Культура речи. Стилистика (10 стр.)
• Собирательные числительные оба (обе), в отличие от других собирательных числительных, имеют более свободную сочетаемость с именами существительными. Они не сочетаются с существительными, имеющими только форму мн.ч. Так, предложение Стражники стояли у обеих ворот содержит речевую ошибку (следует говорить: У тех и у других ворот).
Числительные оба (обе) изменяются по родам, смешение форм рода этих имен числительных является речевой ошибкой (в обоих комиссиях, верно: в обеих комиссиях).
Упражнения
Упражнение 1. Определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.
1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, б. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова. 11. Меж дорических колонн и массивных декораций – Девять муз и трое граций.
Упражнение 2. Составьте словосочетания со словами.
1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, суждения, бакенбарды, медвежата, розвальни). 2. Три – трое (рельсы, люди, обыватели, шашки, носилки, медсестры, ошибки).
3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани, цыплята). 4. Пять – пятеро (строители, они, генералы, ворота, цифры, людишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (абитуриенты, гимнасты, хитрости, мечты). 6. Семь – семеро (вы, здоровых, львы, лица).
Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении числительных оба – обе, устраните и другие речевые ошибки.
1. Обои девочки были очень хорошенькие. 2. На обеих коленях были царапины. 3. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам красивейшей реки во Владимирской области. 4. Я обеими руками голосую за нее. 5. Синтаксическая связь может выражаться формой одного или обеих компонентов. 6. Теперь сыновья работают на манеже со своими женами. Обоих их зовут Коти (по-вашему значит Катя). 7. Если обращение находится в середине предложения, оно с обоих сторон выделяется запятыми. 8. У обоих претенденток на медаль равные шансы. 9. Декан недоволен обоими студентами. 10. Критики долго еще спорили об обеих книгах. И. Оба стола выкрасили в наиголубейший цвет. 12. Речь шла об обоих письмах.
§ 2. Склонение числительных
Многочисленные ошибки в образовании падежных форм имен числительных связаны с тем, что их склонение не единообразно.
При склонении сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, изменяются обе части.
При образовании падежных форм составных количественных числительных следует изменять каждое слово.
При смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в Р.п. ед.ч., например:
Упражнения
Упражнение 4. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.
1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3 (процента, процентов). 2. С каждой делянки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. Погрузили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. 4. Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 5. По предварительным подсчетам, 15,6 (гектара, гектаров) были съедены саранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за 14,2 (секунд, секунды). 7. Ему не хватало 7495 рублей. 8. Ребята расплатились 500 рублями. 9. Вышла новая серия пособий с 367 рисунками.
Упражнение 5. Перепишите предложения, но числительные запишите словами.
1. Государственная казна пополнилась еще 678 000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование). 7. В трех зрительных залах – по 70 (место). 8. Потери составили более 843 (килограмм). 9. Ответ пришел только через 52 (сутки, день). 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157 (центнер) с гектара. 11. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана.
§ 3. Употребление числительных в составе словосочетаний
В соответствии с нормами современного русского литературного языка формы имен числительных должны согласовываться с существительными в косвенных падежах, а именно: от двухсот книг, к двумстам книгам, с двумястами книгами, о двухстах книгах.
• Слово тысяча в Тв.п. ед.ч. имеет две формы:
1) тысячей и в этом случае управляет существительным в Р.п. мн.ч.: кандидат в депутаты за неделю встретился с тысячей избирателей;
2) тысячью и согласуется с существительным в Тв.п.: он встретился с тысячью избирателями.
В составных количественных числительных слово тысяча в В.п. при сочетании с именем существительным имеет окончание – у: расстояние в тысячу шестьсот восемьдесят метров, за тысячу девятьсот тридцать четыре года.
В составе порядковых числительных и порядковых прилагательных слово тысяча остается неизменным, так как изменяется только последний компонент: в тысяча девятьсот тридцать четвертом году, на тысяча шестьсот восьмидесятом метре.
• При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24… 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, имеющими только формы мн.ч. (сутки, брюки, сани), в зависимости от контекста следует перестроить словосочетание (или предложение): заменить слово, вставить другое слово или заменить конструкцию на другую. Так, вместо 22 суток (двадцать два суток), двадцать две суток, двадцать двое суток можно сказать: двадцать два дня или в течение двадцати двух суток. Если же речь идет о конкретных предметах, следует употребить слово штука: сто четыре штуки ножниц.
Слово пара в значении ‘два’ в нормативной речи сочетается только с названиями парных предметов (пара ботинок). Сочетания типа пара часов или пара брюк носят разговорно-просторечный характер.
В сочетаниях два (три, четыре)… и более управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч., а относящееся к нему определение – в форме Р.п. мн.ч.: два и более правильных решения, три и более грамматических формы. Возможны перестановки: четыре интересных ответа и более.
• Числительное пол– (половина) в современном русском литературном языке не является самостоятельным словом, а входит в состав многих сложных слов. В качестве второй части обычно выступает имя существительное в форме Р.п.: полсотни, полчаса. Образования типа полсотня – полсотню, полбутылка – с полбутылкой носят просторечный характер.
Род таких сложных имен существительных определяется по главному слову: полдома — м.р., полморя – ср.р., полдороги – ж.р.
В исходной форме эти существительные в согласовании с определениями и сказуемыми ведут себя как количественные словосочетания: Первые полгода прошли незаметно.
Если соответствующее существительное стоит в Им.п. или В.п., то определение и сказуемое употребляются во мн.ч. Если подлежащее выражено сложным существительным, и при нем нет определения, то сказуемое чаще всего употребляется в форме ед.ч., а в прошедшем времени – в форме ср.р., например: полчаса пролетит быстро.
В косвенных падежах определение согласуется в роде и числе с главным словом сложения, а вместо пол- появляется полу-: с каждой полу мину той.
• Название месяца в сочетаниях типа Восьмое марта в исходной форме и косвенных падежах ставится в Р.п.
Источник
Реферат: Лексические нормы современного русского литературного языка
1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3(процента, процентов) 2. С каждой делянки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. Погрузили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. 4. Анне необходимо было проехать (километра, километров). 5. По предварительным подсчетам, 15,6(гектара, гектаров) были съедены саранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за 14,2(секунд, секунды). 7. Ему не хватало 7495 рублей. 8. Ребята расплатились 500 рублями. 9. Вышла новая серия пособий с 360 рисунками.
1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на девяносто два целых три десятых процента. 2. С каждой делянки собрали по тридцать восемь целых четыре десятых килограмма помидоров. 3. Погрузили за час семнадцать целых две десятых центнера пшеницы. 4. Анне необходимо было проехать сорок восемь целых три десятых километра. 5. По предварительным подсчетам, пятнадцать целых шесть десятых гектара были съедены саранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за четырнадцать целых две десятых секунды. 7. Ему не хватало семи тысяч четырёхсот девяноста пяти рублей. 8. Ребята расплатились пятьюстами рублями. 9. Вышла новая серия пособий с трестами шестьюдесятью рисунками.
Упражнение № 5.Перепишите предложения, записав имена числительные словами.
1Государственная казна пополнилась 678000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552(студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22(ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать еще 16(доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименования.) 7. В трех зрительных залах — по 70(место). 8. Потери составили более 843 (килограмм). 9. Ответ пришел только через 52(сутки,день). 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157(центнер) с гектара. 11. В газете сообщается о 2975(станки), выпущенных заводом сверх плана.
1. Государственная казна пополнилась еще шестьюстами семидесятью восемью тысячами рублей. 2. Стипендии были выплачены тысяче пятистам пятидесяти двум студентам. 3. Наши охотники за один сезон уничтожили пятьдесят четыре волка. 4. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика. 5. Мне пришлось пожертвовать еще шестнадцатью долларами. 6. К двум тысячам пятистам шестидесяти семи наименованиям в список приписали еще тысячу тридцать три наименования. 7. В трех зрительных залах — по семьдесят мест. 8. Потери составили более восьмиста сорока трёх килограмм. 9. Ответ пришел только через пятьдесят два дня. 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до ста пятидесяти семи центнеров с гектара. 11. В газете сообщается о двух тысячах двухстах семидесяти пяти станках, выпущенных заводом сверх плана.
Упражнение № 6.Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления местоимений, исправьте ошибки.
1. Редакцию попросили рассказать о трудностях рабочих бригады Захарова. Рабочие бригады Захарова попросили редакцию, чтобы она рассказала об их трудностях. 2. на счету контролёров много хороших дел, с помощью которых улучшилось качество продукции. 3. мастер напомнил ученику, что уборка рабочего места – это обязанность ученика. 4. Отраслевой фирме «Ниструл» было передано ценное оборудование после присоединения к артели. 5. Охотник увидел барса, но мартын Павлович был не из трусливых. Он положил ружьё, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за хищником. «Поймаю живым»,- решил Мартын Павлович. Он накинул на голову барса мешок, и когда увидел, что тот не может его сбросить, охотник вмиг очутился на барсе верхом.
Упражнение № 7.Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на) чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..) кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..) (в) какое время и (н..) (под) каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за) что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.). 11) Он (н..) (о) чём не думал, но какая (то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..) (с) кем было поговорить, и (н..)кому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть (н..) что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился (н..) кто иной, как наш электрик. (Н. О.)
II. 1) В комнате раздались чьи (то) шаги. (В. Аж.) 2) Что(то) случилось. (Кое) кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)
3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..) кто это сделал, (н..) что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята.5) Я не знаю,(н..) кем это помещение снято,(н..)чем занимаются занявшие его люди.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого — нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся ничьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё кое — что. (Ч.) 4) На его зов никто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд ни на чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел не кто Одинцов. (Т.) 7) Никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать ни в какое время и ни под каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились ни за что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] никто не заметил, и навстречу ему никто не попался. (Дост.). 11) Он ни о чём не думал, но какая – то тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, и некому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а никто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть не что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился не кто иной, как наш электрик. (Н. О.)
II. 1) В комнате раздались чьи – то шаги. (В. Аж.) 2) Что – то случилось. Кое — кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)
3) Никто в классе не знает пока, ни кто это сделал, ни что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока никем не занята. 5) Я не знаю, ни кем это помещение снято, ни чем занимаются занявшие его люди.
Упражнение № 8.Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.
1) Сверкавшая вдали голубая полоса была…. как река.
2)…., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.
Вошедший в вагон пассажир оказался…. как нашим старым знакомым.
Это село славится…, как искусными костяными изделиями.
5)…, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.
6) Домик в лесу оказался…., как жилищем лесника.
1) Сверкавшая вдали голубая полоса была не что иное, как река.
2) Никто иной, кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.
Вошедший в вагон пассажир оказался не кем иным, как нашим старым знакомым.
Это село славится не чем иным, как искусными костяными изделиями.
5) Никто иной, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.
6) Домик в лесу оказался не чем иным, как жилищем лесника.
Источник