Конспект занятия «Что нам осень принесла?»
Елена Титова
Конспект занятия «Что нам осень принесла?»
• продолжать развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы по рисункам, развивать речевую фантазию; пробуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом, развивать сюжет;
• продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас, подбирать глаголы, сочетая их с существительными, учить объяснять значение слов.
Педагог читает отрывок из стихотворения:
Осень скверы украшает
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
На полях идет уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
— Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Как мы можем назвать одним словом все, что собираем в садах, на огороде, на полях? (Урожай) Как еще можно назвать то, что вырастил, и то, что собрали в лесу, на болоте?. (Дары осени) В какое время года мы собираем основной урожай? (Осенью) Осень нам дарит этот урожай. Вот почему наше сегодняшнее занятие называется «Дары осени». Что же дарит нам осень? (Последнее тепло, разноцветные листья)
— Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и скажите мне, что еще дарит нам осень:
Загадки про овощи
Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)
Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)
Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,
К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.
Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок.
Кушаешь — сладкая. (Морковь)
А что же это? (Свекла)
Загадки про фрукты
Само оно с кулачок,
Имеет красный бочок,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
Этот фрукт как неваляшка,
Одет в желтую рубашку.
В саду покой нарушив,
С дерева сорвалась… (Груша)
Она душистая такая,
Мякоть сладкая какая!
Полюбили мы отныне
Королев поля… (Дыни)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень. (Лимон)
— Ребята, так вы поняли, что еще дает нам осень? Правильно овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, травы, зерно… — все, то что поспевало и созревало летом.
-Осень называют заготовительницей. Почему? Почему осень – хлопотливая пора для животных, птиц, людей? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму – люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу; зимующие птицы прячут семена «про запас» в расщелины коры деревьев; животные, которые зимуют не спят, заготавливают пропитание впрок.)
На доске 7-8 рисунков на тему «Дары осени».
— Внимательно рассмотрите все рисунки и скажите, что в них общего, что их объединяет? Какое общее название вы бы могли дать этой выставке? («Дары осени».) Расскажите, что же дарит нам осень?
Заслушивание нескольких рассказов.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели
Зарядка повторяется 2-3 раза.
— Сегодня мы с вами отправимся в огород. Рассмотрите внимательно картинки «Сбор урожая на огороде» и ответе на вопросы. Когда собирают основной урожай на огороде? Что собирают на огороде? Назовите овощи, которые собирают только осенью? Какие инструменты необходимы человеку для работы на огороде? Зачем нужны грабли? (Рыхлить, ровнять) Лопата? (Копать, выкапывать, перекапывать.) Вилы? (Рыхлить) Лейка? (Поливать) Ножницы-секатор? (Срезать, обрезать) Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят) Где хранят собранный урожай? (В овощехранилище- хранение овощей.)
Игра-упражнение “Куда что положить?”
— Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.
Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать на тарелку красного цвета, а фрукты – на тарелку синего цвета. Ребёнок по желанию подходит к столу, берёт предмет и называет его,например: “помидор — это овощ” и кладёт его на тарелку красного цвета. (Если кто-то из детей затрудняется с ответом, воспитатель задаёт наводящие вопросы “У тебя овощ или фрукт?”, “На тарелку какого цвета надо положить фрукт?”.)
— Летом и осенью что можно приготовить из овощей?
Дидактическая игра «Из чего салат?»
Салат из овощей как называется? (Овощной)
Салат из огурцов? (Огуречный)
Из моркови? (Морковный)
Из свеклы? (Свекольный)
Из картошки? (Картофельный)
Из капусты? (Капустный)
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй- вниз.
— Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок- то в первую корзину, если съедобен корешок- то во вторую корзину. Все овощи разложены. Молодцы! Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему. Теперь мы с вами отправимся в сад.
Педагог предлагает детям составить рассказ «Урожай сада». Заслушивает 1-2 рассказа.
Катя и Петя отдыхали летом в деревне. Прошло лето, наступила осень. Осень- время сбора урожая в огороде и в саду. Дети помогали бабушке. Они…
— Ребята, чье продолжение вам понравилось больше? Почему?
На доске рисунки с изображением сбора урожая в саду.
— Что собирают осенью в саду? Какие фрукты? Какие ягоды? Как заготавливают их на зиму? (Сушат, варят, замораживают, отжимают сок) Как называются ягоды, растущие в саду? (Садовые)
Дидактические игры для развития связной речи Представляю Вашему вниманию игры для развития связной речи «Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение,.
Презентация: «Вода, вода кругом вода» Презентация :» Вода, вода кругом вода» Цель: Расширять представление детей о многообразии природы. Давать начальные представления о воде.
Источник
Конспект НОД «Осенний урожай» (группа компенсирующей направленности)
Ходжаева Светлана Владимировна
Конспект НОД «Осенний урожай» (группа компенсирующей направленности)
Цель:Закрепить знание детей об овощах и фруктах: упражнять применять полученные знания в предметно-практической, речевой, игровой и творческой деятельности.
1. Уточнить, закрепить и обобщить знания детей об овощах и фруктах.
2. Формировать понятие о месте произрастания овощей и фруктов.
1. Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивать мыслительные операции (обобщение, классификация).
3. Развивать зрительную память и слуховое внимание.
4. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности и самостоятельности.
2. Воспитывать аккуратность в работе с сыпучими материалами.
3. Воспитывать интерес к художественному творчеству.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Материал: Искусственное дерево, муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением огорода и фруктового сада, массажные дорожки, 2 корзинки, тарелочки, разноцветная манка, силуэты овощей и фруктов, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, угощение для детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, муляжей овощей и фруктов; беседы, дидактические и словесные игры, чтение художественной литературы.
Здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам, физкультминутка.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми заходит в зал.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.
Воспитатель: Посмотрите на меня и покажите свои глазки. Послушайте внимательно, что я вам приготовила.
Звучит отрывок песни.
Воспитатель: Какие знакомые названия овощей и фруктов вы услышали в этой песне
Воспитатель: Молодцы! А в какое время года мы убираем урожай овощей и фруктов?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Правильно. И сегодня я предлагаю вам немного потрудиться и собрать свойурожай овощей и фруктов и порадовать себя и наших гостей. Но для этого нужно слушать меня внимательно и выполнять так как я вам скажу и покажу! Хорошо!
Тогда идем за мной друг за другом!
Дети идут за воспитателем по массажным дорожкам.
Воспитатель: Вереницей мы идем
В сад волшебный попадем
Что с него мы соберем?
Воспитатель: Что встретилось на нашем пути!
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое и удивительное это дерево. Я предлагаю вам внимательно его рассмотреть.
Гимнастика для глаз:
— Внимательно посмотрите вверх, вниз, влево и вправо (2 раза)
Воспитатель: Все рассмотрели это дерево внимательно. Заметили, что на нем растет.
Очень странное на вид
Фрукты, овощи растут
Груш и яблок много тут.
Огурцы и помидоры
Апельсины и морковь
Все скорее ты сорви
И в корзины уложи.
— Но перед тем, как собрать урожай с нашего необыкновенного дерева, мы с вами вспомним, где растут фрукты и овощи. Но будьте внимательны, так как на этом дереве растут и фрукты и овощи.
Воспитатель предлагает детям присесть на цветочки-стульчики и проводит беседу.
Уточняем, какое время года, что осенью убирают урожай овощей и фруктов.
— А где растут овощи? Какие овощи растут у вас в огороде?
-Назовите одним словом.
— Где растут фрукты? Какие фрукты выросли в вашем саду?
Воспитатель обращает внимание детей на фон, где изображен фруктовый сад и огород.
— Молодцы! Теперь мы знаем, что фрукты растут в саду, а овощи –в огороде. И сейчас можно приступать к сбору урожая. Но сначала выполним небольшую разминку. Слушайте меня внимательно и повторяйте движения, которые я буду вам показывать.
На носочки я встаю (подняться на носочки)
Яблочки я достаю (руки поднять вверх)
С яблочком спешу домой (бег на месте)
Мамочке подарок мой (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Молодцы! Теперь можно приступать к сбору урожая. Но будьте внимательными. Срываем с дерева только один предмет и если это овощ, то кладем в зеленую корзинку, если фрукт- в красную корзинку.
Проводится дидактическая игра «Не ошибись»
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы дети! Правильно справились с заданием, потому что внимательно меня слушали.
-Те, кто собрал овощи будут огородниками.
-А те, кто собрал фрукты – садовниками.
Воспитатель обращает внимание детей на картину нарисованную на стене.
— Посмотрите на картину. На ней изображен сад и огород. Но мне кажется, что эта картина не закончена, Как вы думаете, что забыл изобразить художник?
Воспитатель: Я предлагаю вам немного потрудиться и украсить наши деревья фруктами, а грядки- овощами.
— Огородники, что у вас в корзине?
Воспитатель: Значит вы будете разукрашивать овощи (помидор, огурец, перец).
Воспитатель: Садовники, что у вас в корзине?
Воспитатель: А ваша команда разукрашивает фрукты (яблоко, груша, слива).
-Садитесь за столы и посмотрите, что у вас лежит на тарелочках.
На тарелочках лежат белые бумажные заготовки в виде овощей и фруктов.
-Сейчас вы возьмете краску нужного вам цвета и разукрасите свой предмет.
Воспитатель напоминает еще раз, что огородники разукрашивают овощи, а садовники- фрукты.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми (что на тарелочке, какого цвета, какую краску нужно взять).
Далее проводится пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Затем дети под музыкальное сопровождение приступают к работе (индивидуальная помощь воспитателя и педагога-психолога детям, которые затрудняются самостоятельно выполнить задание).
Воспитатель: Садовники, возьмите свои фрукты, подойдите к картине и приклейте к фруктовым деревьям. Огородники, возьмите свои заготовки и приклейте к грядкам.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какая красивая получилась у нас картина!
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу и угощает фруктами.
«Курочка Ряба в гостях у ребят» (группа компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ) Цель: речевое общение детей через драматизацию сказки курочка Ряба. Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Внимательно слушать сказку,.
Конспект интегрированного занятия «Полёт в страну Зима» (группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР) Задачи: закрепить представления детей о зиме. Учить находить заданный звук в словах. Закрепить технику рисования карандашом и вырезания.
«Осторожно, огонь». Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной группе компенсирующей направленности ОО «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Осторожно огонь» Цель: Закрепить знания о пожарной безопасности. Задачи: *Закрепить знания.
Конспект НОД по лепке в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Конспект НОД по лепке в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Образовательные задачи: — Закреплять приемы лепки: скатывание.
Конспект ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гости к осени» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема занятия “День рождения в лесу” Цель: развитие навыков.
Конспект занятия во второй младшей группе «Осенний урожай для Зайчика» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная Цели деятельности педагога: формирование.
Осенний утренник «Веснушка и дед Урожай в гостях у ребят» (подготовительная к школе группа) Осенний утренник «Веснушка и дед Урожай в гостях у ребят» Подготовительная школе группа «А» Воспитатели: Митрошкина П. Ю. Григорьева.
Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает.
Сценарий итогового мероприятия «Что за прелесть эти сказки» (группа компенсирующей направленности для детей ЗПР) Под музыку дети входят в зал. Вед: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта.
Источник