фруктов, злаков.

Составим со словом предложение.

Осенью мы собрали богатый урожай. Запишем, подчеркнем орфограммы. Найдите главные члены предложения.

Самоопределение к деятельности.

На доске записано предложение:

На даче в лесу были разные птицы: стр.жи, в.р.бьи, ч.жи.

Прочитайте сначала глазками. Что нам надо сделать? Добавить буквы в слова.

На какое правило даны слова? Безударная гласная.

У вас на партах лежат конверты, в них карточки. Добавим нужную букву в словах и рядышком докажем, почему добавили именно ее.

Стр.жи-стриж, ч.жи-чиж, в.р.бьи- .

Проверка: в слове стрижи ударение падает на и, безударная гласная и. Проверочное слово стриж.

Какое слово вызвало у вас затруднение? Воробьи. Сколько безударных гласных в этом слове? 2.Сколько проверочных слов надо подобрать? 2

У меня на доске есть слова. Как называются такие слова? Родственные. Почему? У них одинаковый корень вороб. Найдите среди них проверочное? Воробушек.

Которую безударную гласную мы проверили? Вторую. Есть ли среди слов проверочное к первой безударной гласной? Нет

Какой вывод можно сделать?

Не все безударные гласные в корне можно проверить.

Поставьте учебные задачи:

На сегодняшнем уроке мы должны запомнить слова, в которых пишется

непроверяемая безударная гласная; научиться проверять безударную гласную в корне.

Работа по теме урока.

Презентация: слайд 1.

Прочитаем текст, который называется «Желтые мышки» и подумаем, почему он так называется? Как бы вы назвали?

Чтение одним учеником.

Ответы на вопросы.

Встретилось ли в стихотворении олицетворение?

Какие буквы добавили в слова и почему? Где можно проверить написание слов, в которых безударную гласную не смогли проверить? В словаре. Кто — нибудь может быть знает как называются такие словари? Орфографический.

Проверим написание слова ветерок. ( первый вариант) слово дорожка ( второй вариант)

Самостоятельная работа по словарю.

Прочитаем вывод со стр.104

Чем отличаются слова с последнего слайда? На них записаны слова с безударными гласными, которые нужно запомнить. Их еще называют словарные слова.

Презентация: слайды 5-9

Добавляем нужные буквы.

На обратной стороне доски работает ученик. Остальные выполняют упражнение в тетради. Проверка выполнения.

Подведение итогов урока.

Почему некоторые слова с безударной гласной нужно запоминать? Они не проверяются.

Что делать, если забыл или не знаешь, как писать? Посмотреть написание в словаре

Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? Орфографический.

Оценим свою работу на уроке. Каждый несколькими предложениями.

Я на сегодняшнем уроке……

Мне больше всего…..

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-339683

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Расшифровка удобрений для растений
Adblock
detector