Меню

Урожай это живая или неживая природа

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (экосистемы), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Природа — это.

Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».

В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество».

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, что еще называют биосфера), включающая в себя:

  1. водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  2. растительность (флора);
  3. животный мир (фауна);
  4. горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  5. погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:

    Объекты живой природы или живая природа – это все то, что двигается, питается, дышит, меняется, рождается и умирает. Сюда относится человек, растения, микроорганизмы, животные.

Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех.

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить в другом биоценозе (что это?). В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза.

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Природные явления

Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:

  1. по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  2. по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  3. по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  4. по масштабу распространения;
  5. по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет:

  1. Голос моря – в 2012 году из-за аномального холода замерзло побережье Черного моря в районе Одессы. Глыбы льда трескались под воздействием подводного течения, замерзали и трескались снова. Весь этот процесс сопровождался шумом, похожим на рев дикого зверя.
  2. Асператус – новый вид облаков, выявленный в 2006 году. Это громоздкие, кучерявые облака, которые внезапно появились на территории всей планеты, поэтому были занесены в Международную классификацию облаков.
  3. Кровавый прилив – явление, дважды замеченное учеными в 2018 году на австралийском побережье.

Вода вдруг становилась ярко-красной, что позднее было объяснено с разных точек зрения:

  1. скоплением одноклеточных организмов красного цвета;
  2. скоплением красных водорослей;
  3. выделением водорослями токсичных веществ.

Еще три раза кровавый прилив наблюдался ранее в разных частях земного шара.

  • Волны-убийцы – волны, которые в несколько раз превышают «классическое» цунами. Последнее не может быть выше 20 метров.
  • Шаровая молния – редкое явление, представляющее собой молнию в виде шара с радиусом до 20 см. Происхождение этой молнии отличается от обычной, так как она может появляться в любое время дня и ночи и в любую, даже ясную, погоду.
    » alt=»»>
  • Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    В природе все взаимосвязано, виды сосуществуют дополняя друг друга. В эту гармоничную концепцию не вписываются только люди, которые склонны пытаться подчинить или уничтожить все, что находится вокруг.

    Задумался вдруг, почему так? Допустим, под словом «Природа» понимают только лишь то, что находится в пределах Земли, но отделяют от этого такое понятие, как «Космос».

    Хотя строго говоря, космос ведь — этот тоже природа. Разве что объекты этой природы зачастую нельзя потрогать или приблизиться к ним, так как находятся они невообразимо дальше от человека. Но ведь например — падение метеорита, его можно назвать именно природным явлением!

    Источник

    Конспект занятия «Живая и неживая природа»

    наталия марунь
    Конспект занятия «Живая и неживая природа»

    Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

    Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

    Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

    Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

    Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

    Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

    Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

    Материал к занятию:

    1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

    б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

    2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

    6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

    1. Конверты с картинками живой и неживой природы;

    2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

    3. Солнышко для этапа рефлексии.

    Ход занятия

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Создание эмоционального настроя.

    — Добрый день, дорогие ребята.

    – Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

    Посмотри, мой милый друг,

    Что находится вокруг?

    Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,

    Тучка в небе проплывает.

    Поле, речка и трава,

    Горы, воздух и листва,

    Птицы, звери и леса,

    Гром, туманы и роса.

    Человек и время года.

    Это всё вокруг… (природа)

    1. С чего мы начнем свою работу?

    Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

    Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

    Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

    А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

    Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

    Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).

    А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

    ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

    Может человек сделать солнце? – Нет.

    Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

    — Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

    Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

    2. Работа в парах.

    Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

    Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

    Как мы выполняем работу? Сами.

    А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

    У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

    Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

    А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

    На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

    Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

    Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

    Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.

    1 группа – машина, книга, стол — предметы, которые сделаны руками человека;

    2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна — объекты природы.

    III. Выявление места и причины затруднения.

    — Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

    1. А что у вас вызвало затруднение?

    -не смогли разделить на 2 группы;

    – мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

    Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.

    Ребята, это что? – Луна.

    А как вы думаете, она относится к природе? Да.

    На Луне кто- то живет?

    Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

    А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

    ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

    — Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

    Постараемся помочь Лунтику? Да.

    А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

    Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых (ответы детей)

    IV. Проблемное объяснение нового знания.

    Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

    Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

    Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

    Питается — да, кушает;

    Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

    Движение – да, она двигается;

    Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

    Умирает – рано или поздно все живое умирает.

    Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

    И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

    На доске эталон:

    V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:

    Рождается – да, из яиц.

    Питается? – да, клюет зерна;

    Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

    Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

    Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

    А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

    Показываю на таблички и спрашиваю:

    Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.

    Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

    Детки есть? – НЕТ.

    Умирает? — НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

    ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

    ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

    Живая природа – это животные, растения;

    Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

    Игра «Живая и неживая природа»

    1. Применение знаний на практике.

    Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

    Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

    Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

    Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

    Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

    А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

    Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

    А что у меня в руках? (Стакан воды)

    А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)

    Без колец, без золота прожить мы сможем?

    А без ВОДЫ мы сможем?

    Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

    Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

    На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:

    — живые природные богатства

    неживые природные богатства

    Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

    Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

    Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

    А без солнца мы сможем?

    Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

    А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

    В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

    Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:

    Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:

    Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

    Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

    Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

    Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

    Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

    Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

    Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

    Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

    Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

    Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

    А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?

    Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

    Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

    2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

    Проживает

    У него рука – во лбу

    Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

    2. Дом по улице идёт,

    На работу всех везёт

    Не на курьих тонких ножках,

    А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

    3. Этот конь не ест овса,

    Вместо ног – два колеса.

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

    4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

    Чучело трёхглазое на одной ноге.

    Где машины движутся, где сошлись пути,

    Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

    5. Весной веселит,

    Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

    Итог занятия:

    1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

    2. На какие 2 группы можно разделить природу?

    3. Какие признаки живой природы мы знаем?

    4. Назовите богатство живой природы;

    5. Назовите богатство неживой природы;

    6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

    -В чем было затруднение и почему оно возникло?

    Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

    Мы достигли цели? (да)

    Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

    приложение: (текст к презентации)

    посмотри мой милый друг

    что находится вокруг

    небо светло голубое

    солнце светит золотое

    ветер листьями играет

    тучка в небе проплывает

    поле, речка и трава

    горы, воздух и листва,

    птицы, звери и леса

    гром, туманы и роса

    человек и время года это все вокруг природа!

    Природа — это то что существует без помощи человека!

    Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.

    Растения, животные, насекомые, птицы — они живые, они питаются, дышат, развиваются, растут поэтому относятся к живой природе. Человек — это тоже часть живой природы!

    А вот звезды, солнце, луна, камни, воздух, вода, ветер, снег, дождь, град — это неживая природа, почему? Потому что главные признаки отличия живых организмов от неживых тел это питание, рост, размножение.

    Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!

    Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

    напоит и смоет пыль с растений — дождик,

    снег укроет как одеялом,

    а лучи солнца согревают все живое на земле!

    Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки

    возле самого берега растет красавица ива на ее веточках сидит соловей и поет свою самую красивую песенку, на середине реки распустились белые и розовые водяные лилии, летают стрекозы и комары, которых ловко ловит зеленая лягушка. А вот проплывает утка со своими утятами, она в камышах учила своих деток искать червячков и жучков, а бобры строят себе дом. Здесь мы посмотрели связь живой и неживой природы. Река — это неживая природа, дом для многих растений, животных, насекомых, рыб. Растения — это живая природа, они помогают реке, благодарят ее за заботу. Например во время дождей деревья удерживают берег, скрепляют почву корнями, чтобы берег не размыло водой.

    Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного

    в природе все имеет свое место и значение.

    Источник

    Читайте также:  От чего зависит влагоемкость почвы
    Adblock
    detector